Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
методическая разработка на тему

Тинт Наталия Викторовна

                 Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.

1.      Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических  представлений.

2.      Домашнее задание.

3.      Картинки к домашнему заданию

4.      Материал для оформления стенда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_leksicheskoy.docx931.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                Подготовила   учитель-логопед Тинт Н.В.

                         Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

                 Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.

  1. Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических  представлений.
  2. Домашнее задание.
  3. Картинки к домашнему заданию
  4. Материал для оформления стенда.

               

               Картинки по запросу картинка дикие животные в лесу

2018

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических  представлений

   Тема: «Дикие животные».

   Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные».

   Задачи:  

    Образовательные:

  • Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
  • Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;

     Коррекционно-развивающие:

  • Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
  • Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
  • Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
  • Развивать связную речь детей, учить логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
  • Развивать слухоречевую память, внимание;
  • Развивать умение координировать речь с движением.

   Воспитательные:

  • Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной  деятельности;
  • Прививать любовь к природе, животным.

                                                                 Ход  занятия.

Организационный момент:.

- На столе лежат разрезные картинки, сложите их. Кто это?  (Заяц, белка, волк).

- Как их называют? Почему?  (Дикие животные, потому что живут в лесу).

- Правильно, это дикие животные. Дикие животные с человеком не живут, а живут они в лесах, на   горах, в лугах, степях. Они сами добывают пищу, сами охраняют своих детёнышей, строят прочное жилище.

Основная часть:

  1. Загадки.

- Сейчас я вам загадаю загадки про животных, а вы угадайте, кто это:

        а.  Косолапый и большой

             Спит в берлоге он зимой,

             Любит шишки, любит мёд,

             Ну-ка, кто мне назовёт?    (Медведь)

       б.   Зимой беленький, летом серенький,

              Никого не обижает, а всех сам боится.  (Заяц)

        в.   Кто зимой холодной,

               Ходит злой, голодный?  (Волк)

         г.  Хитрая плутовка, рыжая головка,

              Хвост пушистый – краса!

              А зовут её …  лиса.

 

          д. Юркий, маленький зверёк с ветки прыг,

               На ветку скок!  (Белка)

           е. Под ёлкой лежит мешок с иголками.  (Ёж)

       2.   Упражнение:  «Назови детёныша»:

    У   лисы  - лисёнок;

    У  зайчихи – зайчонок:

    У  ежихи  - ежонок:

    У  волчицы – волчонок;

    У медведицы – медвежонок;

    У  белки – бельчонок.

                             

3.  Упражнение:  «Кто с кем пришёл?»

  -  А сейчас мы вами поиграем, давайте пригласим животных к нам в гости с их детёнышами:

     Медведицу  (с кем?)  с  медвежонком;

     Лисицу с    ……  лисёнком;

     Зайчиху  с  ……..  зайчонком;

     Ежиха  с  ……… ежонком;

     Волчица  с  …….. волчонком;

     Белка  с  ……. бельчонком.

4.  Упражнение:  «Кто где живёт?»

  -  У каждого животного есть свой «дом» и он имеет своё название. Давайте вспомним , кто где живёт.

  -  Отвечать будем полным предложением:

  -  У лисы дом называется  - нора. Лиса живёт в норе.

  -  У медведя дом – берлога. Медведь живёт в берлоге.

  -  У волка дом называется  - логово. Медведь живёт в логове.

  -  У  ежа дом называется норка. Еж живёт в норке.

  -  У  белки домик дупло. Белка живёт в дупле.

  -  Заяц  живёт под кустами.

5.  Упражнение: «Кто чем питается?»  

   - Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные (орехами, грибами  ….).

   - Я расскажу, какое животное чем питается:

  • Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой.
  • Белка питается грибами и орешками, её называют грызуном.
  • Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Травоядное животное.
  • Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами.

        А зимой он сосёт лапу. Медведь хищник.

  • Волк питается зайцами, домашними гусями. Хищное животное.
  • Ёж питается грибами, ужами, лягушками.

   

    6. Пальчиковая гимнастика:

         1 – 2        1- 3        1  -  4     1  -  5

          Ёж,   медведь,  барсук,  енот,

 

          1 – 5      1 – 4      1 – 3       1  - 2

           Спят   зимою   каждый   год,

            1 – 2     1 – 3    1 – 4   1 – 5

            Волка,  зайца, рысь, лису,

             1-  5   1 -  4     1 -  3          1 -  2

             И      зимой   найдёшь  в лесу.

      7. Упражнение: «Что не так?»

        -  Лисёнок  - это детёныш медведицы   ……..  лисицы.

        -  Волчонок – это детёныш зайчихи    …….    волчицы.

        -  Бельчонок – это детёныш лисицы  ……..   бельчихи.

   

       8.  Упражнение:  «Подбирай и называй»

          -  Закончи предложение, подбери и назови как можно больше слов – признаков, слов – действий:

          -  Медведь  (какой?) – огромный, косолапый…….

          -  Лиса (какая?) – хитрая,   ………

          -  Заяц (что делает? )  - прыгает, ………

        9. Упражнение: «Прятки»

         - Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте мы их найдём.

         - Медведь спит  (где?)   В  берлоге.

         - Белка  сидит   ……. НА   ветке.

         - Заяц  сидит ……..  ПОД  ёлкой.

       10. Составь рассказ по схеме:

          - Кто это?   =   Какие части тела у него есть?  =  Где он живёт?    =   Как называется его дом?   =   Чем питается?  =  Как называют его детёнышей?   =  Как животное подаёт голос?

        11. Игра: «Четвёртый лишний»:

             - Сейчас я вам назову слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.

             - Лиса, заяц, волк, курица.

             - Корова, медведь, белка, ёж.

Итог:

            - О ком мы сегодня с вами говорили? (О диких животных)

            - Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

            - Волк, лиса, заяц, белка, медведь  -- как называются    ……… дикие животные.

            - Молодцы.

           

Домашнее задание. Тема: «Дикие животные»

  1. Животные, которые живут в наших лесах (на воле) называются дикими.

Произнесите четко и правильно слова: медведь, волк, лиса, заяц. Пусть ребёнок произнесет их самостоятельно.

  1. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображениями диких животных:

 медведя, лисы, зайца, волка. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида животных. Медведь очень большой, лохматый коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у неё пушистый хвост. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши и короткий хвост.

  1. Игра: “Назови детёныша».

                    У медведя – медвежонок (медвежата)  

                       У лисы –

                       У волка –

                       У зайца –

                       У белки -  

  1. «Как зимуют дикие животные»

 На зиму у них вырастает тёплый мех, зимой им трудно

добывать пищу, трудно спасаться от холода. Проговорите предложения сами, потом вместе с ребёнком, затем пусть он сделает это самостоятельно.

                          Зимой медведь спит в берлоге.

                          Зимой заяц в белой шубе, а летом – в серой.

                          Зимой волк ходит злой, голодный.

                          Зимой лиса    __________________________.                                    

  1. « Подвижная  игра»:

             Зайка скачет по кусточкам,           поскакать на 2ух ногах,

             По болоту и по кочкам.                 «ушки» - ладошки

             Белка прыгает по веткам,               прыгаем, руки перед грудью

             Гриб несёт бельчатам-деткам.  

             Ходит мишка косолапый,               идём вперевалку

             У него кривые лапы.

             Без тропинок, без дорожек             двигаемся в полуприседе,

             Катится колючий ёжик.                  сделав круглые спинки.

   6.    Игра: «Кто как голос подаёт?»:

                        Медведь  -  рычит;

                        Волк  -

                        Ёж  -

                       

      7.  Игра:  « Кто так делает?»

             Ходит, рычит, прыгает, колется, крадётся, бродит.

       

8. Игра  « Про кого можно сказать»:

              - Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая;

              - трусливый, косолапый, длинноухий.

        9. Звук и буква  «М», согласная.            

           - Задания в рабочих тетрадях: О.И. Крупенчук «Учим буквы»,

                                                             Е. В. Колесникова «От А до Я»;

           - букварь Н. Жуковой, стр. 14 – 15.        

       10.ФЭМП. Счёт в пределах 10; состав числа 3; понятие на 1 больше/меньше.

   

       11.  Выполни задание и штриховку.

                 File0079

            К домашнему заданию прилагаются картинки.

Картинки к домашнему заданию по лексической теме: «Дикие животные»

1. Дикие животные.

2. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением диких животных.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\волк+счет\Волк.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\еж\1305451399_wallpapers-by-rokott007-2.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лиса+счет\fox2.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\заяц\10.jpg

                              C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\белка\d44a9fdb014e.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\медведь\4desktop_ru_Buriy_medved_1600_3115.jpg

3. Игра: «Назови детёнышей».

Белка                                                                            бельчонок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\белка\19134221.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\белка\1294008306_belki-20.jpg

Волк                                                                          волчонок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\волк+счет\Волк.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\волк+счет\83f83200228747b328b4c61ff999d010_full.jpg

Лиса                                                                               лисёнок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лиса+счет\fox2.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лиса+счет\1295274491_fox7_1600x1200.jpg

Заяц                                                                                 зайчонок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\заяц\2833319_large.jpegC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\заяц\707162.jpg

Лось                                                                                лосёнок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лось\losy_01.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лось\5711676.jpg

Медведь                                                                    медвежонок

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\медведь\bear_photo_10.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\медведь\773001240.jpg

Ёж                                                                       Ежиха  с  ежатами

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\еж\1305451399_wallpapers-by-rokott007-2.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\еж\60750826_1277399967_03.jpg

4.Игра: «Как зимуют дикие животные».

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\волк+счет\Волк.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\белка\021.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\лиса+счет\prog.jpeg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (2)\заяц\10.jpg

5. Развитие графических навыков.

6.  Составляем рассказ о жизни диких животных.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0012.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0011.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0014.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0018.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0019.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки\File0020.jpg

Стенд.                                  

 

  Словарь:

  Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, лось, олень, шкура, рога, иголки, хвост, лапы.

   Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охотиться, спасаться.

   Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый,, колючий, быстрый, хитрая, ловкая.

                           1300377073_37_2               лиса и лисенок 

 

                                                          zaichiki-v-trave-1920x1200

    1.   Игра «Один – много»

       Лисенок – лисята – много лисят.

       Бельчонок – бельчата – много бельчат

       Медвежонок – медвежата – много медвежат.

       Ежонок – ежата – много ежат.

       Олененок – оленята – много оленят.

       Волчонок – волчата – много волчат.

       Зайчонок – зайчата  - много зайчат.

                               1266237956_fox60_1600x1200                     dogs_foto-wallpaper_69

 

 2.   Игра «Скажи ласково»

         Лиса – лисичка                            Белка – белочка

         Заяц – зайчик                               Волк – волчок

         Олень – олененок                        Медведь – медвежонок

    3. Игра «Сосчитай до пяти слова»

      Заяц, лиса, медведь – один заяц, два зайца и т.д.

    4.  Игра: «Кто как передвигается?»

      Лиса бегает.

      Волк рыщет.

      Заяц прыгает.

      Медведь переваливается (ходит вперевалку)

      5. Игра «Кто как кричит?»

      Волк воет.

      Лиса тявкает.

      Медведь ревет.

        6.«Скажи, кого не стало?»

          Лисенок – (не стало кого?) лисенка.

          Зайчонок – зайчонка.

          Медвежонок  – медвежонка

          Олененок – олененка

          Волчонок -  волчонка

          Бельчонок -  бельчонка

 

                             83f83200228747b328b4c61ff999d010_full                                              1294008306_belki-20         

            707162                                              4822

   7. Пальчиковая гимнастика

      Сидит белка на тележке,                         Хлопают ладонями и ударяют

      Сидит белка на тележке,                         кулаками друг о друга попеременно.

      Продает она орешки:                              

      Лисички – сестричке,                               Загибают по одному пальцы,

      Воробью, синичке,                                    начиная с большого.

      Мишке толстопятому,

       Заиньке усатому –

      Кому в платок,                                           Ритмично хлопают ладонями и

        Кому в зубок,                                             ударяют кулаками.

        Кому в шапочку.

      8. Выучите наизусть

                                                           Медведь

                                            Как на горе – снег, снег,

                                            И под горой – снег, снег,

                                            И на елке - снег, снег,

                                            И под елкой - снег, снег,

                                            А под снегом спит медведь.

                                           Тише, тише. Не шуметь!

           И Токмакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»

конспект открытого занятия по теме: «Согласование  притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...

Лексическая тема "Дикие животные".

Задание: найти и подчеркнуть названия диких животных (первая буква каждого названия подчеркнута)....