План-конспект НОД в подготовительной группе. Тема. Гласная буква Ю. Закрепление. Лексическая тема «Космос»
план-конспект на тему

Журавлева Ольга Александровна

Цель. Закрепить знания детей о букве Ю.

Задачи.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Закрепить  понятие о том, что  гласная буква  «Ю» обозначает два звука.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать грамматический строй речи (составление предложений).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме  «Космос».
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: буквы, касса букв, наборы схем для звукового анализа, наборы схем предложений, листки бумаги с деформированными буквами, карандаши; листки бумаги с деформированными словами, значки «Юный космонавт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yu._kosmos.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Учитель-логопед: Журавлёва О.А.

Тема. Гласная  буква Ю. Закрепление.

Лексическая тема «Космос»

Цель. Закрепить знания детей о букве Ю.

Задачи.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Закрепить  понятие о том, что  гласная буква  «Ю» обозначает два звука.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать грамматический строй речи (составление предложений).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме  «Космос».
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: буквы, касса букв, наборы схем для звукового анализа, наборы схем предложений, листки бумаги с деформированными буквами, карандаши; листки бумаги с деформированными словами, значки «Юный космонавт».

План занятия.

I   Организационный момент.        

II   Основная часть.

  1. Составление слова из слогов.
  2. Упражнение на дыхание «Спускай воздух».
  3. Деление слов на слоги.
  4. Упражнение «Скажи наоборот»  (подбор антонимов)
  5. Звуковой анализ слова «Юра». Правило.
  6. Выкладывание слова «Юра» из букв разрезной азбуки..
  7. Упражнение на развитие общей моторики «Космонавты»
  8. Составление предложений. Повторение понятия «предлог». Схема предложения.
  9. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «В тёмном небе звёзды светят»
  10. Печатание. Игра «Буква сломалась».
  11. Чтение. Упражнение  «Собери слово»

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

- Ребята, какое сейчас время года?  Какой  месяц? А какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

- Какое важное событие произошло в этот день?

- Чтобы стать космонавтом нужно быть грамотным и внимательным. Сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю вам совершить тренировочный полёт в космос.

- Космонавту нужно выполнить программу полёта, а это много различных заданий. Кто успешно пройдёт все испытания, заработает значок «Юного космонавта».

- Я буду командиром нашего экипажа, а вы будете точно выполнять мои инструкции.  (Уточнение значения  слова «экипаж»)

- Экипаж готов?

Ответы детей

II

1. Составление слова из слогов.

- Слушайте первое задание.

- Сложите слоги правильно и назовите транспорт, на котором мы полетим в космос. «КЕ – ТА – РА»

- Правильно, чтобы лететь в космос,  нам нужна ракета. А ещё в космосе нам пригодится скафандр. (Уточнение значения  слова «скафандр»)

- Чтобы надеть скафандр, нам нужно сделать запас кислорода.

2. Упражнение на дыхание  «Спускай воздух».

И. п. – ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счёт «раз, два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» - продолжительный и медленный выдох через рот, имитирующий задувание свечи.   

3. Деление слов на слоги.

Второе задание.

-Чтобы сесть в ракету,  нужно назвать свой позывной. Нужно назвать своё полное имя, поделить его на слоги.

- Команда! Приготовиться к взлету!

4. Упражнение «Скажи наоборот»  (подбор антонимов)

- Ребята! Мы с вами в открытом космосе, значит мы кто?

Третье задание. Назовите слово, противоположное по смыслу и вы узнаете, каким должен быть космонавт:

Ленивый –

Злой -

Слабый -

Медлительный -

Неряшливый -

Грустный -

Нервный -

Старый -

Трусливый -

Неуклюжий –

Больной –

Грязный -

- Все качества, которые перечислили вы, присущи космонавту.

5. Звуковой анализ слова «Юра»

Четвёртое  задание.

- Назовите имя первого космонавта.

- Произнесите имя «Юра» по звукам.

- Посчитайте, сколько звуков в этом слове?

- Какой первый звук?

- Какой последний звук?

- Назовите мягкий согласный звук.

- Назовите твёрдый согласный звук.

- Назовите гласные звуки. Сколько слогов в этом имени?

Правило. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

-Давайте выложим схему слова «Юра».

6. Выкладывание слова «Юра» из букв разрезной азбуки. 

- Давайте выложим имя  из букв. 

Правило. Имена  пишутся с большой буквы.

Правило.

Гласная буква «Ю» в начале слова обозначает два звука - [й], [у].

- Звуки  [й], [у], живут в букве «Ю». Звук [р] -  в букве «Р»,  последний звук [а] -  в букве «А».

- Прочитайте, что получилось?

- Сколько звуков в имени?

- Сколько букв?

- Чего больше букв или звуков?

- Почему? 

7. Упражнение на развитие общей моторики «Космонавты»

Пятое задание.

- А теперь нужно показать свою физическую подготовку.

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты!

8. Составление предложений. Повторение понятия «предлог». Схема предложения.

Задание шестое.

- Нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов:

В,  космонавт, ракета, летит.

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение.

Правила.

  • В предложении все слова дружат.
  • Слова в предложении пишутся отдельно.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  • В конце предложения ставится точка.

- Выложите схему  предложения.

- Сколько слов вы услышали в предложении?

- Какое первое слово в предложении?

- Какое последнее слово в предложении?

- Какое  короткое слово вы услышали?

- Как оно называется?

9. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук  

«В тёмном небе звёзды светят»

Задание седьмое.

- Внимание, команда! Нами  получен сигнал с неизвестной планеты.  Надо расшифровать название этой планеты. Давайте приготовимся и разомнём наши пальчики.

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,    

Горы, реки и моря.  

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

10. Печатание. Игра «Буква сломалась»

Задание восьмое. 

- Попробуйте назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по «полбуквы». Надо дописать букву  и прочитать название планеты. (Юпитер)

- Почему Юпитер – с большой буквы? Что мы знаем об этой планете?

11.  Чтение. Упражнение  «Собери слово».

И последнее задание: 

- Чтобы нам вернуться на Землю нужно произнести пароль.

- У  каждого на столе конверт со словом.  Составьте слово и прочитайте его. (Работают парами)

Звез – да, кос – мос, ко – ме - та, пла – не – та, спут – ник, те - ле - скоп

(по ходу уточняю значение этих слов)

- Ракета

Выполняют действие

Дети произносят  свои имена, определяют количество слогов, садятся.

- Космонавты

- трудолюбивый

- добрый

- сильный

- быстрый

- аккуратный

-  весёлый

- спокойный

- молодой

- смелый

– ловкий

– здоровый

- чистый

- Юра

- [й], [у], [р], [а]

- 4 звука

- [й]

- [а]

- [й]

- [р]

- [у] [а]. 2 слога.

Выполняют  задание

 -Юра

- 4 звука

- 3 буквы

- звуков

- в букве «Ю» «живут» сразу два звука - [й], [у],

рывки руками перед грудью

бег на носках

гребки руками

приседание

Выпрямляют согнутые руки вверх

руки на поясе

- Космонавт   летит   в ракете.

Выполняют действие

Ответы детей

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Ладони соединены острым  углом

Имитируем «бинокль», загибаем  пальцы, начиная с мизинцев

Попеременно пожимаем руки. 

Дети допечатывают элементы букв, читают название планеты – Юпитер.

- Это название планеты.

- Это самая большая планета в Солнечной системе.

Дети составляют и читают слова

III

Итог занятия.

- Внимание! Внимание! Космическому экипажу пора возвращаться на Землю. Наш тренировочный полёт  подходит к концу. За время путешествия команда работала слаженно и организованно. Полет прошел в дружеской атмосфере. Счастливого приземления!

- Мы были кем?

- Во время полета мы…?

- Вы молодцы,  успешно прошли все испытания и заслужили значки (Раздаются  значки) 

- Космонавтами

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...

2.01 Средняя группа. Материал для закрепления лексической темы "Зима"

Материал для родителей по лексической теме "Зима". Средняя группа (4-5 лет)...

2.02 Средняя группа. Материал для закрепления лексической темы "Зимующие птицы"

Методические рекомендации родителям для закрепления лексической темы "Зимующие птицы" в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...

2.04 Средняя группа. Материал для родителей по закреплению лексической темы "Домашние птицы"

Средняя группа компенсирующей направленности для деей с ТНР...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».

Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...