Формирование мелкой моторики в доречевом периоде.
методическая разработка на тему

Андреева Светлана Николаевна

Развитие детей от рождения до года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики

в доречевом    периоде

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи.

Случайность ли, что тренировка движений влияет на созревание речевой моторной области? Для того, что бы ответить на этот вопрос, в Санкт-Петербурге в АПН  В 70-е годы прошлого века провели  такие наблюдения. У детей в возрасте 6-ти недель записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, а у других левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивным, т.е проводимых взрослыми сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два после начала работы повторно записывались биотоки мозга и математически вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой области. Аналогично запись биотоков мозга проводилась и на группе детей такого же возраста, с которыми никогда тренировки не проводились. Результаты, полученные в этих наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс  созревания речевых областей. И эти данные говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Итак, дорогие родители, вы теперь в курсе, почему так важно развивать мелкую моторику вашего ребёнка и я предлагаю вам этому научиться!

2-3 недели – 1 месяц.

Цель занятий : нормализовать психомоторное развитие ребёнка

  1. Слегка разведите согнутые руки в стороны, скользите ими по поверхности стола, затем прижмите их к боковым поверхностям груди; выполняется упражнение с лёгкой вибрацией.
  2. Массаж подушечек пальцев :

–поглаживание мамиными пальцами, мягкой зубной щёткой : поглаживание ладошки малыша по направлению от кисти к кончикам пальцев,

- от ноготков до сгиба фаланги,

-  « обработка» каждого пальчика  с 4-х сторон зигзагообразными движениями.

Для развития координации движений рук держите ребёнка неспелёнутым (некоторое время в течении дня).

1-2 месяца

Поднимайте руки вверх поочерёдно  или одновременно.

2.Отведите руку ребёнка в сторону, очень осторожно её встряхивая .

3.Ребёнок лежит на спине. Свой большой палец вложите в кисть малыша, слегка придерживая её другими пальцами. Свободной рукой поглаживайте внутреннюю поверхность ручки ребёнка.

4.Большими пальцами обеих рук мягко надавливайте на ладонную поверхность кистей ребёнка, пока ребёнок крепко  не захватит ваши пальцы в кулачок. Проводите упражнение до 10-20 сек.

5. При приведении и отведении пальца к ладонной поверхности проводите точечный массаж около оснований больших пальцев обеих рук , а затем у основания каждого пальца.

2-3 месяца

  1. Развитие хватательного рефлекса; предложите ребёнку для захвата удобную игрушку с округлой ручкой.
  2. Подвешивание игрушки в зоне досягаемости (постепенно ребёнок дотягивается до видимого предмета).
  3.  Подвешивание разноцветных лент, подведение рук ребёнка к концам лент (на ленты можно подвесить колокольчики, звучащие  предметы).

3-4 месяца

  1. Массаж кисти; кольцевое растирание по наружной стороне руки, массируйте отдельно каждый пальчик, трогайте, перебирайте, поглаживайте, растирайте пальцы малыша так часто, как это возможно.
  2.  Проводите пальчиковую гимнастику. Левой рукой мама выпрямляет все пальчики у ребёнка, а правой проводит упражнение с каждым пальчиком – разводит пальчики в стороны, круговые движения каждого пальчика по часовой и против часовой стрелки, сгибание и разгибание каждого пальчика. Особое «внимание» при выполнении упражнений  следует уделять большому пальцу правой руки, т.к. мы знаем, что импульсы идут  в речевой центр коры г. м.
  3. Схватывание больших и маленьких предметов (кольца пирамиды от 3 до 5 см.) Цель этого упражнения - разное раскрытие ладони, поворот кисти, разнообразные движения рук. Очень хорошо проводить это упражнение, когда ребёнок лежит на животе.

4-5 месяцев

  1. Поиграйте ручками, хлопая раскрытыми кистями ребёнка по своей ладони.
  2.  Скрестите руки ребёнка на груди. Вложите большие пальцы в ладони ребёнка, разведите ручки в стороны, затем скрестите на груди. При перекрещивании сверху должна быть то правая , то левая рука.
  3. Раскачивайте с малышом неваляшку, упражняйтесь в удерживании бутылочки.

5-6 месяцев

  1. Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику.

6-9 месяцев

1.Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику, как и в предыдущие возраста.

2. Вкладывание колец, игрушек разного размера  в ладонь ребёнка.

3.Манипулирование гирляндой игрушек на лентах. Цель-подтягивание игрушек.

3. Манипулирование бочонком (открыть-закрыть крышку), вынимание игрушек из бочонка, перекладывание игрушек из ведёрка в коробку или в другое ведёрко.

4. Постукивание предметами об стол, об пол, похлопывание по ним ладонью, сжимание в руках резиновых, латексных, матерчатых игрушек.

5. Музыкальные центры, издающие различные звуки. Иногда кнопки на таких центрах выполнены в виде зверей. Нажав на них, ребёнок услышит соответствующее звукоподражание.

6. Рассматривание, поглаживание картинок в мягкой книге из ткани. Такую умную и нужную книжку мамы  и бабушки смогут смастерить сами, используя свою фантазию.

9-12 месяцев

  1. Делайте круговые движения руками.
  2. Поднимайте руки вверх, в стороны, вытяните вперёд, опустите вниз по словесной инструкции.
  3. Играйте в «Ладушки», «Сороку», хлопайте ручками по воде.
  4. Противопоставление пальчика всем остальным, нажимание на кнопки телефона, кручение телефонного диска, вынимание и вкладывание разных по форме и цвету игрушек в прорези, нанизывание колец на стержень.
  5. Научите малыша ставить кубик на кубик. Построив на глазах у малыша башню, разрушьте её со словами «бах». Учите малыша строить и разрушать.
  6.  Заводные машинки, курочка, поезд. Сначала покажите ребёнку как заводить игрушку, а потом предложите ребёнку сделать это самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. И эти упражнения вы сможете проводить со своим малышом тогда, когда он и говорить не умеет. Но, выполняя массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения с предметами, вы развиваете речевой центр в головном мозге и тем самым помогаете ребёнку развивать его речь.



Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики

в доречевом    периоде

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи.

Случайность ли, что тренировка движений влияет на созревание речевой моторной области? Для того, что бы ответить на этот вопрос, в Санкт-Петербурге в АПН  В 70-е годы прошлого века провели  такие наблюдения. У детей в возрасте 6-ти недель записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, а у других левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивным, т.е проводимых взрослыми сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два после начала работы повторно записывались биотоки мозга и математически вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой области. Аналогично запись биотоков мозга проводилась и на группе детей такого же возраста, с которыми никогда тренировки не проводились. Результаты, полученные в этих наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс  созревания речевых областей. И эти данные говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Итак, дорогие родители, вы теперь в курсе, почему так важно развивать мелкую моторику вашего ребёнка и я предлагаю вам этому научиться!

2-3 недели – 1 месяц.

Цель занятий : нормализовать психомоторное развитие ребёнка

  1. Слегка разведите согнутые руки в стороны, скользите ими по поверхности стола, затем прижмите их к боковым поверхностям груди; выполняется упражнение с лёгкой вибрацией.
  2. Массаж подушечек пальцев :

–поглаживание мамиными пальцами, мягкой зубной щёткой : поглаживание ладошки малыша по направлению от кисти к кончикам пальцев,

- от ноготков до сгиба фаланги,

-  « обработка» каждого пальчика  с 4-х сторон зигзагообразными движениями.

Для развития координации движений рук держите ребёнка неспелёнутым (некоторое время в течении дня).

1-2 месяца

Поднимайте руки вверх поочерёдно  или одновременно.

2.Отведите руку ребёнка в сторону, очень осторожно её встряхивая .

3.Ребёнок лежит на спине. Свой большой палец вложите в кисть малыша, слегка придерживая её другими пальцами. Свободной рукой поглаживайте внутреннюю поверхность ручки ребёнка.

4.Большими пальцами обеих рук мягко надавливайте на ладонную поверхность кистей ребёнка, пока ребёнок крепко  не захватит ваши пальцы в кулачок. Проводите упражнение до 10-20 сек.

5. При приведении и отведении пальца к ладонной поверхности проводите точечный массаж около оснований больших пальцев обеих рук , а затем у основания каждого пальца.

2-3 месяца

  1. Развитие хватательного рефлекса; предложите ребёнку для захвата удобную игрушку с округлой ручкой.
  2. Подвешивание игрушки в зоне досягаемости (постепенно ребёнок дотягивается до видимого предмета).
  3.  Подвешивание разноцветных лент, подведение рук ребёнка к концам лент (на ленты можно подвесить колокольчики, звучащие  предметы).

3-4 месяца

  1. Массаж кисти; кольцевое растирание по наружной стороне руки, массируйте отдельно каждый пальчик, трогайте, перебирайте, поглаживайте, растирайте пальцы малыша так часто, как это возможно.
  2.  Проводите пальчиковую гимнастику. Левой рукой мама выпрямляет все пальчики у ребёнка, а правой проводит упражнение с каждым пальчиком – разводит пальчики в стороны, круговые движения каждого пальчика по часовой и против часовой стрелки, сгибание и разгибание каждого пальчика. Особое «внимание» при выполнении упражнений  следует уделять большому пальцу правой руки, т.к. мы знаем, что импульсы идут  в речевой центр коры г. м.
  3. Схватывание больших и маленьких предметов (кольца пирамиды от 3 до 5 см.) Цель этого упражнения - разное раскрытие ладони, поворот кисти, разнообразные движения рук. Очень хорошо проводить это упражнение, когда ребёнок лежит на животе.

4-5 месяцев

  1. Поиграйте ручками, хлопая раскрытыми кистями ребёнка по своей ладони.
  2.  Скрестите руки ребёнка на груди. Вложите большие пальцы в ладони ребёнка, разведите ручки в стороны, затем скрестите на груди. При перекрещивании сверху должна быть то правая , то левая рука.
  3. Раскачивайте с малышом неваляшку, упражняйтесь в удерживании бутылочки.

5-6 месяцев

  1. Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику.

6-9 месяцев

1.Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику, как и в предыдущие возраста.

2. Вкладывание колец, игрушек разного размера  в ладонь ребёнка.

3.Манипулирование гирляндой игрушек на лентах. Цель-подтягивание игрушек.

3. Манипулирование бочонком (открыть-закрыть крышку), вынимание игрушек из бочонка, перекладывание игрушек из ведёрка в коробку или в другое ведёрко.

4. Постукивание предметами об стол, об пол, похлопывание по ним ладонью, сжимание в руках резиновых, латексных, матерчатых игрушек.

5. Музыкальные центры, издающие различные звуки. Иногда кнопки на таких центрах выполнены в виде зверей. Нажав на них, ребёнок услышит соответствующее звукоподражание.

6. Рассматривание, поглаживание картинок в мягкой книге из ткани. Такую умную и нужную книжку мамы  и бабушки смогут смастерить сами, используя свою фантазию.

9-12 месяцев

  1. Делайте круговые движения руками.
  2. Поднимайте руки вверх, в стороны, вытяните вперёд, опустите вниз по словесной инструкции.
  3. Играйте в «Ладушки», «Сороку», хлопайте ручками по воде.
  4. Противопоставление пальчика всем остальным, нажимание на кнопки телефона, кручение телефонного диска, вынимание и вкладывание разных по форме и цвету игрушек в прорези, нанизывание колец на стержень.
  5. Научите малыша ставить кубик на кубик. Построив на глазах у малыша башню, разрушьте её со словами «бах». Учите малыша строить и разрушать.
  6.  Заводные машинки, курочка, поезд. Сначала покажите ребёнку как заводить игрушку, а потом предложите ребёнку сделать это самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. И эти упражнения вы сможете проводить со своим малышом тогда, когда он и говорить не умеет. Но, выполняя массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения с предметами, вы развиваете речевой центр в головном мозге и тем самым помогаете ребёнку развивать его речь.



Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики

в доречевом    периоде

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи.

Случайность ли, что тренировка движений влияет на созревание речевой моторной области? Для того, что бы ответить на этот вопрос, в Санкт-Петербурге в АПН  В 70-е годы прошлого века провели  такие наблюдения. У детей в возрасте 6-ти недель записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, а у других левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивным, т.е проводимых взрослыми сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два после начала работы повторно записывались биотоки мозга и математически вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой области. Аналогично запись биотоков мозга проводилась и на группе детей такого же возраста, с которыми никогда тренировки не проводились. Результаты, полученные в этих наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс  созревания речевых областей. И эти данные говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Итак, дорогие родители, вы теперь в курсе, почему так важно развивать мелкую моторику вашего ребёнка и я предлагаю вам этому научиться!

2-3 недели – 1 месяц.

Цель занятий : нормализовать психомоторное развитие ребёнка

  1. Слегка разведите согнутые руки в стороны, скользите ими по поверхности стола, затем прижмите их к боковым поверхностям груди; выполняется упражнение с лёгкой вибрацией.
  2. Массаж подушечек пальцев :

–поглаживание мамиными пальцами, мягкой зубной щёткой : поглаживание ладошки малыша по направлению от кисти к кончикам пальцев,

- от ноготков до сгиба фаланги,

-  « обработка» каждого пальчика  с 4-х сторон зигзагообразными движениями.

Для развития координации движений рук держите ребёнка неспелёнутым (некоторое время в течении дня).

1-2 месяца

Поднимайте руки вверх поочерёдно  или одновременно.

2.Отведите руку ребёнка в сторону, очень осторожно её встряхивая .

3.Ребёнок лежит на спине. Свой большой палец вложите в кисть малыша, слегка придерживая её другими пальцами. Свободной рукой поглаживайте внутреннюю поверхность ручки ребёнка.

4.Большими пальцами обеих рук мягко надавливайте на ладонную поверхность кистей ребёнка, пока ребёнок крепко  не захватит ваши пальцы в кулачок. Проводите упражнение до 10-20 сек.

5. При приведении и отведении пальца к ладонной поверхности проводите точечный массаж около оснований больших пальцев обеих рук , а затем у основания каждого пальца.

2-3 месяца

  1. Развитие хватательного рефлекса; предложите ребёнку для захвата удобную игрушку с округлой ручкой.
  2. Подвешивание игрушки в зоне досягаемости (постепенно ребёнок дотягивается до видимого предмета).
  3.  Подвешивание разноцветных лент, подведение рук ребёнка к концам лент (на ленты можно подвесить колокольчики, звучащие  предметы).

3-4 месяца

  1. Массаж кисти; кольцевое растирание по наружной стороне руки, массируйте отдельно каждый пальчик, трогайте, перебирайте, поглаживайте, растирайте пальцы малыша так часто, как это возможно.
  2.  Проводите пальчиковую гимнастику. Левой рукой мама выпрямляет все пальчики у ребёнка, а правой проводит упражнение с каждым пальчиком – разводит пальчики в стороны, круговые движения каждого пальчика по часовой и против часовой стрелки, сгибание и разгибание каждого пальчика. Особое «внимание» при выполнении упражнений  следует уделять большому пальцу правой руки, т.к. мы знаем, что импульсы идут  в речевой центр коры г. м.
  3. Схватывание больших и маленьких предметов (кольца пирамиды от 3 до 5 см.) Цель этого упражнения - разное раскрытие ладони, поворот кисти, разнообразные движения рук. Очень хорошо проводить это упражнение, когда ребёнок лежит на животе.

4-5 месяцев

  1. Поиграйте ручками, хлопая раскрытыми кистями ребёнка по своей ладони.
  2.  Скрестите руки ребёнка на груди. Вложите большие пальцы в ладони ребёнка, разведите ручки в стороны, затем скрестите на груди. При перекрещивании сверху должна быть то правая , то левая рука.
  3. Раскачивайте с малышом неваляшку, упражняйтесь в удерживании бутылочки.

5-6 месяцев

  1. Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику.

6-9 месяцев

1.Поглаживайте, растирайте ручки ребёнка, проводите гимнастику, как и в предыдущие возраста.

2. Вкладывание колец, игрушек разного размера  в ладонь ребёнка.

3.Манипулирование гирляндой игрушек на лентах. Цель-подтягивание игрушек.

3. Манипулирование бочонком (открыть-закрыть крышку), вынимание игрушек из бочонка, перекладывание игрушек из ведёрка в коробку или в другое ведёрко.

4. Постукивание предметами об стол, об пол, похлопывание по ним ладонью, сжимание в руках резиновых, латексных, матерчатых игрушек.

5. Музыкальные центры, издающие различные звуки. Иногда кнопки на таких центрах выполнены в виде зверей. Нажав на них, ребёнок услышит соответствующее звукоподражание.

6. Рассматривание, поглаживание картинок в мягкой книге из ткани. Такую умную и нужную книжку мамы  и бабушки смогут смастерить сами, используя свою фантазию.

9-12 месяцев

  1. Делайте круговые движения руками.
  2. Поднимайте руки вверх, в стороны, вытяните вперёд, опустите вниз по словесной инструкции.
  3. Играйте в «Ладушки», «Сороку», хлопайте ручками по воде.
  4. Противопоставление пальчика всем остальным, нажимание на кнопки телефона, кручение телефонного диска, вынимание и вкладывание разных по форме и цвету игрушек в прорези, нанизывание колец на стержень.
  5. Научите малыша ставить кубик на кубик. Построив на глазах у малыша башню, разрушьте её со словами «бах». Учите малыша строить и разрушать.
  6.  Заводные машинки, курочка, поезд. Сначала покажите ребёнку как заводить игрушку, а потом предложите ребёнку сделать это самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. И эти упражнения вы сможете проводить со своим малышом тогда, когда он и говорить не умеет. Но, выполняя массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения с предметами, вы развиваете речевой центр в головном мозге и тем самым помогаете ребёнку развивать его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....