Рабочая адаптированная программа по ИЗО для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему

Беляева Марина Геннадьевна

Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

           Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

 

           Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_2kl_fgos.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Орехово - Зуево

                                                       

                                                                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                                                                                                        Директор МОУ ОШ №5

                                                                                                                                                                                   ______________Кузнецова И.С.

                                                                                                                                                                   «___» _________ 2017г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2 КЛАСС «А»

2017 – 2018 уч. год.

Составитель: учитель 1 категории Беляева М.Г.

2017

Пояснительная записка.

           Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 2-а класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2018  учебный год.

Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

           Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

           Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
  • система межпредметных связей;
  • направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов  (цвет,

  форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

Предмет в учебном плане

На уроки  ИЗО во 2 классе отводится  34 часа,  1 час в неделю в течение  учебного года.

Содержание учебного предмета

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях и репродукциях картин изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

За период обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

-Использовать осевые линии при построении рисунка симметрической формы;

-Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

-Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • Пользоваться акварельными и гуашевыми красками при рисовании орнаментов ( узоров);
  • Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по  вопросам учителя);

-Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

-Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

         

Календарно - тематическое планирование 2 класс 1 ч. в неделю (34 часа в год по КТП)

Тема

Дата

Вид урока

Основные знания

Формируемые умения и навыки

Форма проверки

Кол-во час.

план

факт

1.

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Рисование с натуры овощей.

04.

09

04.09

Изучение нового материала.

Предмет изобразительное искусство. Организация рабочего места: правильное размещение на парте необходимые для работы художественные материалы, принадлежности. Умение правильно пользоваться карандашом, красками, кистью Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра. Узнавание и называние локального цвета предметов.

Знать основные цвета солнечного спектра, ахроматического ряда (чёрный, серый, белый) Уметь рисовать по подражанию действиям учителя.

Самостоятельная работа

1

2.

Рисование с натуры разных видов грибов (мухомор, подосиновик, белый)

11.

09

11.09

Комбинированный

урок.

Формирование умения учитывать горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета. Использование трафарета или шаблона при рисовании.

Уметь организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать бумагу карандаш.

Текущий

1

3.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод

(по образцу)

18.

09

18.

09

Комбинированный

урок.

Элементарные основы рисунка: линия, форма, цвет. Рисование кистью линий прямых и волнистых.

Знать название основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький).

Уметь правильно держать карандаш; кисть.

Текущий.

1

4.

Самостоятельное составление узора учащимися в полосе.

25.

09

25.

09

Комбинированный

урок.

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов. Соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, слева, справа.

Знать названия основных цветов, форму и размер предметов

Уметь ориентироваться на листе бумаги;

- правильно раскрашивать предметы красками.

Текущий

1

5.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

02.

10

02.10

Комбинированный

урок.

Рисование геометрических фигур, несложные орнаменты. Раскрашивание акварельными красками.

Знать названия основных цветов.

Уметь правильно держать карандаш.

Текущий.

1

6.

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях)

16.

10

16.10

Комбинированный

урок.

Рисование несложного орнамента. Раскрашивание акварельными красками. Умение смешивать краски.

Знать названия всех изображаемых предметов.

Уметь рисовать по трафарету и раскрашивать;

- пользоваться карандашом и ручкой.

Фронтальный

опрос.

1

7.

Рисование на тему « Деревья осенью»

23.

10

23.10

Комбинированный

Рисование по образцу элементов. Пространственная ориентация на альбомном листе. Упражнения для развития слухового восприятия.

Знать названия предметов их ближайшего окружения; -названия основных цветов, форму и размер предметов ( большой, маленький)

Индивидуальный

опрос.

1

8.

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка, треугольник чертёжный)

30.

10

30.

10

Комбинированный

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать формы квадратных и прямоугольных предметов.

Знать выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет».

Уметь узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия. Сравнивать их между собой по форме, цвету, величине ( под руководством учителя).

Текущий.

1

9.

Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

13.

11

13.11

Комбинированный.

Развитие умения пользоваться красками и кисточкой. Использование основных цветов, получение нового цвета путём смешивания красок.

Уметь свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги.

Текущий.

1

10.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике ( по образцу).

27.

11

27.11

Комбинированный.

Составление узора в полосе из геометрических фигур. Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора).

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять декоративные узоры.

Текущий.

1

11.

Декоративное рисование - орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

04.

12

04.12

Комбинированный

урок.

Расширить знания о городецкой росписи. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Основные элементы городецкой росписи. Рисование орнамента в квадрате, используя элементы городецкой росписи.

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

Самостоятельная

работа.

1

12.

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

11.12

11.12

Комбинированный

урок.

Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь работать кистью и акварельными красками.

Текущий.

1

13.

Рисование с натуры веточки ели.

18.

12

18.

12

Комбинированный.

Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета. Изображение предмета сходного с натурой или образцом.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь работать кистью и акварельными красками.

Текущий.

1

14.

Рисование с натуры праздничных флажков.

25.

12

25.

12

комбинированный

Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски.

Самостоятельная

работа

1

15.

Рисование с натуры ёлочных украшений.

15.

01

15.

01

Комбинированный урок.

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Изображать форму, общее пространственное положение, пропорции, цвет.

Текущий.

1

16.

Рисование на тему « Веточка с ёлочными игрушками»

22.

01

22.

01

Комбинированный.

Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной и овальной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски.

Работа по образцу.

1

17.

Рисование узора снежинок (украшение шарфа или свитера)

29.

01

29.01

Комбинированный.

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции. Пространства, линии, пятна.

Знать о линии и пятне как художественно- выразительных средствах живописи.

Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.

Самостоятельная

работа.

1

18.

Рисование на тему «Снеговик».

05.

02

05.

02

Комбинированный.

Ознакомить с красками колодной гаммы. Находить дополнительные цвета, формировать умение составлять композицию.

Уметь узнавать называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Текущий.

1

19.

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

12.

02

12.02

Комбинированный

Виды и жанры изобразительного искусства, их связь с жизнью. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Знать основные жанры и виды произведений

изобразительного искусства. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.

Текущий.

1

20.

.

Рисование с натуры игрушки - рыбки.

26.02

26.02

Комбинированный

урок.

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Работа по образцу.

1

21.

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

05.03

05.03

Комбинированный

урок.

Расширить знания о рыбах. Ознакомить со способом последовательного изображения рыбы.

Уметь рисовать кистью волнистые линии.

Последовательно  проводить работу над рисунком.

Работа по образцу.

1

22.

Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка)

12.03

12.03

Комбинированный

урок.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

Уметь высказывать простейшие суждения о картинах. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Правильно разводить и смешивать краски.

Текущий.

1

23.

Беседа об

изобразительном

искусстве.

Знакомство с

полхов-

майданскими

изделиями.

Рисование узора в

полосе.

19.03

19.03

Урок-презентация

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Уметь наблюдать и делать выводы.

Передавать прекрасное словами. Используя словарный запас.

Текущий.

1

24.

Декоративное рисование: узор в полосе для косынки треугольной формы.

26.03

26.03

Изучение нового материала.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

Самостоятельная

работа.

1

25.

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность».

14.05

Комбинированный

урок.

Правила дорожного движения. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорция. творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Знать правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять кистью простейшие элементы рисунка. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Текущий по образцу.

1

26.

Рисование узора в круге - расписная тарелка.

16.04

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, объёма. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Текущий.

1

27.

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

23.04

Комбинированный

урок.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Уметь выполнять рисование по памяти и представлению.

Текущий.

1

28.

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

09.04

Комбинированный

урок.

Рисование с натуры или по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна.

Уметь составлять композиции, последовательно её выполнять.

Текущий.

1

29.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

21.05

Изучение нового материала.

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. Ознакомить с законом симметрии.

Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать симметрии в построении рисунка.

Текущий.

1

30.

Рисование с натуры

праздничного флажка и

воздушных шаров.

07.05

Изучение нового материала.

Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции.

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Знать понятия «ритм линий», «пятно». Знать правила рисования с натуры.

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Самостоятельная

работа

1

31.

32.

Рисование в полосе из цветов и листочков.

21.05

21.05

Комбинированный

урок.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Текущий.

2

33.

Узор цветов в круге.

28.05

Комбинированный.

Выразительные средства в аппликации. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, объёма.

Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы.

Самостоятельная

работа..

.1

34.

Беседа по картинам художников тема «Весна». Рисование с натуры весенних цветов.

28.05

Комбинированный.

Знакомство с произведениями выдающихся художников: А.Саврасов, К.Юон.

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании.

Знать о творчестве русских и мировых художников.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Текущий.

Самостоятельная

работа.

1

Методическое обеспечение

  1. Альбомы для рисования.
  2. Наборы гуаши
  3. Акварельные краски
  4. Кисти
  5. Клеенки для стола
  6. Стаканы для воды
  7. Картинки, иллюстрации из сказок
  8. Наборы цветных карандашей, фломастеров.
  9. Шаблонные заготовки.
  10. Технические средства: классная доска, ноутбук, проектор с экраном.
  11. Видео – уроки, презентации.

Литература:

1. Программы подготовительного и 1-4 классов образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013

 2.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1994.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.

4.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.

        

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________Чугунова И.К.

«___»_________   2017 год

Согласовано на заседании

            ШМО учителей начальных    классов

Протокол № 5

от «30» августа 2017 год  

                                                                                                                                                         ___________ Шуршикова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка  сознательного,  правильного,  беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...

Рабочая адаптированная программа по математике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Программа рассчитана на 136  часов в год (4 часа в неделю) во 2 классе.Математика, являясь одним из важных общеобразователь­ных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуаль...

Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...

Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...

Рабочая адаптированная программа по физкультуре для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Задачи  и цели преподавания физической культуры:-   Коррекция и компенсация нарушений физического развития;-   Развитие двигательных возможностей в процессе обучения;-...

Рабочая адаптированная программа по труду для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки  ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную ...