Методическая копилка
методическая разработка по теме

Войциховская Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла

ЭССЕ

«Я – УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД»

Учитель – логопед

Войциховская Наталья Анатольевна

Орёл, 2017

В жизни человека всегда наступает такой момент, когда нужно выбирать будущую профессию. За кого-то, бывает, этот выбор делают родители, а кто-то выбирает профессию «ткнув пальцем в небо». Но есть те, кто предпочитает занятие, которое им действительно нравится, анализируя свои способности и возможности.

Как и большинство маленьких девочек, в детстве я любила лечить и учить. Ещё будучи школьницей, приходя на работу к маме, которая была воспитателем детского сада, я очень хотела быть как она, работать с детьми. Именно мама стала примером, образцом для подражания и помогла определить мне мой дальнейший путь.

Сразу после окончания школы я поступила в Орловский государственный университет на факультет педагогики и психологии. Годы учёбы пролетели незаметно. Уже на пятом курсе я начала работать учителем - логопедом в детском саду № 42, а после окончания университета связала свою жизнь с родной школой № 35, выпускницей которой я являюсь.

Отправляя ребёнка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако в действительности надежды не всегда оправдываются. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалиста, к которому он попадёт в школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

Резкое увеличение в последние годы числа детей с особенностями в развитии, с одной стороны, и их интеграция в общеобразовательную среду – с другой, предъявляют всё более высокие требования к работе школьного логопеда. Это касается как проблем диагностики (особенно дифференциальной), так и проблем содержания и методов коррекционного воздействия, ибо, как справедливо отмечал В.И. Лубовский, «диагностика – это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями учащихся».

В контексте современных реалий меняется значение и место учителя – логопеда в общеобразовательном учреждении: он начинает выступать в роли эксперта по вопросам причин неуспеваемости обучающихся и ведущим специалистом в области дифференциальной диагностики речевых расстройств и школьной дезадаптации  учащихся.

Л.С. Выготский говорил, что «для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен провести ребёнка». При организации коррекционных занятий логопед учитывает возможности ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определённых затрат усилий.

В ФГОС особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, необходимых для общения ребёнка в социуме. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привлечение нового в содержание коррекционной работы. Своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).

В настоящее время существенно изменились профессиональная позиция учителя – логопеда к школе, подходы к организации логопедической помощи, представления об ожидаемых результатах. Современный школьный логопед – это не просто работник, обеспечивающий коррекцию недостатков устной и письменной речи обучающихся, а специалист, владеющий компетентностями в области формирования речевой деятельности детей и подростков. Поле его профессиональной деятельности переходит из логопедического кабинета в образовательное пространство школы. Он участвует во всех формах организации образовательной деятельности, как урочных, так и внеурочных.

 Хороший логопед одновременно должен сочетать несколько профессиональных характеристик. Он должен быть:

  • отличным психологом – к каждому ученику нужен свой подход;
  • терпеливым учителем – ни у одного человека не получится идеально выговорить проблемный звук в первые несколько занятий;
  • опытным врачом – чтобы решить проблему, нужно распознать, что именно требует корректировки или лечения.

Моё педагогическое кредо – «От толерантности – к эмпатии, от коррекции – к коммуникации, от традиции – к инновации, от милосердия – к педагогике».

Думаю, что самое главное в деятельности учителей - логопедов не только профессиональные, но и их человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

В современных условиях неоспоримым помощником в работе с детьми является ИКТ. Грамотное применение информационных технологий, помогает более доступно в нужном современном формате преподносить информацию для ребенка. 

Дети с особыми образовательными потребностями - эта та категория воспитанников,  которым  нужны обходные пути получения знаний,  для их нормально развивающихся сверстников являющихся стандартными. Этот урок я усвоила  сразу. Поэтому считаю, что настоящий педагог - тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до возможностей ребенка и вместе с ним совершить восхождение к его успешной социальной адаптации. Терпение, целеустремлённость  и оптимизм –  важнейшие составляющие в работе с каждым ребенком. Желаемый результат получить не просто, но по крупицам изо дня в день мы к нему стремимся.

Можно без преувеличения сказать, что логопед - профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникаций всего человечества: благодаря ей мы можем общаться с другими, делиться мыслями и передавать информацию. Очень часто происходит так, что человек, имеющий речевые нарушения, чувствует себя неполноценным. На фоне этого у него могут возникнуть серьезные комплексы, которые негативно отразятся на его жизни. Потому профессия «логопед» является очень важной и незаменимой.

По моему мнению, в руках учителя-логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие и успешность.

Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость. В профессиональной деятельности мне очень помогает чувство юмора. Порой бывает сложно, но я стараюсь не думать об  этом, потому что точно знаю, что мой труд не пройдет бесследно.

Современное общество требует от учителя проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства я считаю умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрывается умение работать с конкретным ребенком, подойти к любой ситуации нестандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет, в какой-то мере чувствовать себя волшебником.

На вопрос: "Кем вы работаете?"- я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!". Только профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины. 

Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания. Вероятно, кто-то из них будет врачом, телеведущим. А может быть, так же, как и я, станет учителем-логопедом.

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это успехи детей, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни и им обязательно пригодится красивая, грамотная речь. Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь. С одной стороны, это ежедневный кропотливый труд, с другой -  радость от результатов этого труда. Счастье - понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Эта профессия действительно сложна, но мне нравится работать с детьми, видеть их старания, радость после достижения цели и улыбку. Приносить пользу – это огромное счастье!  Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия  

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Войциховская Н.А., учитель-логопед МБОУ - СОШ № 35 города Орла

 Класс,

логопедическое заключение

1  класс

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 3 уровня

Тема занятия

Звуки [п]-[п‘]. Буква П

Тип занятия

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.
  4. Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п]-[п‘] в слогах и словах.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Способствовать тому, чтобы к окончанию занятия учащиеся могли:

-правильно обозначать мягкость согласного на письме;

- делить слова на слоги;

-объективно оценивать свою и деятельность одноклассников;

-обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы

Способствовать  развитию умений:

- формировать длительную, направленную воздушную струю;

- развивать умение грамотно, точно, четко выражать свои мысли

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- создание положительного интереса к изучаемой  теме

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 - формировать умение определять цель деятельности на занятии, соотносить схему с предлогом, осуществлять самоконтроль

-развивать умение слушать и понимать других

- развивать умение находить  и структурировать информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать

Средства ИКТ

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска

Ресурсы урока

Мультимедийная презентация, индивидуальные зеркала, салфетки, деревья с листочками, карточки для игры «Кто первый?», карточки с  примерами и уравнением, элементы букв

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельнос-ти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1 этап

мотивации

(самоопределения)  

к деятельнос-ти

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

3 минуты

Опрос.

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронталь-ная

1. Приветствует детей.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте порадуем их нашими знаниями.

2. Предлагает повторить правило речи: говорим мы чётко, внятно, чтобы было всем понятно.

3. Задаёт вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Назовите осенние месяцы.

- Какой сегодня день недели?

- Какое сегодня число?

4. Создаёт условия для мотивации учащихся к дальнейшей деятельности.

- Сегодня мы отправимся в город согласных звуков и букв, который находится в стране Грамоте. Чуть позже вы узнаете, с какими звуками мы будем сегодня работать.

Повторяют хором.

Отвечают на вопросы.

2 этап

актуализа-ции знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятель-ности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практические: аналитико-синтетические, ИКТ, беседа,  показ образца выполнения упражнения

 Фронталь-ная

1. Задаёт вопросы, показывает образец выполнения упражнения.

 -Осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление природы? (листопад). СЛАЙД 1.

Давайте подуем на листочки. Не забывайте выдох должен быть плавным. Как называется дерево? Листок? (кленовый).

2. Даёт задание, следит за правильностью выполнения.

- Приготовьте зеркала и салфетки. Выполним гимнастику для языка. («Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Горка», «Дятел», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка». Слайды 2 – 9.

3. Загадывает загадки:

Он  с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

 глотает он и пыль, и сор.

(пылесос). Слайд 10.

- Произнесите слово пылесос чётко по слогам. Какой звук мы слышим в начале слова?

- Встаёт на заре,

Поёт во дворе.

На голове гребешок.

Кто же это? (петушок). СЛАЙД 11.

- Произнесите слово петушок чётко по слогам. Какой звук мы слышим в начале слова?

4. Подводит к теме занятия.

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме

Отвечают на вопросы.

Выполняют дыхательную гимнастику

Дети выполняют упражнения

Называют отгадку.

Вспоминают изученный ранее материал, который связан с формулиров-кой темы

формулируют предполагае-мую тему занятия

3 этап

выявления места и причины затруднения

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельнос-ти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

   2 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические, ИКТ

Фронталь-ная

- Формулирование целей занятия через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

После занятия вы сможете:

- различать звуки [п]-[п‘] при чтении и на письме

Отвечают на вопрос:

- какие знания вам нужны на занятии?

4 этап

открытия нового знания (изучение новой темы)

- формулирование конкретной цели будущих учебных действий (какие знания нужны и чему необходимо научиться)

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельно-сти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2  мин

Наглядно-демонстрацион-ные: схемы (профиль звука, характеристика звука), ИКТ

Фронталь-ная

Задаёт вопросы. Слайды 12-13.

- Что делают органы речи при произнесении звуков [п]-[п‘]?

- Звук п гласный или согласный? Почему вы так думаете?

Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Назовите его мягкую пару.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на проблемный вопрос.

Дают характеристику звуков.

5 этап

первичного закрепле-ния с проговари-ванием во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполнение в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельнос-ти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

25 мин

Практические

Фронталь-ная

1. Организует работу детей.

- Игра «Кто первый?»

Я буду называть слоги и слова со звуками [п]-[п‘]?, а вы делайте ходы синей или зелёной фишками:

Па, пе, оп, пу, пю, спи, пил, опята, тополь, сноп, суп, петь, пыль, повар.

2. Задаёт вопросы. Слайды 14 - 15.

Какой буквой на письме обозначаются звуки п – пь? На что похожа печатная буква П? 

3. Задаёт вопросы.

- Из скольких элементов состоит строчная буква П, заглавная П?

Выложите буквы из элементов.

4. Организует деятельность детей.

Гимнастика для глаз. Слайд 16.

5. Даёт инструкцию:

Вы будете определять место звуков п – пь в слове, обозначая их наушниками синего и зелёного цвета и цифрой: пальма, лопата, пень, шапка, перо. Слайды 17 – 22.

6. Предлагает выполнить задание. Читаем слоги по цепочке, кистью руки будем обозначать твёрдость и мягкость звуков [п]-[п‘]: звук [п– кисть сжата, [п‘] – расслаблена.

Слайд 23.

7. Организует деятельность детей.

Работа с изографами. Слайды 24-25

8. Организует деятельность детей.

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко греет уже еле – еле.

Перелётные птицы на юг улетели.

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

Поздняя осень стоит на дворе.

9. Даёт задание, осуществляет проверку.

-Решите буквенные примеры.

  • Кро – ро + ом + пот =
  • Пи + ка + лот – ак =

10. Буквенное уравнение

  • вокзал
  •  порт
  • аэропорт
  • езд – по  ?

 Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Выкладывают буквы.

Выполняют задание.

Выполняют у доски.

Оформляют записи в тетрадях.

Читают слоги. Выполняют движения кистями рук.

Отгадывают слова.

Выполняют движения.

Слайд 26.

Оформляют записи на карточках.

Слайд 27.

Оформляют записи на карточках.

Слайд 28.

6  этап

рефлексии учебной деятельно-сти на уроке

- формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формирование адекватной самооценки на основе критериев «хорошего ученика»

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельно-сти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

обобщение, сравнение

Фронталь-ная

Актуализирует знания детей, организует самооценивание деятельности.

Слайды 29 – 30.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия  

Ф.И.О.

учителя-логопеда

 Войциховская Н.А., учитель-логопед МБОУ - СОШ № 35,

Группа (класс,

логопедическое заключение)

2  класс

Логопедическое заключение: Недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФН

Тема занятия

«Дифференциация букв б и д в слогах, словах и предложениях»

Тип занятия

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии
  4. Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлоге как отдельном слове.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Способствовать тому, чтобы к окончанию занятия учащиеся могли:

- закрепить знания о механизме написания букв «б» и «д»;

- уточнить и закрепить лексико-грамматические категории, лексический запас;

- различать сходные по написанию буквы "б" и "д" на письме (в слогах, словах, предложениях)

Способствовать:  

 - развитию пространственных представлений;

- развитию зрительного гнозиса;

- формированию навыков фонематического анализа и синтеза

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- создание положительного интереса к изучаемой  теме

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 - формировать умение определять цель деятельности на занятии, соотносить состав и структуру графических знаков "б" и "д", осуществлять самоконтроль

-развивать умение слушать и понимать других;

- развивать умение находить  и структурировать информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор

Ресурсы урока

- элементы букв б – д, шнурочки;

- индивидуальные карточки с заданиями,

- листы самооценки (на каждого ученика)

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельнос-ти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1 этап

мотивации

(самоопределения)  к коррекци-онной деятельнос-ти

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

1 минута

ИКТ

Фронталь-ная

  1. Приветствие логопеда.
  2. Игра «Найди предметы»

- Предлагает обучающимся назвать номер сектора, в котором расположены определённые предметы.

Выполняют задание

2 этап

актуализа-ции знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятель-ности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практические: аналитико-синтетические

 Фронталь-ная

- Читает загадки:

1) Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на  зиму грибы?

2) Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг,   а деревьям – друг.

- Задает вопросы обучающимся:

 Назовите 1 буквы в словах – отгадках.

Формулирование темы занятия:

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?

- слушают и отгадывают  загадки;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему занятия

- вспоминают изученный ранее материал, который связан с формулировкой темы

3 этап

выявления места и причины затруднения

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

   2 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические

Фронталь-ная

- Формулирование целей занятия через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

После занятия вы сможете:

- различать сходные по написанию буквы "б" и "д" на письме (в слогах, словах, предложениях)

Отвечают на вопрос:

- какие знания вам нужны на занятии?

4 этап

открытия нового знания (изучение новой темы)

- формулирование конкретной цели будущих учебных действий (какие знания нужны и чему необходимо научиться)

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельно-сти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Наглядно-демонстрацион-ные: схемы

Фронталь-ная

-Предлагает сравнить артикуляционный уклад звуков

 [б] -[д] .

- Предлагает сравнить элементы, из которых состоят буквы б - д

- дают характеристику звуков [б] - [д];

- выполняют поэлементный анализ букв б – д;

- делают выводы

5 этап

первичного закрепле-ния с проговари-ванием во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполнение в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельнос-ти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

17 мин

Практические

Фронталь-ная

- Предлагает сконструировать буквы б – д из элементов, шнурочков.

- Даёт задание: прочитать слоги и слова, используя буквы б и д.

- Предлагает дописать «хвостики» буквам б – д в словах.

- Читает загадки (автобус, холодильник, дорога, болото, обезьяна, арбуз)

 - выполняют задание;

- читают слоги и слова;

- выполняют задание;

 

- Записывают слова – отгадки, подчёркивают буквы б - д

    6 этап

самостоя-тельной работы с взаимопро-веркой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельно-сти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

6 -7 минут

Практические

Индивиду-альная,  парная

- Предлагает расшифровать пословицу:

Оыла оы охота – оуоет лаоиться и раоота.

- записать её в тетрадь, подчеркнуть буквы б – д, проверить работу своего соседа

- вставляют буквы, записывают  предложение в тетрадь;

- осуществляют взаимопроверку написанного

7  этап

включения в систему знаний и повторения

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятель-ности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Обобщение, сравнение

Фронталь-ная

Сделаем выводы:

 - Чем отличаются буквы б – д?

- отвечают на вопросы;

- вспоминают нужную информацию;

- вспоминают изученный на занятии  материал

8  этап

рефлексии учебной деятельно-сти на уроке

- формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формирование адекватной самооценки на основе критериев «хорошего ученика»

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организа-ции деятельно-сти учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

обобщение, сравнение

Фронталь-ная

- организация самооценивания

Чему мы учились на занятии?

Что показалось трудным?

Какие задания были интересны?

- заполняют оценочные таблицы;

- отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей – логопедов ОУ города Орла

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 

И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА 

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕДОСТАТКОВ  ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

                                              Учитель – логопед

                                               МБОУ – СОШ № 35

                                                Войциховская Н.А.

Орёл, 2015

Учитель – логопед по штатному расписанию активно работает с учениками начальных классов. Работа на этом этапе направлена на профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии у младших  школьников. Учителя – логопеды оказывают огромную помощь учителям начальных классов. СЛАЙД

Но вот дети заканчивают начальный этап в обучении, переходят в среднюю школу и перестают посещать логопедические занятия, хотя из числа детей, обучающихся на логопункте, в дальнейшем сопровождении нуждается большая часть обучающихся. Это ученики с задержкой психического развития, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, билингвы, с церебрально-органическим генезом,  общим недоразвитием речи 3 уровня, дети с нейросенсорной тугоухостью 3 степени.

Таким образом, преемственность в обучении русскому языку и развитию речи между начальным звеном и средней школой пропадает, что ведёт к распаду устной и письменной речи детей – логопатов. Это выражается в деформации почерка, когда у слова при написании исчезает окончание, суффиксы, в лучшем случае остаётся основа. Учитель русского языка, проверяя такие работы, становится в тупик: как объективно поставить оценку за письменную работу, как помочь таким ученикам.

Кроме того, дети с ОНР 3 уровня отличаются бедностью речи (в речи присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, других частей речи, как правило, нет), у них нарушен грамматический строй речи. А это значит, что виды творческих работ по русскому языку и литературе будут не по силам таким детям.

На основании вышеизложенного следует сказать о том, что учитель – филолог должен использовать потенциал учителя – логопеда. Учитель русского языка должен владеть определёнными знаниями в области логопедии, чтобы оказать своевременную помощь ученику. Необходимо познакомить филологов с типологией специфических ошибок. СЛАЙД

Типология специфических ошибок на письме

1. Ошибки на уровне буквы и слога

Ошибки звукового анализа:

  • пропуски (зимука – зимушка, похлодало – похолодало)
  • перестановки (снежным корвом)
  • вставки (декабарь – декабрь, девочонки – девчонки)

Ошибки фонематического восприятия:

  • смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (дедошка, вертолот, тавно, фисит, вонарь)

Смешение букв по кинетическому сходству (тетродь, рыдоловы, габота)

 СЛАЙД -Персеверация (застревание):

  • в пределах слова ( магазим, на нашиме)
  • в пределах словосочетания  (У молодого майца.)
  • в пределах предложения  (Аня посадила арис. Кактус у Кани.)

Антиципация (упреждение, предвосхищение)

  • в пределах слова ( деверья, родмыми)
  • -в пределах словосочетания, предложения ( жухчат ручейки, жалоб)

СЛАЙД 2. Ошибки на уровне слова

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку (ваквариуме, на ступила, в зяла, подороге).

Контаминации (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима).

Нарушение функции словообразования  (ледик, ногища, лисовый хвост). СЛАЙД

  1. Ошибки на уровне предложения

Отсутствие обозначения границ предложений (заглавных букв, точек)

Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении ( на ветки деревьях, упал с санки, большой самосвала, я буду сделаю. Дети собирает цветы.)

ОДНАКО: необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.

СЛАЙД С целью  повышения  эффективности взаимодействия учителя русского языка  и логопеда предлагаем провести анкетирование.

Анкета для учителя русского языка

Для повышения эффективности взаимодействия учителя русского языка  и учителя - логопеда прошу Вас ответить на следующие вопросы:

Фамилия, имя, отчество учителя:

Стаж работы:

Класс:

Русский язык / по какой программе – учебнику работаете/:

1.Какие дети, по Вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?

2. С какими ошибками письменной речи Вы посоветуете ученику обратиться к логопеду?

3. Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки / не регламентируемые правилами орфографии/ при списывании, письме под диктовку?

4. По какой причине, по Вашему мнению, ученики допускают специфические ошибки в письменной речи?

5. Как Вы оцениваете работу ребёнка, в которой присутствуют специфические ошибки?

6.Как вы помогаете такому ученику?

7.Что советуете родителям?

8.Оцените результативность Вашей помощи такому ученику.

9. Кто из Ваших учеников нуждается в помощи логопеда? 

                                                     Спасибо за сотрудничество! СЛАЙД

Рекомендации учителя-логопеда по выявлению детей группы риска

(школьной дезадаптации, связанной с нарушениями речи)

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ!

+ Не торопите неуспешного ребёнка, если не успевает со всеми, давайте задание на карточке.

+ Постарайтесь, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность.

+Воздержитесь от эмоциональных пометок в тетрадях и дневниках.

+Лучше лишний раз похвалить за то, что получается хорошо.

+ Положительные эмоции - важный стимул.

+ Сравнивайте ребёнка с ним вчерашним, а не с другими детьми. Например, в прошлом диктанте было 15 ошибок, а сегодня только 10.


СЛАЙД  Нужна помощь логопеда! Обратите внимание, если:

- отсутствуют пропуски между словами и предложениями,

- не соблюдаются границы полей и правила переноса,

- зеркальное письмо,

-повторение одной и той же буквы в слове ( «пироп» вместо «пирог»),

-замена букв (б-д, х-ж, и-у, т-п),

-ошибки в ударных слогах,

-пропуск букв, недописывание слов, перестановка слогов,

-забывание редко встречающихся или прописных букв,

-нечитаемый почерк, слишком мелкий или крупный, резкое колебание почерка.

СЛАЙД. Памятка учителю русского языка

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

СЛАЙД. Виды дисграфии

 

Вид дисграфии

Чем обусловлена

Ошибки

Пути коррекции

1

Акустическая

 

Нарушение фонемного распознавания
(трудности слуховой дифференциации звуков речи)

 

наВухли
(набухли)
холоНна
(холодная)
запиЧат
(запищат)
дИти
(дети)

 

Работа над дифференциацией звуков

2

Артикуляторно-акустическая

 

Дефекты
Звукопроизношения
(прежде всего, полные звуковые замены)

 

коЛа (кора)
каСка (кашка)
Шётки(щётки)
Светы (цветы)

 

«Постановка» звука,
автоматизация,
дифференциация от ранее заменяемого звука

3

На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока

Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове

до м (дом)
катн (картина)
кги (книги)
дикант (диктант)

Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов

4

СЛАЙД

Оптическая

 

 

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

птиЩы (птицы)
(недоучет кол-ва одинак. элементов букв)
пиШа (пища)
(недоучет доп. элемента)
лИна (луна)
(смешение надстрочных и подстрочных элементов)

 

 

Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы

5

 

Аграмматическая

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования

на столу
под кроватей
стулов
он сделала

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

СЛАЙД. Памятка для учителя

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

- неправильное произношение звуков, которое может вызвать дисграфию и дислексию;

- особый характер ошибок на письме:

-   ошибки не на правило;

-   стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

-   регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;

-   искажение графических образов букв;

-   пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

-   смешивание парных согласных в устной и письмен ной речи;

-   грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

      Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!

СЛАЙД. Прошу вас:

- оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка,

- обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников,

- объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ребенка,

- содействовать обеспечению посещаемости ребенком необходимых ему логопедических занятий.

Только взаимодействие педагога и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!

                  СЛАЙД.                               

План работы по реализации преемственности между учителем – логопедом и учителями русского языка

Мероприятие

Цель мероприятия

сроки

Ответственный

Собеседование учителя – логопеда с учителями русского языка и классными руководителями 5-х классов

Ознакомление классных руководителей и учителей русского языка со списком детей, имеющих нарушения устной и письменной речи

Август

Учитель - логопед

Стартовый контроль знаний и умений учеников 5 – х классов по русскому языку

Определение степени сохранности знаний и умений обучающихся за курс начальной школы

Сентябрь

Учителя русского языка, учитель - логопед

Анкетирование учителей русского языка

Выявление трудностей в работе учителя русского языка с учениками, имеющими нарушения письменной речи

Сентябрь

Учитель - логопед

СЛАЙД. Посещение уроков

Выработка единых требований к оцениванию работ учеников

1 полугодие

Учителя русского языка, учитель - логопед

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум

Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы

1 полугодие

Учителя русского языка, учитель - логопед

Родительские собрания в 4-х классах по вопросам преемственности начальной и основной школой

Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5 классе

Март

Учитель - логопед

СЛАЙД. Проведение консультаций для учителей русского языка

Выявление и преодоление трудностей в работе учителя русского языка с детьми - логопатами

В течение года

Учитель - логопед

Составление памяток для учителей русского языка

Ознакомление учителей русского языка с нарушениями письменной речи

В течение года

Учитель - логопед

Работа учителя – логопеда в 5 – 9 классах должна быть направлена на профилактику дизорфографии у школьников в целях успешного усвоения программы по русскому языку. Совместная деятельность учителя – филолога и учителя – логопеда позволит обучающимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и единый государственный экзамен по русскому языку и литературе.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ф.И.О. ребёнка____________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________________________

3. Возраст__________________________________________________________

4. Домашний адрес, телефон__________________________________________

5. Школа, класс_____________________________________________________

6. В какой детский сад ходил ребёнок?__________________________________

7. Состав семьи_____________________________________________________

8. Ф.И.О. отца______________________________________________________

    место работы, должность___________________________________________

    образование______________________________________________________

9. Ф.И.О. матери____________________________________________________

    место работы, должность___________________________________________

    образование______________________________________________________

10. Как протекала беременность, роды_________________________________

__________________________________________________________________

11. Как протекало физическое развитие:

стал держать голову__________                          сидеть__________________

вставать____________________                          ходить__________________

12. Какие заболевания и травмы перенёс (ла) в первые годы жизни________

_________________________________________________________________

13. Когда появилось?

гуление_________                        лепет__________       первые слова________

короткие фразы____________             фразовая речь________________

14. Обращались ли раньше за помощью к логопеду? ____________________

15. Где проходили занятия? Как долго они длились?____________________

________________________________________________________________

16. Какой рукой предпочитает работать?______________________________

17. О каких индивидуальных особенностях Вашего ребёнка Вы хотели бы сообщить дополнительно?__________________________________________

_________________________________________________________________

Дата________________                              Подпись родителей________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ОРЛА Групповое логопедическое занятие на тему: «Звук [ ц ] , буква Ц» Составила: учитель – логопед Войциховская Наталья Анатольевна

Слайд 2

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: ЗИМОЙ - БЕЛЫЙ, ЛЕТОМ – СЕРЫЙ.

Слайд 3

Какой последний звук в слове «заяц»?

Слайд 4

Профиль звука [ ц ]

Слайд 5

ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Слайд 6

согласный твердый мягкий звонкий глухой звонкий глухой

Слайд 7

Соотнесение с буквой Ц

Слайд 8

ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ»

Слайд 17

Проверка Ц 1, Ц 5, Ц 1, Ц 5, Ц 4, Ц 7, Ц 7, Ц 5

Слайд 18

ИЗОГРАФ

Слайд 20

ИГРА «ШИФРОВАЛЬЩИКИ» ЦАЛПЯ

Слайд 21

ЦАПЛЯ

Слайд 22

ЗЯАЦ

Слайд 23

ЗАЯЦ

Слайд 24

СКВЕРОЦ

Слайд 25

СКВОРЕЦ

Слайд 26

КУРИАЦ

Слайд 27

КУРИЦА

Слайд 28

Составь слова куз цы у ли ко спи ца нец ов

Слайд 29

Итог занятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ОРЛА Групповое логопедическое занятие на тему: «Звук [ ц ] , буква Ц» Составила: учитель – логопед Войциховская Наталья Анатольевна

Слайд 2

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: ЗИМОЙ - БЕЛЫЙ, ЛЕТОМ – СЕРЫЙ.

Слайд 3

Какой последний звук в слове «заяц»?

Слайд 4

Профиль звука [ ц ]

Слайд 5

ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Слайд 6

согласный твердый мягкий звонкий глухой звонкий глухой

Слайд 7

Соотнесение с буквой Ц

Слайд 8

ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ»

Слайд 17

Проверка Ц 1, Ц 5, Ц 1, Ц 5, Ц 4, Ц 7, Ц 7, Ц 5

Слайд 18

ИЗОГРАФ

Слайд 20

ИГРА «ШИФРОВАЛЬЩИКИ» ЦАЛПЯ

Слайд 21

ЦАПЛЯ

Слайд 22

ЗЯАЦ

Слайд 23

ЗАЯЦ

Слайд 24

СКВЕРОЦ

Слайд 25

СКВОРЕЦ

Слайд 26

КУРИАЦ

Слайд 27

КУРИЦА

Слайд 28

Составь слова куз цы у ли ко спи ца нец ов

Слайд 29

Итог занятия



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя

общеобразовательная школа №  35 города Орла

                                                                                         Утверждаю

                                                                          Директор МБОУ — СОШ № 35

                                                                         _____________М.А. Романова

     

Годовой план работы

учителя — логопеда

Войциховской Натальи Анатольевны

 на 2017 — 2018 учебный год

Цель и задачи на 2017 – 2018 учебный год

Цель работы логопедического пункта: восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, своевременное  предупреждение и преодоление  неуспеваемости обучающихся, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи, развитие коммуникационных умений и навыков.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- комплексное обследование речи обучающихся с целью определения вида, характера и степени выраженности нарушений;

- коррекция нарушений устной и письменной речи с учётом типичных и индивидуальных проявлений речевого недоразвития у младших школьников;

- внедрение новых педагогических технологий (коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих, ИКТ, способствующих индивидуализации и интенсификации коррекционной работы, повышению мотивации и речевой активности у обучающихся;

-организация взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса, направленного на устранение речевых нарушений у младших школьников;

- осуществление мероприятий, направленных на всестороннее совершенствование деятельности логопедического пункта, усиление его роли в оказании специализированной помощи обучающимся с нарушениями речи.

Вид деятельности

Дата

август

1

Подготовить логопедический кабинет к началу учебного года, обеспечить его необходимым инвентарём и пособиями

До 1 сентября

2

Укомплектовать кабинет бланками необходимых документов (речевыми картами и журналами учёта посещаемости логопедических занятий)

До 1 сентября

сентябрь

1

Провести фронтальное и углубленное логопедическое обследование учащихся первых классов

До 15 сентября

2

Сформировать группы по речевым дефектам в соответствии с инструктивно — методическим письмом «О работе учителя — логопеда при общеобразовательной школе»

До 15 сентября

3

Составить расписание логопедических занятий

До 15 сентября

4

Составить годовой и календарно-тематический планы работы

До 15 сентября

5

Проинформировать учителей начальных классов о задачах и содержании работы логопеда на учебный год

До 30 сентября

6

Выступить на собрании родителей будущих первоклассников на тему: «Ваш ребёнок идёт в первый класс»

По плану МБОУ-СОШ

7

Выступить на родительских собраниях в первых классах на тему: «Требования к речи первоклассника»

До 15 сентября

октябрь

1

Посетить уроки обучения грамоте в первых классах

В течение месяца

2

Принять участие в работе школьного ПМПк и городской ПМПК по адаптации первоклассников в школе. Подготовить отчёт по результатам логопедического обследования учащихся

В течение месяца

3

Принять участие в работе ГМО учителей - логопедов

По плану ГМО

4

Работа над материалами по теме самообразования

В течение месяца

ноябрь

1

Посетить уроки русского языка во вторых классах с целью выявления специфических логопедических ошибок на письме. Информировать учителей о некоторых приёмах работы над специфическими ошибками на письме

В течение месяца

2

Провести консультацию для учителей первых классов на тему: «Развитие фонематического восприятия у младших школьников»

В течение месяца

3

Провести консультацию для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика с мамой»

В течение месяца

4

Сбор и анализ материалов по теме самообразования

В течение месяца

декабрь

1

Посетить уроки русского языка в первых классах с целью выявления специфических логопедических ошибок на письме

В течение месяца

2

Провести беседы с родителями детей, имеющих недостатки звукопроизношения, на тему: «Как закрепить поставленные звуки в речи детей»

В течение месяца

3

Принять участие в работе городского МО учителей — логопедов школ

По плану ГМО

4

Сбор и анализ материалов по теме самообразования

В течение месяца

январь

1

Отметить в речевых картах динамику развития речи детей и уточнить логопедические заключения

Во время каникул

2

Информировать учителей о продвижении детей в преодолении речевых нарушений

Во время каникул

3

Провести беседы с родителями детей, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные ОНР и ФФН, на тему: «Дисграфия: понятие, причины, методы устранения»

В течение месяца

4

Сбор материалов по теме самообразования

В течение месяца

февраль

1

Посетить уроки чтения во вторых классах с целью выявления у учащихся недостатков чтения. Подготовить для учителей рекомендаций по работе над выработкой полноценного навыка чтения

В течение месяца

2

Провести беседу с учителями начальных классов на тему: «Типология специфических ошибок на письме»

В течение месяца

3

Принять участие в работе ГМО учителей — логопедов школ

По плану ГМО

4

Сбор материалов по теме самообразования

В течение месяца

март

1

Посетить уроки чтения в третьих классах с целью выявления остаточных явлений недостатков чтения у учащихся с НВОНР

В течение месяца

2

Выступить с докладом на школьном МО учителей начальных классов на тему: «Приёмы и методы  работы по коррекции недостатков чтения»

По плану ШМО

3

Сбор материалов по теме самообразования

В течение месяца

апрель

1

Посетить уроки чтения в первых классах с целью выявления недостатков чтения, обусловленных ОНР и ФФН

В течение месяца

2

Принять участие в работе школьного ПМПк. Подготовить логопедические представления на первоклассников, поставленных на контроль по итогам учебного года

В течение месяца

3

Принять участие в работе ГМО учителей — логопедов школ

По плану ГМО

4

Провести открытое групповое логопедическое занятие

В течение месяца

5

Сбор и анализ материалов по теме самообразования

В течение месяца

май

1

Информировать учителей начальных классов и родителей о продвижении детей в преодолении речевых недостатков

В течение месяца

2

Выступить на собрании родителей будущих первоклассников на тему: «Речевая готовность ребёнка к школе»

В течение месяца

3

Выявить учащихся для зачисления на логопедический пункт в новом учебном году (побеседовать с учителями, проанализировать письменные работы)

После 15 мая

4

Внести необходимые записи в речевые карты и журналы. Составить отчёт о проделанной работе за учебный год

После 20 мая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ–средняя общеобразовательная школа № 35 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Войциховская Н.А.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Определение. Основные правила. Статические упражнения. - «Заборчик», «Лопаточка» Динамические упражнения. - «Иголка», « Часики», «Маляр», «Качели», «Гудок», «Индюк», « Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», « Барабанщик».

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. Продолжительность – не более 3-5 минут.

Слайд 5

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы .

Слайд 6

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ « Лопаточка » Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: 1, 2, 3, 4, 5! Язык можно убирать.

Слайд 7

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Иголочка » Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну.

Слайд 8

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Часики» Влево – вправо, влево – вправо Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, Покачаться он готов .

Слайд 9

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Накажем непослушный язычок » На губу язык клади, «Пя – пя – пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается…

Слайд 10

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Качели» На качелях я качаюсь: Вверх – вниз, вверх – вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.

Слайд 11

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ « Индюк» Рот чуть – чуть приоткрываю, Язычок приподнимаю. На губу положу, По губе им повожу. Потом голос подключу: Бл – бл – бл – заболбочу.

Слайд 12

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Вкусное варенье » Слегка приоткрой рот; широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Слайд 13

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ « Маляр » Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд – назад –Наш маляр работе рад!

Слайд 14

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ « Барабанщик » Барабанщик очень занят, д – д, д – д – д, Барабанщик барабанит: д – д – д. Язык кверху поднимайся: д – д – д. Смотри – с ритма не сбивайся: д – д.

Слайд 15

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Гудок» Широко улыбнись, открой рот. Кончик языка отодвинь вглубь рта. Спинку языка сильно выгни. Тяни на выдохе: ы – ы- ы – ы – ы – ы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА ОРЛА Групповое логопедическое занятие на тему: «Звук [ а ] , буква А» Составила: учитель – логопед Войциховская Наталья Анатольевна

Слайд 2

Цели занятия: - закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; - познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука [ а ] ; - учить соотносить звук [ а ] с буквой А ; - развивать звуковой анализ и синтез; - учить определять местоположение звука в слове; - совершенствовать навык чтения; - обогащать словарный запас; - развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.

Слайд 3

Игра «Найди отличия»

Слайд 4

Что просит сказать врач, когда осматривает горло ? А-а-а-!

Слайд 5

Накормите малыша А-а! Раскрыл ребёнок рот. Дайте крошке антрекот, Подойдёт а рбуз, а йва… В общем, всё, что есть на « А ». Что ещё будет есть малыш?

Слайд 6

А а Азбука Пусть начинается С АИСТА – Он , как и азбука, С А начинается !

Слайд 7

Артикуляция звука

Слайд 8

ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ Характеристика звука

Слайд 9

Определение места звука в слове Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус – Под названием …

Слайд 10

Пусть крыша течёт и сломалась калитка, Свой дом ни за что не покинет ….. Определение места звука в слове

Слайд 11

Определение места звука в слове Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином!

Слайд 12

Определение места звука в слове Приманку сорвала И, не сказав «спасибо», Куда – то уплыла Невежливая …

Слайд 13

Соотнесение с буквой А Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты эту букву знаешь ? А ? Перед тобою буква А .

Слайд 14

Соотнесение с буквой А Как запомнить букву эту? А похожа на ракету!

Слайд 15

Отгадайте слово по первым буквам названий птиц и зверей

Слайд 16

Вставьте букву А в слова и с т

Слайд 17

Вставьте буква А в слова м к и

Слайд 18

Вставьте буква А в слова р к

Слайд 19

Вставьте буква А в слова о с

Слайд 20

Вставьте буква А в слова с н и

Слайд 21

Разгадайте кроссворд 1. Крупная птица. 2. Исполнитель ролей в театре, кино. 3. Приятный запах. и с т к т ё р р о м а т А

Слайд 22

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....