Конспект логопедического занятия по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
план-конспект на тему

Медведева Наталья Андреевна

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового

логопедического занятия

с учащимися 4 класса

на тему «Различай буквы Ъ и Ь»

                                                                                             Подготовила

учитель-логопед

Медведева Наталья Андреевна

Санкт-Петербург,

2016

Тема:    «Различай буквы Ъ и Ь».

Цель:    развитие понимания смыслоразличительной роли Ь и Ъ.

Задачи:           

  1. Актуализировать знания по темам «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ».
  2. Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание.
  3. Развивать зрительно-пространственные представления (умение ориентироваться на листе бумаги).
  4. Развивать графомоторные навыки.
  5. Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
  6. Совершенствовать умение определять морфемный состав слова.
  7. Развивать память.
  8. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание.
  9. Развивать способность к самоконтролю.
  10.  Воспитывать бережное отношение к используемому материалу.
  11.  Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Время занятия: 40 минут.

Оборудование:  карточки с изображениями сказочных персонажей (господин Необъятный, Пьеро, Незнайка, Василиса Премудрая); карточки на каждого ученика с текстом, в котором пропущены Ь и Ъ; слайдовая презентация; тетради в линейку и в клетку, ручки, карандаши.

Ход занятия

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

 

- Ребята,  давайте мы с вами встанем, поздороваемся.

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

 – Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня тринадцатое декабря.

Введение в тему

1.  Повторение изученного материала по темам «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ», совершенствование определения морфемного состава слова

 - К нам на занятие сегодня пришли гости: Господин Необъятный, Пьеро, Незнайка и Василиса Премудрая.

(Логопед открывает зашторенную доску, на которой прикреплены изображения героев. Рядом на доске записаны слова с пропусками: господин Необ.ятный и П.еро).

- Незнайка уверен, что в именах господина Необъятного и Пьеро пропущена одна и та же буква. А как вы считаете, ребята?

- Какая буква пропущена в имени господина Необъятного?

- А в имени Пьеро?

(Логопед вписывает правильные буквы в слова на доске).

- Давайте сравним два этих слова: Необъятный и Пьеро. Кто из вас знает, какой корень в слове Пьеро?

- А кто догадается, какой корень в слове Необъятный?

- Ребята, -ЯТ- - это древний корень. Попробуйте подобрать еще слова с этим корнем.

- Скажите, если в слове «необъятный» корень –ЯТ-, то в какую часть слова будет входить все, что до корня?

- Сколько приставок в этом слове? Назовите их.

- Молодцы! Сейчас в тетрадях запишите слово ОБЪЯТИЕ, поставьте от него стрелочку и напишите слово НЕОБЪЯТНЫЙ. Выделите в этих словах корни и приставки, над стрелочкой напишите, с помощью какой приставки образовалось слово НЕОБЪЯТНЫЙ.

- А теперь вспомним правила.

(Логопед включает слайд, на котором записано правило, и просит одного из учеников прочитать правило вслух).

- Спасибо.

(Логопед называет другого ученика и просит прочитать второе правило).

- Замечательно. Ребята, скажите, когда мы будем писать мягкий знак, а когда твердый.

- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

 2. Сообщение темы занятия

 – Запишите тему нашего занятия: «Различай буквы Ъ и Ь».

Изучение нового материала

 3. Работа с текстом

- Ребята, сейчас я каждому из вас дам карточку. На всех карточках один и тот же текст. Этот текст Василиса Премудрая дала Незнайке, чтобы он научился писать грамотно.

Давайте проверим, справимся ли мы с заданием Василисы?

(Логопед раздает детям карточки с текстом).

- Перепишите текст в тетрадь, вставив, где нужно,  Ь или Ъ. Пишите аккуратным и красивым почерком.  

- Подчеркните все мягкие и твердые знаки, которые вы вставили в слова.

- Давайте проверим.

(Логопед называет ученика и просит прочитать предложение, называя слова с пропусками и объясняя свой выбор. Такая работа проводится с каждым предложением).

 4.  Физминутка

 – Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

- Незнайка еще давно придумал веселую игру. Правила очень простые: я буду называть разные имена, каждый раз, как вы услышите свое имя, присядьте. Готовы?

(Логопед в разном порядке называет имена учеников, постепенно ускоряя темп).

- Теперь садитесь, пожалуйста.

 5.  Развитие зрительного восприятия, развитие аналитико-синтетической деятельности

 – Знаете, у Василисы Премудрой есть много интересных заданий для Незнайки. Одно из них – кроссворд. Сейчас мы попробуем его разгадать.

(Логопед включает слайд с сеткой кроссворда).

- Посмотрите, на картинках изображены ответы. Во всех словах должен быть Ь или Ъ. Кто догадался, какое слово первое, молча поднимите руку.

- Запишите с новой строчки, с большой буквы все слова, которые мы с вами отгадали.

(Логопед по очереди спрашивает детей, какой знак – Ъ или Ь – он написали в каждом слове).

Закрепление изученного материала

 6.  Развитие слухового внимания, слухового восприятия, памяти

 – Ребята, теперь пришло время для викторины! Сейчас мы узнаем, кто из вас лучше запомнил тему про разделительные Ъ и Ь.

- Я буду задавать вопросы, кто знает ответ, молча поднимите руку. Готовы?

- В какой части слова пишется разделительный Ь?

- В какой части слова пишется разделительный Ъ?

- Перед какими гласными пишут разделительный Ь?

- Перед какими гласными пишут разделительный Ъ?

- В каких словах пропущен разделительный Ь: жизнь, счастье, бьет, письмо?

- В каких словах пропущен разделительный Ъ: уехал, предъявить, вьет, объяснить?

- Молодцы!

 7.  Развитие аналитико-синтетической деятельности

 – А сейчас поднимите глазки на слайд. Это короткое письмо, которое нам оставила Василиса Премудрая. В нем всего одно предложение. Но подул сильный ветер, и буквы рассыпались. На каждой строчке записаны буквы из одного слова. Соберите из букв слова и запишите ответ в тетрадь.

- Какое предложение у вас получилось?

- Молодцы, ребята!

8.  Развитие зрительно-пространственных представлений и слухового внимания

 – Теперь закройте тетрадки в линейку и возьмите тетради в клеточку. Откройте их. Сейчас мы будем рисовать символ нашего занятия. Отступите 3 клетки слева и 7 сверху. Поставьте точку и начинайте рисовать.

2 клеточки вверх, 2 →, 8 ↓, 2 →, 4 ↑, 3 →, 4 ↓, 1 →, 3 ↑, 3 →, 3 ↓, 2 →, 1 ↓, 3 ←, 3 ↑, 1 ←, 3 ↓, 3 ←, 4 ↑, 1 ←, 4 ↓, 4 ←, 7 ↑, 1 ←.

- Что у вас получилось, ребята?

- Верно, а кто-нибудь знает, символом чего является змея?

- Молодцы!

Итог занятия

 – А сейчас закройте свои тетрадочки и поднимите глазки на меня. О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

- Что вам запомнилось с занятия?

- Спасибо вам за работу.

(Логопед оценивает словами деятельность каждого ребенка, просит одного из детей собрать тетради).

- До свидания!

Дети приветствуют учителя-логопеда и садятся.

Дети записывают число в тетрадь.

Дети отвечают.

- Пропущен твердый знак.

- Пропущен мягкий знак.

- Корень ПЬЕР-.

- Корень  -ЯТ-.

- Объятие, изъять.

- В приставку.

- В этом слове две приставки: ОБ- и НЕ-.

Дети выполняют задание.

- Разделительный мягкий знак употребляется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак всегда входит в корень слова.

- Разделительный твердый знак всегда пишется между приставкой и корнем, когда приставка заканчивается на согласный, а корень начинается с гласной Е, Ё, Ю или Я.

Дети объясняют.

- О разделительном твердом и разделительном мягком знаке.

Дети записывают тему занятия.

Дети выполняют задание.

Дети подчеркивают.

Дети читают по предложению, объясняя свой выбор.

Дети встают.

- Да!

Дети выполняют задание.

Дети садятся.

Дети вместе с логопедом разгадывают кроссворд.

Дети записывают слова в тетрадь.

- Да!

- В корне.

- Ни в какой. Ъ пишется между приставкой и корнем слова.

- Перед Е, Ё, Ю, Я, И.

- Перед Е, Ё, Ю, Я.

- В словах: счастье и бьет.

- В словах: предъявить и объяснить.

Дети выполняют задание.

- Друзья, учение нас объединяет!

Дети выполняют графический диктант.

- Получилась змея.

- Змея – это символ мудрости.

- Мы говорили о разделительных Ъ и Ь знаках.

Дети называют.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о Твёрдом и Мягком знаках

Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване - царевиче, не о Василисе Прекрасной - о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажетс...

Конспект занятия "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2-х классов со смешанной дисграфией...

Презентация к логопедическому занятию "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"

Презентация к логопедическому занятию с учащимися 4 класса на тему "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"...

Конспект логопедического занятия в 6 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью по теме "Разделительный мягкий знак"

Логопедическое занятие включает задания на уточнение особенностей правописания слов с разделительным мягким знаком и на закрепление навыка правописания слов с ним....

Технологическая карта логопедического занятия «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на письме много дисграфических и орфографических ошибок. Одной из трудностей у детей с ТНР является выбор в написании разделительного мягкого-твёрдого знаков...

Презентация логопедического занятия "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"

Обобщение, систематизация знаний и формирование УУД у младших школьников с ТНР по написанию слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Активизация мыслительных операций (анали...