Проект "Театрализация русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый"
проект на тему

Дудко Виктория Евгеньевна

План работы над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon часть185.5 КБ
Microsoft Office document icon часть2112 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дружба в делах помощник».

 

Учитель: Дудко В.Е.

Участники: дети  3 класса школы-интерната VIII вида.

Цель: развитие коммуникативных навыков посредством  инсценировки русской

            народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Задачи:    1. образовательные:   

  • продолжать знакомить детей с русским народным творчеством на материале русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»;
  • формировать умение рассказывать сказку по ролям;

                  2. коррекционно-развивающие:

  • формирование целостности восприятия;
  • стабилизация произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;  
  • актуализация активного словаря;
  • улучшение качественных характеристик устной речи (звукопроизношения, темпа, ритма, дикции, интонации, выразительности);
  • обогащение словарного запаса за счёт новых слов и выражений (вода ключевая, дрожмя дрожит, фыркнет, завалинка, пуще, медком запивают);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, выдержки, умение выражать свои чувства);

                 3.  воспитательные: 

  • прививать любовь к русскому народному творчеству;
  • воспитывать умение слаженно работать в команде, договариваться в разных ситуациях;
  • воспитывать нравственные качества (трудолюбие, умение сопереживать);

I. Подготовительный этап:

  • проведение комплекса уроков по ознакомлению с содержанием сказки;
  • работа с иллюстративным материалом;
  • объяснение значения слов и выражений;
  • работа над выразительным чтением по ролям;
  • эмоциональное проживание сказки: радость, удивление, тревога, печаль;
  • отображение положительных черт характера героев;
  • конкурс рисунков;  
  • подготовка костюмов детьми и взрослыми, изготовление декораций;
  • подбор соответствующего музыкального сопровождения;
  • предоставление дефектологом диагностических сведений об учащихся;
  • помощь психолога в поиске конструктивного взаимодействия участников во время репетиций, формирование уверенности за счёт вхождения в образ;
  • инсценировка сказки;

На уроках реализовывался индивидуальный учёт способностей каждого ребёнка. Выбор ролей зависел от интереса к героям сказки, возможности самостоятельного  заучивания, личного желания участвовать в инсценировке. 

Ознакомление с содержанием сказки

Объяснение значения новых слов и выражений

Рисование фрагментов сказки

Выбор ролей

Разучивание

Подбор костюмов, музыкального сопровождения

Эмоциональное проживание сказки

Анисимова Варвара

Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с  иллюстрацией.

Опора на иллюстративный материал.

Фрагмент выбран вместе с учителем.

Роль предложена педагогом. Текст адаптирован: упрощено построение фраз.

Чтение монолога перед зеркалом. Помощь учителя в сравнении образа героя из разных сказок. Использование мнемотаблиц.

Помощь учителя в выборе костюма, добавление элементов образа из других сказок.

Ребёнок может показать степень проявления признака удивления, радости (при встрече с блином) посредством интонации.

Багиров Никита

Понимание текста при рисовании словарных картин.

Вариативность объяснения, иллюстративный материал

Аппликация совместно с педагогом.

Роль предложена педагогом. Текст адаптирован: сокращена роль блина, объём реплик сужен.

Заучивание по подражанию. Использование мнемотаблиц.

Продумывание элементов костюма с педагогом.

Передача характера героя по подражанию.

Передача эмоционального состояния затруднена.

Белов Игорь

Установлениесвязи отдельных  мест текста, слов и выражений с  иллюстрацией.

При слушании текста узнаёт и выделяет знакомые предметы.

Активное вовлечение в  беседу.

Выбор фрагмента сказки вместе с учителем. Самостоятельное срисовывание.

Адаптированный текст из предложенных учителем вариантов, построение фраз упрощено.

Использование мнемотаблиц.

Совместное продумывание элементов костюмов.

Передача эмоционального состояния затруднена.

 Использует жесты.

Мартынов Данила

Осмысление при работе с вопросами по тексту.

Активное вовлечение в  беседу. Опираясь на иллюстративный материал, делает выводы.

Самостоятельное срисовывание.

Роль предложена педагогом. Текст адаптирован: объём реплик достаточен.

Многократное проживание роли, действие по подражанию.

Активное обсуждение элементов костюмов.

Чтение текста по подражанию. Ребёнок может передать эмоциональное состояние, используя интонацию, жесты, голосом показать настроение героев.

Монахов Пётр

Понимание содержания при первичном прочтении

 

Знание рассказанных или прочитанных ранее сказок.

Самостоятельное рисование.

Самостоятельный выбор роли. Объём текста соответствует содержанию сказки.

Многократное проживание роли, действие по подражанию. Способность помочь за счёт хорошей слуховой памяти.

Совместное с учителем продумывание костюма.

Работа над эмоциональной передачей характера персонажа сказки с помощью мимики, интонаций. Ребёнок может показать степень проявления признака волнения, возмущения посредством интонации

Монахов Иван

Понимание содержания при первичном прочтении

Знание рассказанных или прочитанных ранее сказок.

Помощь учителя в выборе фрагмента сказки. Самостоятельное рисование.

Роль предложена учителем. Объём текста соответствует содержанию сказки.

Многократное проживание роли, действие по подражанию. Способность помочь за счёт хорошей слуховой памяти.

Совместное с учителем продумывание костюма.

Работа над эмоциональной передачей характера персонажа сказки с помощью мимики. Ребёнок может показать степень проявления признака волнения, возмущения посредством интонации и жестов одновременно. Необходим позитивный настрой.

Розанов Антон

Подведение к выводам из прочитанногосодержания, сравнение с собственным опытом.

Предположение значения выраженияРабота по словесной инструкции.

Самостоятельное рисование

Роль предложена педагогом. Текст адаптирован, упрощено построение фраз.

Договаривание  фраз за педагогом. Речь с движениями.

Помощь в  оформлении декораций и подборе музыкального сопровождения.

Работа над выразительностью по подражанию, над эмоциональной передачей характера персонажа сказки с помощью интонаций.

Зыбельт Валентин

Установление связи отдельных  мест текста, слов и выражений с  иллюстрацией.

При слушании текста узнаёт и выделяет предметы, действия.

Опора на иллюстративный материал.

Самостоятельный выбор фрагментов сказки, срисовывание. Выполнил несколько рисунков.

Роль предложена педагогом. Текст адаптирован: сокращена роль автора, объём реплик сужен.

Договаривание  фраз за педагогом.Использование мнемотаблиц.

Обсуждение элементов костюмов.

Работа над эмоциональной передачей характера персонажа сказки с помощью интонации. Передача эмоционального состояния героев затруднена.

Зыбельт

Эдуард

Осмысление при работе с вопросами по тексту. Подведение к выводам из прочитанногосодержания

Активное 

вовлечение в  беседу. Предположение значения выражения

Самостоятельный выбор фрагмента сказки, детализированное срисовывание.

Роль предложена педагогом. Самостоятельно предложил роль дублёра.

Действие по подражанию. Речь с движениями.

Активное обсуждение элементов костюмов.

Использует мимику и жесты одновременно, может модуляцией голоса передать настроение героя.

Ход урока

  Этапы урока

Ф.И.

            Инсценировка сказки

Рефлексия:

Озвучивание роли

Действия детей во время произнесения реплик другими

Вербальная оценка своей           деятельности

Оценка в виде смайлика

Анисимова

С опорой на мнемотаблицы и музыкальное сопровождение.

Появляется только на время диалога с блином. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Рисование смайлика на заготовке.

Багиров

С опорой на мнемотаблицы. Досказывание роли остальными участниками.

Во время беседы  за столом обмахивается веером, помешиванием поварёшкой щей в кастрюле, перебиранием крупной соли, рассматриванием крашеных ложек. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Рисование смайлика на заготовке.

Белов Игорь

С опорой на мнемотаблицы.

Перебирает крупу на столе, помогает накрывать на стол. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Рисование смайлика на заготовке.

Зыбельт Эдуард

Роль дублёра. Речь с движениями.

Поддерживает беседу героев жестами, мимикой.  В конце сказки водит с детьми хоровод.

Способность вербально оценить свою деятельность с помощью вопросов учителя.

Монахов Пётр

Самостоятельное озвучивание роли.

Перебирает крупу за столом, рассматривает книжки. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Способность вербально оценить свою деятельность самостоятельно.

Монахов Иван

Самостоятельное озвучивание роли.

Раскраска иллюстрации. Теневое лото. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Способность вербально оценить свою деятельность самостоятельно.

Мартынов

Самостоятельное озвучивание роли. Частичное пользование мнемотаблицей.

Поддерживает беседу героев жестами, мимикой. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Способность вербально оценить свою деятельность с помощью вопросов учителя.

Розанов

Речь в движении (слова автора)

Ответственный за музыкальное сопровождение В конце сказки водит с детьми хоровод.

Способность вербально оценить свою деятельность с помощью вопросов учителя.

Зыбельт Валентин

С опорой на мнемотаблицы и музыкальное сопровождение.

Раскраска иллюстрации. Теневое лото. В конце сказки водит с детьми хоровод.

Рисование смайлика на заготовке.

Оборудование:   декорации к сценам сказки, костюмы, магнитофон.

В ролях:   Крылатый – Монахов Пётр

                  Мохнатый – Монахов Иван

                  Блин – Багиров Никита

                  Лиса Патрикеевна – Анисимова Варвара

                  автор – Мартынов Данила, Розанов Антон, Зыбельт Валентин

На уроках реализовывался  индивидуальный учёт способностей каждого ребёнка. Выбор ролей зависел от интереса к героям сказки, возможности  самостоятельного  заучивания, личного желания участвовать в инсценировке. 



Предварительный просмотр:

II. План проведения :

1.Вступление.

Автор читает:

На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца:

воробей крылатый,

мышонок мохнатый

да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.

 Воробей еду приносил – с полей зёрен, из лесу грибов, с огородов бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол – не нахвалятся.

Воробей говорит:

А блин ему:

А воробей кашу ест, похваливает:

А мышь ему:

..говорит воробей..

Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Звучит вступление к  песне

 «Настоящий друг».

Звучит рондо Моцарта. На сцене появляется воробей, пляшет под музыку, садится за стол.

Звучит песня мышонка из мультфильма. Мышонок выбегает на сцену и начинает петь песню.

Звучит мелодия из мультфильма «Бременские музыканты». Блин появляется на сцене, садится за стол.

Действующие лица показывают, чем занимаются по хозяйству…

-Эх, щи так щи, до чего хороши, да жирны!

-А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!

-Ай, каша, ну и каша, - рассыпчата, горяча!

-А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печке огонь горит, вот каша и горяча!

-Да и я не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

  1. Основная часть:

      а) дума воробья

Только раз призадумался воробей.

Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал.

Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

 

Звучит «Полёт шмеля» Римского-Корсакова.

-Я целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а блин с утра на печи нежится, только к вечеру за обед берётся! А мышь с утра дрова грызёт, потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе.

-Не бывать больше этому!    Завтра же работу поменяем!

б) встреча с лисой

Вот блин покатился в лес.

Катится по дорожке и поёт…

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна:

Блин заскакал на месте, да и запел свою песенку…

А блин ей:

А лиса ему:

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масляный бок!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал.

в) сцена в избе

А дома-то что делается! Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены!

Взяла мышка,  да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку и слёзы льёт.

А воробей дрова натаскал и давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил, сел на лавку и слёзы льёт.

-Прыг-скок, прыг-скок,

Я - масленый бок,

На  сметанке мешан, на маслице жарен.

Звучит песня Шапокляк из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена ».

- Ты куда, блинок, спешишь?

-На охоту!

-А какую ты, блинок, песенку поёшь?

-Хорошо поёшь…

 Звучит музыка «В пещере горного короля».

-Так, говоришь на сметане мешан?

-На сметане, да с сахаром!

-Прыг-скок, говоришь? Ам!

-Пусти меня лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!

-Нет, я съем тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!

Звучит вступление к песне «Пропала собака». Мышонок пытается быть поваром:

-Как же блин щи варил? Да он в горшок нырнёт, да выплывет, и станут щи жирные!

Мышонок «окунается»  в горшок,  всплывает с париком на голове, с выпученными глазами.

Звучит грустная мелодия.

Прибежал блин в избу – воробей слезами заливается, мышь дрожит, шубка повылезла. Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Вот блин и говорит:

Действующие лица собрались за столом, жалуются друг другу.

-Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

3. Заключительная часть.

Ну, делать нечего, поплакали-поплакали, погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они и живут - пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.

Звучит

песня  «Всё мы делим пополам».  Дети водят хоровод.

Поклон зрителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...