Конспект подгрупповой НОД . Звук и буква У.
план-конспект на тему

Конспект по развитию фонетико фонематической стороны речи . Звук и буква У

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект звук и буква У.21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

(Подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию

фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте

Старшая группа «А»

Учитель-логопед: Орлова Е.И.

Лексическая тема: «Фрукты, ягоды»

Тема. Звук У

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [У ].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Фрукты, ягоды»
  • Развивать связную речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Домики гласных и согласных звуков;  «Звуковая рыбка», «звуковые фишки» , тасскраски, таблица «Характеристика звуков»; звуковичок; предметные картинки, касса букв.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие речевого дыхания «Дует ветер»

Дети  поднимают руки, имитируя покачивающиеся деревья. Произносят протяжно звук ветра: У-У-У.

Здравствуйте ребята, приехала машина, а в ней овощи и фрукты. Игра «Умная машина». Найдите лишнюю картинку. Выделить первый звук в слове (гласный).

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У.

2.        Артикуляционная гимнастика для губ.

«Трубочка»

«Хоботок»

«Поцелуй»

Движение губ «хоботком» вправо — влево.

3.        Анализ артикуляции звука [у].
а) Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

—        Что это гудит?

Логопед показывает паровоз, произносит звук [у] и анализирует артикуляцию звука по схеме привлекая детей к анализу.

—        Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

—        Его обозначим красным квадратиком, фишкой:. А мы на нем зарисуем положение губ, чтобы лучше запомнить произношение звука [у].

4.        Упражнение в произношении звука [у].

а)        Хоровое и индивидуальное произнесение.

б)        Произнесение звука [у] на длительном выдохе («паровоз дает долгий сигнал»), на прерывистом выдохе («паровоз дает короткие сигналы»).

Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин.                             («замок», сгибать и

Много нас, а он один.                              разгибать пальцы)

Эта долька для кота,                                                («замок»,

Эта долька для ежа,                                  разгибать пальцы,

Эта долька для улит                                                начиная с

Эта долька для чижа,                                      указательных)

Ну а волку – кожура.

Волк сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

5.        Развитие фонематического слуха.

Посмотрите ребята, к нам едет паровоз.

—        Паровоз приглашает нас в удивительное путешествие. Но сначала надо проверить, как мы слышим звук [у].

Игра «Сигнальщики».

У детей в руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук [у], дети поднимают фонарики. Выделение звука:

а)        из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у...;

б)        из слогов: ух, ап, ос, ум...

—        Отправляемся в «путешествие».
Дети имитируют руками движение паровоза.

6.        Выделение звука [у] из состава слова. (с помощью рыбки)

Логопед предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

  • Имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;
  • Лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

—        Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук [у] стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова:

7.  Физминутка

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Нужно глубже приседать. (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

8. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Логопед читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг —

Электрический... (утюг)

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может... (удочка)

9. Игра «Третий лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Дети указывают на лишнюю, в названии которой нет звука [у]: утка, улитка, морковка усы, береза, удочка дом, уши, утюг

10. Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.

Логопед:

Буква У кричит: «Ура!»

Руки тянет вверх она.

Логопед  предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...);

поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);

Провести игры с буквой.( Буква «сломалась»)

11. Дидактические игры

• «Скажи ласково».

Логопед раздает детям картинки с изображением ягод и фруктов и просит назвать их в уменьшительно-ласкательной форме (у меня яблочко; у меня малинка).

• «Что как храним?».

Дети должны разложить картинки с изображением овощей и фруктов к банке или к ящику в зависимости от того, где хранят их зимой.

12. Рефлексия

  • С каким звуком мы сегодня познакомились?
  • Какой это звук?
  • Почему?
  • Вспомните слова со звуком [у].
  • Какие игры вам понравились?
  • Какие игры вызвали трудности?

Возьмите смайлик который вам нравится: веселый или грустный. Отлично, сегодня всем ребятам понравилось играть со звуком и буквой У.

Урюк. Звук У

Выполняют

Анализ артикуляции по картикам

Выполняют

Дети тянут свой сигнал на гласный звук  

Уля

Мак

Утюг

Удочка

Морковь

дом

Показывают пальчиками

Дети добавляют к букве недостающий элемент

Отвечают

II

13. Итог. Ребята, нарисуем букву У и заштрихуем ее по диагонали. Молодцы, у вас получилась красивая буква!

Дети выполняют штриховку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Овощи. Звуки и буквы У-А"

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ОНР....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)

Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

конспект по теме: "Звук[ а], буква А"

Цель: познакомить с гласным звуком [ а],с его обозначением на письме....

Конспект подгруппового занятия "Звуки Н, Нь. Строим дом для поросят"

Конспект подгруппового занятия в старшей группе комбинированной направленности  с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект подгруппового занятия «Звук Р. На поиски буквы Р»

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношениюв подготовительной к школе группе Тема: «Звук Р. На поиски буквы Р» Составила: учитель – логопед: Ананьева Анна Витальевн...

Конспект подгруппового занятия "Звуки С и СЬ"

Автоматизация звуков С и С&prime...