РУКИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР
статья

Цапулина Вера Евгеньевна

Особое значение в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приобретает формирование мелкой моторики рук, тесно связанной с развитием когнитивных функций, речи и самостоятельности.

Интеграция упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в занятия по формированию элементарных математических представлений (ЭМП) представляется перспективным направлением, позволяющим достичь синергетического эффекта: одновременно развивать как когнитивные способности, так и сенсомоторные навыки. Данная статья посвящена методике формирования мелкой моторики рук на занятиях по математическим представлениям для детей с ТМНР, раскрывая теоретические основы, практические приемы и педагогические стратегии

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУКИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР

Введение:

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой одну из наиболее уязвимых категорий

обучающихся, чье развитие требует комплексного,

индивидуализированного и мультидисциплинарного подхода.

Сложность структуры дефекта, включающего сочетанные нарушения различных систем организма (интеллект, речь, опорно-двигательный аппарат, сенсорные функции), обуславливает необходимость

применения адаптивных методик, направленных на развитие всех доступных ребенку видов деятельности. Особое значение в

коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей

приобретает формирование мелкой моторики рук, тесно связанной с развитием когнитивных функций, речи и самостоятельности.

Интеграция упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в занятия по формированию элементарных математических представлений (ЭМП) представляется перспективным направлением, позволяющим достичь синергетического эффекта: одновременно развивать как когнитивные способности, так и сенсомоторные навыки. Данная статья посвящена методике формирования мелкой моторики рук на занятиях по математическим представлениям для детей с ТМНР, раскрывая теоретические основы, практические приемы и педагогические стратегии.

ТМНР и особенности развития мелкой моторики:

Дети с ТМНР часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики, которые могут быть вызваны:

  • Нарушениями центральной нервной системы: Двигательные нарушения, мышечная дистония, спастичность, атетоидные

движения могут затруднять точные манипуляции с мелкими предметами.

  • Сенсорными нарушениями: Ограничения в зрительном, тактильном, проприоцептивном восприятии влияют на точность и координацию движений.
  • Когнитивными нарушениями: Трудности с пониманием инструкций, планированием действий, удержанием последовательности движений.
  • Речевыми нарушениями: Недостаточная связь между речью и движением, трудности с вербальным сопровождением действий.

Эти нарушения могут препятствовать формированию таких базовых математических представлений, как счет, сравнение предметов, геометрические формы, пространственные отношения, поскольку эти представления часто требуют активного взаимодействия с

предметами окружающего мира.

Мелкая моторика и математические представления: взаимосвязь:

Связь между развитием мелкой моторики и формированием математических представлений у детей с ТМНР является многоаспектной и обусловлена рядом факторов:

  1. Тактильно-кинестетическая основа: Многие математические понятия (количество, размер, форма, пространственные отношения) изначально усваиваются через тактильное и

кинестетическое восприятие. Манипуляции с предметами

(пересчет, сравнение, группировка) являются непосредственным способом их познания.

  1. Развитие сенсомоторной интеграции: Скоординированная работа зрительного, слухового и двигательного анализаторов необходима для точного выполнения математических операций.
  2. Формирование зрительно-моторной координации: Важна для правильного написания цифр, геометрических фигур, соотнесения количества с символом.
  3. Развитие внимания и памяти: Упражнения на мелкую

моторику, особенно выполняемые с инструкцией, способствуют развитию концентрации внимания и запоминанию последовательности действий, что важно для освоения

алгоритмов счета, сравнения.

  1. Развитие речи: Вербализация действий, сопровождающих манипуляции с предметами, обогащает словарь, формирует понимание математической терминологии.

Методика формирования мелкой моторики на занятиях по математическим представлениям:

Методика должна основываться на принципах индивидуализации, постепенности, систематичности, наглядности и игровой формы, учитывая специфику ТМНР.

  1. Цели и задачи:

  • Цель: Содействие развитию мелкой моторики рук у детей с ТМНР в процессе формирования элементарных математических представлений.
  • Задачи:

  • Стимулировать произвольные движения пальцев и кистей рук.
  • Развивать координацию движений, ловкость, точность.
  • Формировать тактильную чувствительность и сенсорное восприятие.
  • Интегрировать двигательную активность с когнитивными задачами (счет, сравнение, классификация).
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Способствовать развитию речи через вербализацию действий.
  • Повышать мотивацию к занятиям математикой через игровые и практические задания.
  1. Принципы построения занятий:

  • Индивидуализация: Учет двигательных, когнитивных, сенсорных и речевых особенностей каждого ребенка. Адаптация заданий под уровень его возможностей.
  • Постепенность: Переход от простых движений к более

сложным, от однонаправленных к двунаправленным, от крупных к мелким.

  • Систематичность: Регулярное включение упражнений в занятия.
  • Наглядность: Использование большого количества визуальных, тактильных и вербальных опор.
  • Игровая форма: Создание условий, в которых математические и моторные задачи решаются в игровой деятельности.
  • Положительное подкрепление: Похвала, одобрение, стимулирование интереса ребенка.
  • Интеграция: Сочетание развития моторики с математическими задачами.
  1. Содержание и формы работы:

А. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук:

  • Пальчиковые игры:
  • На что направлены: Развитие ловкости, координации, подвижности пальцев, подготовка к манипуляциям с мелкими предметами.
  • Примеры: «Сорока-ворона» (с массажем пальцев), «Этот пальчик – дедушка», «Считаем пальчики» (с движением

каждого пальца).

  • Интеграция с математикой:

  • «Сколько пальчиков?» – счет на пальцах.
  • «Сколько пальчиков покажу?» – развитие узнавания чисел.
  • «Покажи столько же» – соотнесение количества пальцев с числом.
  • Упражнения с мелкими предметами:

  • На что направлены: Развитие ловкости, точности движений, дифференциации движений пальцев.
  • Примеры:

  • Нанизывание: Бусин на нитку, пуговиц на шнурок, макарон.
  • Интеграция с математикой: Нанизывание

определенного количества бусин, чередование цветов (создание узора, последовательности), сортировка бусин по размеру/цвету перед нанизыванием.

  • Сортировка: Перебирание и сортировка мелких предметов (пуговицы, фасоль, камешки, счетные палочки) по цвету, форме, размеру.
  • Интеграция с математикой: Формирование навыков классификации, сравнения, счета.
  • Работа с конструктором (LEGO, магнитный

конструктор): Соединение деталей, конструирование по образцу.

  • Интеграция с математикой: Счет деталей, подбор деталей по форме и цвету, создание геометрических фигур.
  • Работа с крупами и песком: Пересыпание, сортировка, рисование пальцем.
  • Интеграция с математикой: Сортировка круп по виду, формирование счетных палочек из песка, рисование цифр и простых

геометрических фигур.

  • Использование пинцетов и

щипцов: Перекладывание мелких предметов (бусины, помпоны) с помощью пинцета.

  • Интеграция с математикой: Сортировка, счет, выполнение инструкций (переложить 3 красных помпона).
  • Лепка:

  • На что направлена: Развитие силы пальцев, координации, формирование объемных представлений.
  • Материалы: Пластилин, глина, соленое тесто.
  • Интеграция с математикой:

  • Лепка геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, пирамида).
  • Лепка заданного количества предметов (например, 3 шарика).
  • Лепка предметов для счета (фрукты, овощи, животные).
  • Создание моделей для демонстрации

математических понятий (например, модель часов).

  • Аппликация и работа с бумагой:

  • На что направлена: Развитие ловкости, точности, усидчивости, пространственного мышления.
  • Приемы: Отрывание, сминание, скручивание, разрезание (с помощью безопасных ножниц), приклеивание.
  • Интеграция с математикой:

  • Создание аппликаций из геометрических фигур (домик из квадратов и треугольников).
  • Разрывание бумаги на части (формирование понятия

«целое» и «часть»).

  • Складывание бумаги (оригами) для получения геометрических фигур.
  • Счет элементов аппликации.
  • Рисование и письмо (с учетом особенностей):

  • На что направлена: Развитие мелкой моторики,

зрительно-моторной координации, подготовка к письму.

  • Приемы: Рисование пальцами, карандашами, мелками. Обводка контуров, штриховка.
  • Интеграция с математикой:

  • Рисование цифр, геометрических фигур.
  • Обводка контуров цифр и фигур.
  • Рисование узоров из геометрических фигур.
  • Составление рисунков, где количество предметов соответствует числу (например, 3 цветочка).

Б. Интеграция моторики с математическими представлениями:

  • Счет:
  • Манипуляции с предметами: Перекладывание предметов при счете (например, счет машинок, перекладывая их из

одной коробки в другую).

  • Счетные палочки: Выкладывание цифр, простых фигур, счет предметов.
  • Сортировка по количеству: Группировка предметов по заданному числу (например, собрать 3 мячика).
  • Сравнение предметов:

  • Манипуляции с объектами: Сравнивание по размеру, длине, толщине (большой-маленький, длинный-короткий, толстый-тонкий).
  • Выкладывание рядов: Выкладывание предметов в ряд по убыванию/возрастанию размера.
  • Геометрические фигуры:

  • Лепка: Лепка шаров, кубов, цилиндров.
  • Конструирование: Постройка фигур из счетных палочек, конструктора.
  • Аппликация: Создание фигур из готовых форм.
  • Рисование: Обводка и рисование фигур.
  • Пространственные отношения:

  • Игры с блоками: Размещение предметов «над», «под»,

«рядом», «между».

  • Построение по образцу: Воссоздание пространственных композиций.
  • Указание направлений: «Положи кубик сюда», «Возьми круг справа».
  • Ориентация в пространстве:

  • Лабиринты: Проведение пальцем или карандашом по лабиринту.
  • «Найди предмет»: Поиск предметов, спрятанных в определенных местах.
  1. Принципы организации занятий:

  • Максимальная наглядность: Использование крупных, ярких, тактильно приятных предметов.
  • Дозированность нагрузки: Упражнения должны быть кратковременными, чередоваться с отдыхом.
  • Повторение: Многократное повторение упражнений для закрепления навыков.
  • Постепенность усложнения: Переход от простых манипуляций к более сложным, от индивидуальных действий к совместным.
  • Положительное подкрепление: Обязательное поощрение, одобрение, создание ситуации успеха.
  • Мультисенсорный подход: Использование различных сенсорных каналов (зрение, слух, осязание, движение).
  • Вербализация: Сопровождение действий словами, инструкциями, комментариями.
  • Интеграция с игрой: Превращение любой математической или моторной задачи в увлекательную игру.
  1. Роль педагога:

  • Диагност: Оценка уровня развития моторики и математических представлений ребенка.
  • Инструктор: Демонстрация правильных движений, обучение манипуляциям.
  • Фасилитатор: Создание условий для самостоятельной деятельности, поддержка инициативы.
  • Мотиватор: Создание позитивного настроя, поощрение, помощь в преодолении трудностей.
  • Адаптер: Подбор упражнений, соответствующих

индивидуальным потребностям и возможностям ребенка.

  • Наблюдатель: Фиксация прогресса, выявление трудностей, корректировка методики.
  1. Взаимодействие с родителями:

  • Информирование: Объяснение важности развития мелкой моторики и ее связи с математическими представлениями.
  • Рекомендации: Предоставление простых упражнений и игр, которые родители могут использовать дома.
  • Совместные занятия: Привлечение родителей к участию в некоторых занятиях.
  • Обмен информацией: Обсуждение успехов и трудностей ребенка.

Примеры интегрированных занятий:

Пример 1: «Веселые пуговицы» (формирование счета и мелкой моторики)

  • Цель: Формирование навыков счета, сортировки, мелкой моторики.
  • Материалы: Разноцветные пуговицы разного размера, контейнеры, пинцеты, простые счетные палочки.
  • Ход занятия:

  1. Разминка: Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» (с имитацией деления).
  2. Сортировка: Дети с помощью пальцев или пинцетов сортируют пуговицы по цвету, размеру, количеству отверстий.
  3. Счет: Собирают пуговицы в кучки по заданному количеству (например, «сделай 3 кучки по 2 пуговицы»).
  4. Выкладывание цифр: Используя счетные палочки и пуговицы, выкладывают цифры.
  5. Игра «Магазин пуговиц»: Дети «покупают» пуговицы, отсчитывая нужное количество.

Пример 2: «Строим башню» (формирование пространственных представлений и моторики)

  • Цель: Развитие пространственного мышления, крупной и мелкой моторики, счета.
  • Материалы: Деревянные кубики разного размера и цвета, счетные палочки.
  • Ход занятия:

  1. Разминка: Пальчиковая игра «Строим дом».
  2. Построение по образцу: Ребенок строит башню по образцу, данному педагогом (например, «три кубика вниз, сверху два кубика»).
  3. Построение по инструкции: Педагог дает словесную инструкцию («Поставь большой кубик, на него маленький»).
  4. Счет: Считают количество кубиков в башне, сравнивают башни по высоте.
  5. Конструирование: Создают собственные башни, используя кубики разного цвета и размера.

Пример 3: «Поезд чисел» (формирование числового ряда и моторных навыков)

  • Цель: Формирование навыков счета, последовательности чисел, развитие мелкой моторики.
  • Материалы: Карточки с цифрами, картинки (вагончики), счетные палочки, пуговицы.
  • Ход занятия:

  1. Разминка: Пальчиковая игра «Паровоз».
  2. Выкладывание состава: Дети выкладывают поезд из

карточек с цифрами в правильной последовательности (1, 2, 3…).

  1. Заселение вагончиков: В каждый вагончик (картинку) помещают соответствующее количество предметов (например, в вагончик «3» – 3 пуговицы).
  2. Счет: Считают общее количество «пассажиров» в поезде.
  3. «Секретный код»: Педагог называет число, ребенок показывает соответствующую карточку с цифрой.

Заключение:

Интеграция упражнений, направленных на формирование мелкой моторики рук, в занятия по математическим представлениям для

детей с ТМНР является не только целесообразной, но и необходимой.

Она позволяет создать условия для более эффективного и

комплексного развития ребенка, преодолевая барьеры, связанные с его особенностями. Манипуляции с предметами, пальчиковые игры, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, будучи естественными для ребенка, становятся мощным инструментом для освоения математических понятий.

Систематическое, целенаправленное использование данной

методики, основанной на принципах индивидуализации, наглядности и игровой формы, способствует не только развитию когнитивных способностей и мелкой моторики, но и повышению мотивации,

самостоятельности и общей активности ребенка с ТМНР, открывая ему новые возможности для познания мира и взаимодействия с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...