РУКИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР
статья
Особое значение в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приобретает формирование мелкой моторики рук, тесно связанной с развитием когнитивных функций, речи и самостоятельности.
Интеграция упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в занятия по формированию элементарных математических представлений (ЭМП) представляется перспективным направлением, позволяющим достичь синергетического эффекта: одновременно развивать как когнитивные способности, так и сенсомоторные навыки. Данная статья посвящена методике формирования мелкой моторики рук на занятиях по математическим представлениям для детей с ТМНР, раскрывая теоретические основы, практические приемы и педагогические стратегии
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУКИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР
Введение:
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой одну из наиболее уязвимых категорий
обучающихся, чье развитие требует комплексного,
индивидуализированного и мультидисциплинарного подхода.
Сложность структуры дефекта, включающего сочетанные нарушения различных систем организма (интеллект, речь, опорно-двигательный аппарат, сенсорные функции), обуславливает необходимость
применения адаптивных методик, направленных на развитие всех доступных ребенку видов деятельности. Особое значение в
коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей
приобретает формирование мелкой моторики рук, тесно связанной с развитием когнитивных функций, речи и самостоятельности.
Интеграция упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в занятия по формированию элементарных математических представлений (ЭМП) представляется перспективным направлением, позволяющим достичь синергетического эффекта: одновременно развивать как когнитивные способности, так и сенсомоторные навыки. Данная статья посвящена методике формирования мелкой моторики рук на занятиях по математическим представлениям для детей с ТМНР, раскрывая теоретические основы, практические приемы и педагогические стратегии.
ТМНР и особенности развития мелкой моторики:
Дети с ТМНР часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики, которые могут быть вызваны:
- Нарушениями центральной нервной системы: Двигательные нарушения, мышечная дистония, спастичность, атетоидные
движения могут затруднять точные манипуляции с мелкими предметами.
- Сенсорными нарушениями: Ограничения в зрительном, тактильном, проприоцептивном восприятии влияют на точность и координацию движений.
- Когнитивными нарушениями: Трудности с пониманием инструкций, планированием действий, удержанием последовательности движений.
- Речевыми нарушениями: Недостаточная связь между речью и движением, трудности с вербальным сопровождением действий.
Эти нарушения могут препятствовать формированию таких базовых математических представлений, как счет, сравнение предметов, геометрические формы, пространственные отношения, поскольку эти представления часто требуют активного взаимодействия с
предметами окружающего мира.
Мелкая моторика и математические представления: взаимосвязь:
Связь между развитием мелкой моторики и формированием математических представлений у детей с ТМНР является многоаспектной и обусловлена рядом факторов:
- Тактильно-кинестетическая основа: Многие математические понятия (количество, размер, форма, пространственные отношения) изначально усваиваются через тактильное и
кинестетическое восприятие. Манипуляции с предметами
(пересчет, сравнение, группировка) являются непосредственным способом их познания.
- Развитие сенсомоторной интеграции: Скоординированная работа зрительного, слухового и двигательного анализаторов необходима для точного выполнения математических операций.
- Формирование зрительно-моторной координации: Важна для правильного написания цифр, геометрических фигур, соотнесения количества с символом.
- Развитие внимания и памяти: Упражнения на мелкую
моторику, особенно выполняемые с инструкцией, способствуют развитию концентрации внимания и запоминанию последовательности действий, что важно для освоения
алгоритмов счета, сравнения.
- Развитие речи: Вербализация действий, сопровождающих манипуляции с предметами, обогащает словарь, формирует понимание математической терминологии.
Методика формирования мелкой моторики на занятиях по математическим представлениям:
Методика должна основываться на принципах индивидуализации, постепенности, систематичности, наглядности и игровой формы, учитывая специфику ТМНР.
Цели и задачи:
- Цель: Содействие развитию мелкой моторики рук у детей с ТМНР в процессе формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
- Стимулировать произвольные движения пальцев и кистей рук.
- Развивать координацию движений, ловкость, точность.
- Формировать тактильную чувствительность и сенсорное восприятие.
- Интегрировать двигательную активность с когнитивными задачами (счет, сравнение, классификация).
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Способствовать развитию речи через вербализацию действий.
- Повышать мотивацию к занятиям математикой через игровые и практические задания.
Принципы построения занятий:
- Индивидуализация: Учет двигательных, когнитивных, сенсорных и речевых особенностей каждого ребенка. Адаптация заданий под уровень его возможностей.
- Постепенность: Переход от простых движений к более
сложным, от однонаправленных к двунаправленным, от крупных к мелким.
- Систематичность: Регулярное включение упражнений в занятия.
- Наглядность: Использование большого количества визуальных, тактильных и вербальных опор.
- Игровая форма: Создание условий, в которых математические и моторные задачи решаются в игровой деятельности.
- Положительное подкрепление: Похвала, одобрение, стимулирование интереса ребенка.
- Интеграция: Сочетание развития моторики с математическими задачами.
- Содержание и формы работы:
А. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук:
- Пальчиковые игры:
- На что направлены: Развитие ловкости, координации, подвижности пальцев, подготовка к манипуляциям с мелкими предметами.
- Примеры: «Сорока-ворона» (с массажем пальцев), «Этот пальчик – дедушка», «Считаем пальчики» (с движением
каждого пальца).
Интеграция с математикой:
- «Сколько пальчиков?» – счет на пальцах.
- «Сколько пальчиков покажу?» – развитие узнавания чисел.
- «Покажи столько же» – соотнесение количества пальцев с числом.
Упражнения с мелкими предметами:
- На что направлены: Развитие ловкости, точности движений, дифференциации движений пальцев.
Примеры:
- Нанизывание: Бусин на нитку, пуговиц на шнурок, макарон.
- Интеграция с математикой: Нанизывание
определенного количества бусин, чередование цветов (создание узора, последовательности), сортировка бусин по размеру/цвету перед нанизыванием.
- Сортировка: Перебирание и сортировка мелких предметов (пуговицы, фасоль, камешки, счетные палочки) по цвету, форме, размеру.
- Интеграция с математикой: Формирование навыков классификации, сравнения, счета.
Работа с конструктором (LEGO, магнитный
конструктор): Соединение деталей, конструирование по образцу.
- Интеграция с математикой: Счет деталей, подбор деталей по форме и цвету, создание геометрических фигур.
- Работа с крупами и песком: Пересыпание, сортировка, рисование пальцем.
- Интеграция с математикой: Сортировка круп по виду, формирование счетных палочек из песка, рисование цифр и простых
геометрических фигур.
Использование пинцетов и
щипцов: Перекладывание мелких предметов (бусины, помпоны) с помощью пинцета.
- Интеграция с математикой: Сортировка, счет, выполнение инструкций (переложить 3 красных помпона).
Лепка:
- На что направлена: Развитие силы пальцев, координации, формирование объемных представлений.
- Материалы: Пластилин, глина, соленое тесто.
Интеграция с математикой:
- Лепка геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, пирамида).
- Лепка заданного количества предметов (например, 3 шарика).
- Лепка предметов для счета (фрукты, овощи, животные).
- Создание моделей для демонстрации
математических понятий (например, модель часов).
Аппликация и работа с бумагой:
- На что направлена: Развитие ловкости, точности, усидчивости, пространственного мышления.
- Приемы: Отрывание, сминание, скручивание, разрезание (с помощью безопасных ножниц), приклеивание.
Интеграция с математикой:
- Создание аппликаций из геометрических фигур (домик из квадратов и треугольников).
- Разрывание бумаги на части (формирование понятия
«целое» и «часть»).
- Складывание бумаги (оригами) для получения геометрических фигур.
- Счет элементов аппликации.
Рисование и письмо (с учетом особенностей):
- На что направлена: Развитие мелкой моторики,
зрительно-моторной координации, подготовка к письму.
- Приемы: Рисование пальцами, карандашами, мелками. Обводка контуров, штриховка.
Интеграция с математикой:
- Рисование цифр, геометрических фигур.
- Обводка контуров цифр и фигур.
- Рисование узоров из геометрических фигур.
- Составление рисунков, где количество предметов соответствует числу (например, 3 цветочка).
Б. Интеграция моторики с математическими представлениями:
- Счет:
- Манипуляции с предметами: Перекладывание предметов при счете (например, счет машинок, перекладывая их из
одной коробки в другую).
- Счетные палочки: Выкладывание цифр, простых фигур, счет предметов.
- Сортировка по количеству: Группировка предметов по заданному числу (например, собрать 3 мячика).
Сравнение предметов:
- Манипуляции с объектами: Сравнивание по размеру, длине, толщине (большой-маленький, длинный-короткий, толстый-тонкий).
- Выкладывание рядов: Выкладывание предметов в ряд по убыванию/возрастанию размера.
Геометрические фигуры:
- Лепка: Лепка шаров, кубов, цилиндров.
- Конструирование: Постройка фигур из счетных палочек, конструктора.
- Аппликация: Создание фигур из готовых форм.
- Рисование: Обводка и рисование фигур.
Пространственные отношения:
- Игры с блоками: Размещение предметов «над», «под»,
«рядом», «между».
- Построение по образцу: Воссоздание пространственных композиций.
- Указание направлений: «Положи кубик сюда», «Возьми круг справа».
Ориентация в пространстве:
- Лабиринты: Проведение пальцем или карандашом по лабиринту.
- «Найди предмет»: Поиск предметов, спрятанных в определенных местах.
Принципы организации занятий:
- Максимальная наглядность: Использование крупных, ярких, тактильно приятных предметов.
- Дозированность нагрузки: Упражнения должны быть кратковременными, чередоваться с отдыхом.
- Повторение: Многократное повторение упражнений для закрепления навыков.
- Постепенность усложнения: Переход от простых манипуляций к более сложным, от индивидуальных действий к совместным.
- Положительное подкрепление: Обязательное поощрение, одобрение, создание ситуации успеха.
- Мультисенсорный подход: Использование различных сенсорных каналов (зрение, слух, осязание, движение).
- Вербализация: Сопровождение действий словами, инструкциями, комментариями.
- Интеграция с игрой: Превращение любой математической или моторной задачи в увлекательную игру.
Роль педагога:
- Диагност: Оценка уровня развития моторики и математических представлений ребенка.
- Инструктор: Демонстрация правильных движений, обучение манипуляциям.
- Фасилитатор: Создание условий для самостоятельной деятельности, поддержка инициативы.
- Мотиватор: Создание позитивного настроя, поощрение, помощь в преодолении трудностей.
- Адаптер: Подбор упражнений, соответствующих
индивидуальным потребностям и возможностям ребенка.
- Наблюдатель: Фиксация прогресса, выявление трудностей, корректировка методики.
Взаимодействие с родителями:
- Информирование: Объяснение важности развития мелкой моторики и ее связи с математическими представлениями.
- Рекомендации: Предоставление простых упражнений и игр, которые родители могут использовать дома.
- Совместные занятия: Привлечение родителей к участию в некоторых занятиях.
- Обмен информацией: Обсуждение успехов и трудностей ребенка.
Примеры интегрированных занятий:
Пример 1: «Веселые пуговицы» (формирование счета и мелкой моторики)
- Цель: Формирование навыков счета, сортировки, мелкой моторики.
- Материалы: Разноцветные пуговицы разного размера, контейнеры, пинцеты, простые счетные палочки.
Ход занятия:
- Разминка: Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» (с имитацией деления).
- Сортировка: Дети с помощью пальцев или пинцетов сортируют пуговицы по цвету, размеру, количеству отверстий.
- Счет: Собирают пуговицы в кучки по заданному количеству (например, «сделай 3 кучки по 2 пуговицы»).
- Выкладывание цифр: Используя счетные палочки и пуговицы, выкладывают цифры.
- Игра «Магазин пуговиц»: Дети «покупают» пуговицы, отсчитывая нужное количество.
Пример 2: «Строим башню» (формирование пространственных представлений и моторики)
- Цель: Развитие пространственного мышления, крупной и мелкой моторики, счета.
- Материалы: Деревянные кубики разного размера и цвета, счетные палочки.
Ход занятия:
- Разминка: Пальчиковая игра «Строим дом».
- Построение по образцу: Ребенок строит башню по образцу, данному педагогом (например, «три кубика вниз, сверху два кубика»).
- Построение по инструкции: Педагог дает словесную инструкцию («Поставь большой кубик, на него маленький»).
- Счет: Считают количество кубиков в башне, сравнивают башни по высоте.
- Конструирование: Создают собственные башни, используя кубики разного цвета и размера.
Пример 3: «Поезд чисел» (формирование числового ряда и моторных навыков)
- Цель: Формирование навыков счета, последовательности чисел, развитие мелкой моторики.
- Материалы: Карточки с цифрами, картинки (вагончики), счетные палочки, пуговицы.
Ход занятия:
- Разминка: Пальчиковая игра «Паровоз».
- Выкладывание состава: Дети выкладывают поезд из
карточек с цифрами в правильной последовательности (1, 2, 3…).
- Заселение вагончиков: В каждый вагончик (картинку) помещают соответствующее количество предметов (например, в вагончик «3» – 3 пуговицы).
- Счет: Считают общее количество «пассажиров» в поезде.
- «Секретный код»: Педагог называет число, ребенок показывает соответствующую карточку с цифрой.
Заключение:
Интеграция упражнений, направленных на формирование мелкой моторики рук, в занятия по математическим представлениям для
детей с ТМНР является не только целесообразной, но и необходимой.
Она позволяет создать условия для более эффективного и
комплексного развития ребенка, преодолевая барьеры, связанные с его особенностями. Манипуляции с предметами, пальчиковые игры, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, будучи естественными для ребенка, становятся мощным инструментом для освоения математических понятий.
Систематическое, целенаправленное использование данной
методики, основанной на принципах индивидуализации, наглядности и игровой формы, способствует не только развитию когнитивных способностей и мелкой моторики, но и повышению мотивации,
самостоятельности и общей активности ребенка с ТМНР, открывая ему новые возможности для познания мира и взаимодействия с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.
Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей ЗПР.
Конспект занятия по математики (4-год обучения)....

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

