Интегрированный урок: «Золотой ключик».
план-конспект по теме

Майорова Елена Валерьевна

1.     ФИО автора: Учитель-логопед Майорова Елена Валерьевна

2.     Название интегрированных предметов:

-логопедические занятия

          -русский язык 1 класс

          -литературное слушание 1 класс

3.     Тема занятия: «Золотой ключик».

4.     Класс: Учащиеся 1 класса.

5.     Продолжительность занятия: 40 мин.

6.     Оборудование: таблица «Русский алфавит, нумерованный по порядку» (на каждого ребенка); доска с экраном (закрывается написанное); цветные звукобуквенные, слоговые таблицы; «зашифрованное письмо» (лента букв на каждого ребенка), аудиозаписи, костюмы ведущих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx23.21 КБ
Файл v_r_a_zh_t_z_n_b_h_m_u_s_k_l_d_a.docx11.55 КБ
Файл zo.docx11.76 КБ
Файл tablitsa.docx12.02 КБ
PDF icon zvukobukvennye_shemy.pdf148.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название образовательного учреждения: НОУ СОШ «Юджин-Центр»
  2. ФИО автора: Учитель-логопед Майорова Елена Валерьевна
  3. Название интегрированных предметов:

-логопедические занятия

          -русский язык 1 класс

          -литературное слушание 1 класс

  1. Тема занятия: «Золотой ключик».
  2. Класс: Учащиеся 1 класса.
  3. Продолжительность занятия: 40 мин.
  4. Оборудование: таблица «Русский алфавит, нумерованный по порядку» (на каждого ребенка); доска с экраном (закрывается написанное); цветные звукобуквенные, слоговые таблицы; «зашифрованное письмо» (лента букв на каждого ребенка), аудиозаписи, костюмы ведущих.

Интегрированный урок: «Золотой ключик».

                                       

1.Тип урока. Урок систематизации, повторения, закрепления и обобщения полученных знаний на практике.

2.Форма проведения урока: театрализованный урок. 

3.Цель: Совершенствование, более глубокое усвоение и обобщение знаний по фонетико-фонематическому анализу и синтезу, фонематического восприятия (на материале слов различной звукослоговой структуры в рамках лексической темы «Герои сказки»).

4. Уровень интеграции: транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Взаимодействие учителя начальной школы, учителя-логопеда.

5. Задачи урока.

Образовательные: 

-Совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом   звука, выявить качество и уровень овладения знаниями.

-Обобщить материал в разделе фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.

-Совершенствовать слоговой анализ и синтез, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.

Развивающие: 

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать материал занятия.

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической теме занятия.

-Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

-Развивать зрительное восприятие, слухоречевую память, внимание, словесно-логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.

-Развивать общую моторику.

Воспитательные: 

-Развивать самостоятельность, самоконтроль.

-Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

6.    Описание хода урока.

Занятие построено в форме театрализованной игры-путешествия.  Вместе с героями сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Буратино и Мальвиной, учащиеся выполняют задания урока, преодолевают различные игровые задания-препятствия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня к нам на «Веселый урок» пришли гости, посмотрите на них, пожалуйста.

Но урок наш необычный -

Чуть изменим ритм привычный.

Будем с вами мы играть,

на вопросы отвечать.

Готовы?

Но мы не можем начать, поскольку не все гости собрались, они герои известной вам сказки и волшебная сказочная музыка приведет их сейчас к нам в класс.

(Музыка «В гостях у сказки»)

http://muz-color.ru/?s=В+Гостях+У+Сказки

Появляются Буратино и Мальвина.

Мальвина:

Здравствуйте, ребята! Мы пришли к вам на урок из известной сказки. На уроке нас ждут испытания. Если мы успешно с ними справимся, мы откроем дверцу знаний волшебным ключиком.

II. Сообщение темы.

1.Сообщение лексической темы.

 Восстановление названия сказки - вставить пропущенные буквы.

Буратино:

- На доске написаны слова, но в них потерялись буквы. Вы уже догадались, как звучит название сказки?

Правильно (повторить, делая акцент на правильность написания).

З_л_той клю_ик, или п_иключе_ия  Б_ра_ино

Вызвать первого ребенка к доске.

- Назови вторую по счету букву в первом слове. Запиши.

Назови четвертую по счету букву в этом слове. Запиши.

Вызвать второго ребенка к доске.

- Назови потерявшуюся букву второго слова. Запиши.

Вызвать третьего ребенка к доске.

Проговорить четко слово.

-Назови вторую по счету букву в слове. Запиши. Какая еще буква в этом слове потерялась? Запиши.

Вызвать к доске четвертого ребенка.

- Назови вторую по счету букву в слове, она потерялась. Запиши.

Какая еще буква в слове потерялась? Запиши.

Мы справились с первым испытанием и расшифровали название сказки.

Продолжим путешествие в мир звуков.

2.  Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово.

Разгадать послание Мальвины. (Выделить первый звук в слове).

Мальвина:

На правом углу стола приготовлены чистые листы бумаги. Возьмите бумагу и ручки.

Я буду проговаривать слова. Слушайте внимательно. Записать нужно только первые буквы слов. Буквы пишем на одной строчке.

Вызвать одного ребенка к доске.

Сверчок

Карабас

Артемон

Золото

Ключик

Арлекино

Если мы все сделали правильно, у нас должно получиться слово.

Прочитайте его.

СКАЗКА

Молодцы, позади еще одно испытание.

III. Основная часть.

1.Развитие зрительного восприятия, гнозиса.

Папа Карло, очень хотел, чтобы Буратино учился в школе. Он прислал нам интересное послание.

 Чтобы его разгадать, читайте только буквы оранжевого цвета.

 В Р А Ж Т З Н Б Х М У С К Л Д А

Выпишите их. Прочитайте слово, которое получилось.

АЗБУКА

2. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, слогового анализа и синтеза.  

 Мальвина:

 (на доске магнитами прикрепить 5 перемешанных картинок со слогами)

 -У Буратино был один волшебный предмет. Что это, вы узнаете, выполнив следующее задание. Внимательно смотрите на картинки и соберите слова на частичках предмета.  

Выполняется слоговой анализ слова. 

Вызвать к доске ребенка.

ЗО  ЛО  ТОЙ   КЛЮ  ЧИК

3. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений. Подбор слова к схеме.

Буратино и Мальвина:

Мальвина:

Золотой ключ помог Буратино открыть волшебную дверь.

Но это слово, КЛЮЧ, волшебное, у него много значений.

Послушайте стихотворение, оно поможет вспомнить значения этого слова.

           

   КЛЮЧ

Много разных есть ключей:

Вот ключ родник среди камней,
Ключом игрушку заведёшь,

Ключом закрутишь гайки.

Вот ключ скрипичный, завитой,
А вот обычный ключ дверной.

И не забудь про ключ к решению заданья.

Буратино:

Давайте вспомним, какие значения слова помогло нам вспомнить это стихотворение.

Ключ – заводной (часы, игрушку);

ключ — музыкальный знак;

ключ — от двери;

ключ — природный источник воды;

ключ — гаечный ключ;

ключ — подсказка, к решению задания.

И мы с вами сегодня находим ключи и находим ответы на вопросы.

Буратино:

Мальвина, я уже устал.

Мальвина:

Не переживай, сейчас мы отдохнем и подвигаемся.

4.Динамическая пауза.

Буратино:

Под музыку «Буратино».

http://muz-color.ru/?s=буратино+минусовка

«Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать».

Мальвина:

Теперь мы можем продолжить урок.

5. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, звукобуквенного, слогового синтеза.   

Буратино:

-Внимание – внимание! Вот новое послание! Ой, что за цифры, Мальвина? Как мы узнаем еще одно ключевое слово сказки?

 Мальвина:

Каждая буква имеет свой порядковый номер в алфавите. Ребята, у вас на левом углу парт лежат карточки с подсказками - это ключи к разгадке. Возьмите их. Будем расшифровывать.

Буратино:

Первая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (первый ребенок)
Вторая буква в слове под номером 6. Какая это буква? - буква Е. Открой ее (второй ребенок)
Третья буква в слове под номером 1. Какая это буква? - буква А. Открой ее (третий ребенок)
Четвертая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (четвертый ребенок)
Пятая буква в слове под номером 18. Какая это буква? - буква Р. Открой ее (пятый ребенок).
Какое ключевое слово мы отгадали? - ТЕАТР. – Молодцы!

6. Развитие слогового анализа, зрительного восприятия.

Буратино и Мальвина:

М: Ребята, вспомните, с какими героями сказки встречался Буратино.  

Б: Соотнесите слова и слоговые схемы. 

 КА-РА-БАС

БА-ЗИ-ЛИ-О

А-ЛИ-СА

АР-ТЕ-МОН

ДУ-РЕ-МАР

ТОР-ТИ-ЛА

7.Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений.

Мальвина:

Буратино еще только учится собирать слова из букв, а вы уже умеете делать это. Помогите Буратино!

Буратино:

Буквы в словах рассыпались. Их нужно поменять местами так, чтобы получились слова.

(в случае затруднения подсказывать первую, вторую буквы)

И, С, Л, А (лиса)

Ш, О, Л, К, А (школа)

А, Т, Й, Н, Й (тайна)

Мальвина:

Возьмите цветные карандаши.

К слову «лиса» мы составим звукобуквенную схему. Каким цветом будем обозначать гласные звуки?

Мягкие согласные звуки? Твердые согласные звуки?

К доске пригласить ребенка.

Проговори слово.

Первый звук согласный или гласный? Твердый или мягкий согласный звук? Каким цветом обозначим?  Проговори - «Л*».

Второй звук гласный или согласный? Проговори «И». Каким цветом обозначим?

Проговори «С». Третий звук гласный или согласный?

Четвертый звук проговори «А»

8.«Какая буква лишняя»

Оборудование: написанные на доске слова с лишней буквой.

Буратино:

В слова из нашей сказки попали лишние буквы.

Нужно попытаться их отыскать. Прочитайте первое слово:

ЧЕРЕПА(Л)ХА - нужно срочно отыскать лишнюю букву.

Назовите ее. Да, это буква Л.

МОНЕ(П)ТКИ

Назовите лишнюю букву. Правильно, это буква П.

Ш(О)КОЛА

Какая буква лишняя? Это буква О.

ДВЕ(Р)РЦА

Лишняя буква в этом слове -? Правильно – Р.

БУРА(М)ТИНО

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока.

Буратино и Мальвина:

И подошло к концу наше путешествие. Мы столкнулись с препятствиями, но успешно их преодолели.

Давайте вспомним, какие задания мы выполняли?

- вставляли буквы в слова

- выделяли первую букву в слове

- разгадывали буквенный ребус

- из слогов составляли слова,

- составляли слоговые схемы

- вспоминали значение слова ключ

- собирали слова из рассыпавшихся букв

И вот он волшебный ключик, который открывает нам дверцу в мир чудес и знаний!

Буратино достает золотой ключик!

В ходе урока у учащихся развиваются, совершенствуются, закрепляются навыки слогового, звукобуквенного анализа и синтеза, развивается зрительное и слуховое восприятие, развиваются основные психические процессы, пополняется словарный запас, прививается любовь к чтению.



Предварительный просмотр:

В Р А Ж Т З Н Б Х М У С К Л Д А



Предварительный просмотр:

       

ЗО

ЛО

ТОЙ

КЛЮ

ЧИК



Предварительный просмотр:

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13        

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33        

        

                                        

                                                

                                                

                                


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока физической культуре в сказку за золотым ключиком

   Игровое название урока: «В сказку за золотым ключиком».  Задачи:       -    повысить интерес к занятиям физической культурой посред...

"Золотой ключик или приключения Буратино" А.Толстой

Урок чтения в 4 классе завершает изучение сказки А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"...

"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"

Данная тематическая подборка  представляет  собой конспект  учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и  материалы учебно-методическог...

Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Интегрированный урок "Золотое сечение в природе и искусстве"

Интегрировааный урок "Золотое сечение в природе и искусстве" можно провести в рамках декады предметов естественно-математического цикла. Урок с использованием игровых методик, выполнением пр...