Конспект логопедического занятия в 7 классе на тему "зимний пейзаж".Дифференциация Ц-С.
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Конспект к занятию по логопедической коррекции обучающихся по АООП (2 вариант) +презентация к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_ts-s.pptx406.67 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_ts-s.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексическая тема «Зимний пейзаж», Логопедическая тема «Дифференциация согласных Ц-С

Слайд 2

Цель занятия: учить различать звуки [Ц] и [С] в слогах, словах. Задачи: коррекционно-образовательная: расширять знания о зимних явлениях, уметь подбирать антонимы; коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, тонкую и общую моторику; коррекционно-воспитательная: развивать навыки сотрудничества, отзывчивости.

Слайд 3

Угадай по описанию Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает , ложится

Слайд 4

Какое время года? Назовите зимние месяцы. Какая погода? Какой день? Какое небо? Какой снег?

Слайд 5

Игра «Скажи наоборот» Пушистый -… (твёрдый) Густой – …(редкий) Ясный -… (пасмурный) Высокий -… (низкий) Белый -… (чёрный) Широкий -… (узкий) Тёплый -… (холодный) Глубокий -… (мелкий) Мокрый -… (Сухой) Морозный -…

Слайд 6

Чтение чистоговорок Са-са-са- в лесу бегает лиса Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы Су-су-су- видел кто из вас лису? Какой звук встречался больше всего? Нам к обеду пригодится Перец, огурец, горчица. Какой звук есть во всех словах?

Слайд 7

Характеристика Ц - С «Ц- сложный звук-Т+С» (согласный, глухой, твердый, свистящий). Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. (С зеркалом), кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. ( Поднеся тыльную сторону ладони )Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают Сравнение по артикуляции (индивидуальные зеркала).

Слайд 8

Артикуляция звука С Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) Губы –в улыбке, кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок по которому идет холодный воздух, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают. «С» -простой звук ( согласный, глухой, твердый, свистящий).

Слайд 9

Дифференциация Ц – С в слогах, словах ца – са цо – со цу – су цы – сы аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы Добавь слог са или ца Ов…, ко…, коле…, умни…, кури…, колба…, пугови…, поло… . Игра-лото с предметными картинками (Ц-С)

Слайд 10

Образование существительных с помощью суффикса ниц Ключ – ключница Учитель – учительница Лыжи –лыжница Хлеб – хлебница Колхоз -колхозница Заря – зарница Боль – больница Перец - перечница Конь – конница

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Конспект логопедического занятия

на тему «Зимний пейзаж»

7 класс (вариант2)

Автор-составитель:

Учитель-логопед:

Ильина Светлана Иосифовна        


Лексическая тема «Зимний пейзаж»,

Логопедическая тема «Дифференциация согласных Ц-С»

Цель занятия: 

учить  различать  звуки  [Ц] и  [С]  в  слогах,  словах;

Задачи:  

коррекционно-образовательная: расширять знания о зимних явлениях, уметь подбирать антонимы;

коррекционно-развивающая: развивать  фонематический  слух,  зрительное  внимание, мышление, речевое дыхание, тонкую и общую моторику;

коррекционно-воспитательная:  развивать навыки сотрудничества, отзывчивости.

Оборудование: компьютер, зеркала, предметные картинки, презентация, буквы С, Ц.

Ход урока

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята!

(слайд 1) Угадай (загадку) по описанию

Логопед: Ребята, о каком времени года идет речь?

Белый снег пушистый

в воздухе кружится

и на землю тихо

падает, ложится….

Зима…

(слайд 2)Правильно…Тема нашего занятия «Зимний пейзаж. Дифференциация звуков Ц –С».

Логопед: Ребята, перед вами пейзаж, внимательно рассмотрите и определите Какое же время года вы видите на картине? Назовите зимние месяцы. Какая погода? Какой день? Какое небо? Какой снег?

(слайд 3)

Логопед: А теперь давайте к нашим словам-признакам подберём противоположные слова , т.е. игра «Скажи наоборот»

  • Пушистый (снег)-… (твёрдый)         Густой (лес)–  …(редкий)  

Ясный (небо) -… (пасмурный)            Высокий (лес)-… (низкий)  

  • Белый (снег) -… (чёрный)                  Широкий (проход, тропа)-… (узкий)
  • Тёплый (день) -… (холодный)            Глубокий (сугроб)-… (мелкий)
  • Мокрый(день)-… (Сухой)                  Морозный (день) -…(жаркий)

(слайд 4)

Логоритмика пение гласных

(слайд 5)

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

(слайд 6)

Чтение чистоговорок

Са-са-са- в лесу бегает лиса

Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы

Су-су-су-  видел кто из вас лису?

Логопед: Ребята, какой звук встречался больше всего?

Нам к обеду пригодится

Перец, огурец, горчица.

Какой звук есть во всех словах?

(слайд 7)

 

Сравнение артикуляции  Ц и С

Логопед: Возьмем зеркала и произнесем звук Ц Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. (С   зеркалом),   кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС… .
(Поднеся тыльную сторону ладони) Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.

(слайд 8) Артикуляция звука С

Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
Губы –в улыбке, кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы сближаются, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок по которому идет холодный воздух, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.

Логопед: Ребята, приглашаю на зарядку:

1-2-3-4-5 (чередуем движения со словами)

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись,

А потом домой пошли,

Суп поели,

Спать легли.

(слайд 9) Дифференциация Ц – С в слогах, словах

  • ца – са            цо – со            цу – су            цы – сы
    аца – аса        оцо – осо        уцу – усу        ыцы – ысы

Логопед: Ребята, давайте теперь потренируемся. Я буду читать слова, а вы определите какой звук должен стоять Ц или С, поднимайте карточку с нужной буквой.

Ов…, ко…, коле…, умни…, кури…, колба…, пугови…, поло… .

Игра-лото с предметными картинками (Ц-С)

Итог занятия.

Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?

Мы говорили о зиме.

Логопед: Что вам понравилось на уроке?

Индивидуальные ответы детей.


Самоанализ открытого логопедического занятия

Учитель-логопед: Ильина Светлана Иосифовна        

Особенность занятия: открытое

Группа учащихся: 7 Б класс, логопедическое заключение –системное нарушение речи средней степени

Форма занятия: групповая

Анализ цели и задач урока

Данное занятие соответствует календарно-тематическому планированию рабочей программы. Занятие составлено с учётом полученных знаний на предыдущих уроках

1.Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.

Анализ структуры и организации урока

2.В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3.Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на высоком уровне.

4. Использование  наглядного  материала. Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (предметные  картинки,  таблицы). В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных, игровых и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание всех детей, создает интересные игровые ситуации, практически весь новый материал дается в игре. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.

Анализ содержания урока

5.Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому. В структуре занятия прослеживаются межпредметные связи в сфере знаний по окружающему миру, художественной литературы и т.д.

7.Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.

8.На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.

9.На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.

  1. Анализ цели и задач занятия.

Тема, цели и задачи занятия соответствует особенностям программного материала, перспективному плану работы группы , речевому профилю. Достаточный уровень подготовленности группы. Единство образовательной, коррекционной и воспитательной целей прослеживалась на протяжении всего занятия.

  1. Анализ структуры и организации занятия.

Структура занятия соответствует его целям и задачам. Присутствует логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Целесообразное распределение времени между этапами занятия и рациональность выбора форм обучения. Наличие эстетично оформленного дидактического материала и оборудования. Рациональная организация работы учителя – логопеда и детей от простого к сложному.

  1. Анализ содержания занятия.

Содержание занятия соответствует требованиям программы для детей с ОНР, 3 уровня. Изложение изучаемого материала было доступным.Прослеживалась связь нового с ранее изученным. Были задания и на развитие речевого дыхания, т.к. еще идет этап постановки звуков- а у всей группы учащихся -ротацизм. У этой группы детей плохо развито пространственное ориентирование , поэтому в занятие было включено задание на определение сторон( лево-право-вверх, вниз). Также были задания на развитие связной речи (составление рассказа по опорным картинкам), пополнения словарного запаса по лексической теме «Домашние животные и птицы», а также крылатыми выражениями –афоризмами. Задания на развитие фонематического восприятия анализа и синтез- деление слов на слоги, определение первого звука в словах. Для профилактики дисграфии была индивидуальная работа на карточках – дифференциация букв и-у.Были включены задания на развитие высших психических функций( Выделение лишнего), развитие общей мелкой моторики- пальчиковая гимнастика и физминутка. Была организована и самостоятельная работа и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала.Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя-логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся .Применялись разнообразные приемы и методы.Смена видов деятельности.Была создана атмосфера доброжелательности.Также элементы творчества самого педагога.

Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.

Оценка проведенного занятия – удовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Конспект логопедического занятия в классах НОДА

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....

Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".

Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.    Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и св...

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...