Русский язык- с улыбкой
картотека на тему

Спиркина Марина Григорьевна

       Л.С.Выготский  писал: «… школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему». Так встаёт перед нами проблема мотивации, которую надо обязательно учитывать при коррекции. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаём их нужность.  И наоборот, самые простые вещи могут показаться  немыслимо сложными, если в них для нас нет никакой необходимости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Л.С.Выготский  писал: «… школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему». Так встаёт перед нами проблема мотивации, которую надо обязательно учитывать при коррекции. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаём их нужность.  И наоборот, самые простые вещи могут показаться  немыслимо сложными, если в них для нас нет никакой необходимости. Как же внушить ребёнку, что умение грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством ему необходимо?

        Как мы можем подействовать на мотивационный компонент овладения родным языком? Конечно же, с помощью игры! Потому что, согласно классической психологии, все необходимые для успешной учёбы (в частности, для грамотного письма) механизмы, включая мотивационный, формируются именно в поэтапном игровом развитии.

        Игры , которые представлены, делают занятие привлекательным и интересным для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.

«Матрёшки»

Цель: вычленяя в слове другие слова, дети развивают внимание и память, умение производить звуко-буквенный анализ слова, расширяют словарный запас.

Возраст: от 7 лет.

Оборудование: 10 больших и 50 маленьких карточек со словами. На каждой большой карточке в два столбика написано 10 слов. На каждой маленькой карточке-одно слово, которое обязательно является частью какого-либо из слов, написанных на больших карточках.

Например, на большой карточке есть слова: ГРОЗА, ТЕЛЕВИЗОР, ФИТИЛЬ, БОЛЬШИНСТВО. На маленьких карточках будут слова: РОЗА, ЛЕВ, ИЛ, БОЛЬ.

Процедура проведения: ведущий  громко, чётко и правильно читает слова с маленьких карточек, а участники находят среди слов на своей большой карточке названное слово, спрятанное в другом слове и забирает себе. Игра продолжается до тех пор, пока все слова на маленьких карточках не будут прочитаны.

«Катеринки»

Цель: игра помогает выучить написание словарных слов, соотнося их произношение и написание; развивает память и внимание.

Возраст: от 7 лет.

 Оборудование: 45 карточек со словами. На каждой карточке написано одно словарное слово, в нём красным выделены проблемные буквы. Например: ВЕЛОСИПЕД, КАРТОФЕЛЬ, ПАЛЬТО. Одно и то же слово  может быть написано на нескольких карточках. Слова могут добавляться по мере необходимости и изыматься по мере выучивания.

Процедура проведения: каждый ученик получает по 10 карточек. Оставшиеся карточки образуют «банк»; карточки в «банке» лежат стопкой. Участник выкладывает первую карточку и отчётливо артикулируя, произносит написанное на ней слово. Следующий участник должен положить поверх выложенного любое своё слово, в котором есть хотя бы одна из букв, выделенных в слове первого участника. Он также отчётливо артикулирует своё слово.

Например: первый участник выложил слово ВЕЛОСИПЕД; второй участник может положить поверх этого слова слово КАРТОФЕЛЬ, потому что в обоих словах выделена буква Е.

Если у участника нет нужного слова, он отправляется в «банк». Победителем будет тот участник, который первым избавился от своих карточек.

«Воздушное письмо»

Цель: игра повышает концентрацию внимания и скорость распознавания букв. 

Возраст: от 7 лет.

Процедура проведения: педагог рисует в воздухе букву, цифру или даже пишет короткое (3-5 букв) слово. Игроки  пытаются угадать, что он написал в «воздушном письме». Тот игрок, который угадал букву (слово)первым, получает право на написание своего «воздушного письма», а остальные угадывают. Если ребёнок «прочёл» написанное педагогом на индивидуальном занятии, следующее «воздушное письмо» пишет он, а педагог угадывает.

«Волшебное слово»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие фонематического слуха.

Возраст: от 7 лет.

Процедура проведения: педагог договаривается с ребёнком, какие слова будут считаться «волшебными». Например , им могут быть:

-слова, на букву В или на любую другую букву;

-слова, в которых есть звук {а};

-слова, которые обозначают птиц, животных, растений и т.д.

Педагог произносит подряд любые слова. Если было произнесено «волшебное слово» ребёнок должен подать сигнал, например, хлопнуть в ладоши.

«Башмачок для Золушки»

Цель: формирование переключения внимания и зрительного внимания, образа слова, образа буквы.

Возраст: от 7 лет. 

Оборудование: листки с одинаковыми отрывками из текста «Золушка», простые карандаши.

Процедура проведения: педагог вместе с детьми вспоминает содержание сказки, после чего спрашивает у них, хотели   бы они помочь найти Золушку и примерить ей башмачок? Для этого они должны вычеркнуть из предложенного текста все буквы С(пусть это будут буквы её сестёр-соперниц) и обвести в кружок все буквы З (это будет сама Золушка). побеждает тот, кто справился  с заданием быстрее всех без ошибок.

«Зрительный диктант»

Цель: расширить поле зрения ребёнка и улучшить  технику чтения.

Возраст: от 7 лет. 

Оборудование: диктант в виде таблицы с тремя столбцами, в двух боковых столбцах записаны слоги одного слова, а в среднем столбце –цифры.

Процедура проведения: педагог кладёт перед участниками «диктанты». Глядя на цифры в среднем столбце таблицы, ребёнок должен «ухватить» глазами слоги слева и справа и прочесть слово. Далее он должен читать, двигаясь «вниз по лесенке» и стараясь смотреть только на центральный столбик. Это позволит постепенно увеличить поле зрения ребёнка, и он станет читать быстрее.

ро

1

за

тон

2

на

кон

3

тур

трам

4

вай

прин

5

тер

тра

6

ва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...