Преемственность в организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха на уровнях дошкольного и общего образования
статья

Пузаткина Наталья Витальевна

Преемственность в организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха на уровнях дошкольного и общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzatkina_n.v.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха на уровнях дошкольного и общего образования

Пузаткина Н.В.,

заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог

…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

                                                                                                                      

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский 

                                                                                                   

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья  становится получение доступного качественного образования. В свою очередь достижение качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми уровнями обучения. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Перед образовательной организацией встает вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребенок с нарушенным слухом получил хорошую подготовку в детском саду, достойное качество обученности в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться на уровне основного общего образования.

Главная задача педагогического коллектива - создать условия для безболезненного перехода ребенка с ОВЗ с одного уровня образования на другой, а также сохранить  их здоровье и  повысить эмоциональное благополучие обучающихся.

Организация работы по преемственности в нашей школе  осуществляется по трем основным направлениям:

Работа с детьми:

  • экскурсии  дошкольников в школу;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • совместные выставки детского творчества, праздники и спортивные соревнования;
  • непрерывное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

Работа с педагогами:

  • педагогические советы;
  • проведение совместных методических объединений;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • педагогические и психологические наблюдения;
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДО и  учителей школы;
  • взаимодействие педагогов,  психологов, работающих на уровне дошкольного образования и школы;
  • открытые показы непрерывной образовательной деятельности в детском саду и открытых уроков в школе;

Работа с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами детского сада и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование, тестирование родителей;
  • заседания «Университета для родителей»

Реализация принципа преемственности  и непрерывности должна соблюдаться на  каждом уровне образовательного процесса. Все члены педагогического коллектива должны стремиться к тому, чтобы  развивающая среда была комфортной и уютной, а отношения между ребенком, педагогами и родителями были доверительными и понимающими. Педагоги в детском саду всегда ориентируются на требования школы, формируют у воспитанников те  знания, умения и навыки, которые будут необходимы им для дальнейшего обучения в школе. Соблюдая преемственность, учителя   начальной школы опираются на знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, а также   продолжают развивать потенциал ребенка. Преемником начального общего образования является основное общее образование, которое способствует дальнейшему самоопределению личности. Обучение детей с нарушением слуха осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования, в   которых  так же соблюдается принцип преемственности.

Немаловажную роль в данном направлении играет психолого-педагогическое сопровождение, ведь при переходе ребенка с одного уровня на другой он подает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях ребенку необходимо адаптироваться, а адаптивные возможности у всех детей разные. И от того, как пройдет быстро период адаптации зависит его дальнейшее успешное обучение. В школе создан центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Педагоги-психологи совместно с педагогами наблюдают за эмоциональным состоянием детей, за взаимоотношениями между сверстниками и взврослыми, проводят разные виды психолого-педагогической диагностики. Деятельность психолого-педагогического сопровождения, в первую очередь направлена на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, и если необходимо - составление индивидуальной образовательной программы и разработку индивидуальной программы сопровождения.

Одним из условий для безболезненного перехода с одного уровня обучения на другой является создание комфортной и уютной обстановки в школе. Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышения психического тонуса в школе имеются зоны релакса, функционирует сенсорная комната. Эту комнату могут посещать как педагоги, так и обучающиеся.

Учитывая, что для детей с нарушенным слухом формирование устной речи является одной из самых главных, то центральное место в образовательном процессе занимает коррекционная работа.  Как только ребенок поступает в образовательную организацию, ему оказывается систематическая и всесторонняя помощь узких специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, тьютора. Для реализации особых образовательных потребностей каждый обучающийся имеет возможность получать коррекционную помощь специалистов в том объеме, который прописан в ИПРА. Коррекционные занятия (фронтальные и индивидуальные) проводятся во время всего пребывания ребенка в образовательной организации, начиная с первых дней посещения детского сада и до выпуска из школы. Для учета слухового и речевого развития детей с нарушением слуха на протяжении всех лет обучения учителя-дефектологи ведут индивидуальные слухо-речевые карты обучающихся. Данные педагогического обследования помогают всем педагогам, работающим с ребенком, видеть реальную картину развития и своевременно учитывать эти результаты при разработке рабочих программ по предметам, проведении индивидуальной работы, соблюдая преемственность всех участников образовательного процесса.

Не стоит забывать, что преемственность должна строиться не только на единых, непрерывных целях обучения и воспитания, но и на единстве требований взрослых. Ни для кого не секрет, что работа в блоке «учитель-родитель» является одной из сложных. Очень часто родители, имеющие ребенка с ОВЗ, применяют неадекватные требования к своему ребенку (завышают или занижают их, сравнивают результаты своего ребенка с другими детьми), не учитывая его индивидуальные психо-физиологические особенности. А ведь от позиции родителей зависит школьная и даже жизненная успешность ребенка. Очень важно, чтобы педагоги и родители были союзниками. На протяжении ряда лет в нашей школе сложилась традиция совместной работы с родителями. Единство деятельности семьи и школы, эффективность и действенность работы с родителями определяется через четко организованную систему работы школы, осуществляемую через реализацию программы «Университет для родителей». Налажена работа и по посещению родителями (законными представителями) занятий, уроков и внеклассных мероприятий. Для родителей (законных представителей) систематически педагоги проводят семинары-практикумы, беседы, тренинги детско-родительских отношений, цель которых - выработка единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей, имеющих нарушение слуха и повышение педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании.

За время существования школы мы накопили богатый опыт. В настоящее время во всех предметных МО имеется банк данных педагогического опыта  по осуществлению преемственности на различных уровнях образования. Для педагогов школы созданы условия, позволяющие совершенствовать своё педагогическое мастерство. По мнению наших педагогов, мероприятия, проводимые совместно с участием педагогов детского сада и школы, такие как, педсоветы, методические объединения, консультации, обмен опытом, взаимопосещения,  помогают обобщить накопленный опыт, выявить достоинства и недостатки в работе, вскрыть причины недоработок и наметить пути их преодоления.

Преемственность в образовании  школы – это результат профессионализма учителей и понимания родителей. Таким образом, систематическая и непрерывная работа всего педагогического коллектива по  обеспечению полноценных преемственных связей между всеми уровнями образования позволяет дать детям с нарушенным слухом доступное и качественное образование, максимально развивать и реализовывать способности каждого ученика, легче адаптироваться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха

Под общей редакцией Л.М. Беткер, кандидата психологических наук Авторы-составители педагогический коллектив казѐнного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с огр...

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

Ответы к итоговому тесту ФГОС среднего общего образования: содержание и организация образовательной деятельности (72 часа)

Ответы к итоговому тесту ФГОС среднего общего образования: содержание и организация образовательной деятельности (72 часа)...

Программа организации проектной деятельности на уроках химии на уровне основного, среднего общего образования (7-11 классы)

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.Проектно-исследовательская деятельность является средством о...