Главные вкладки

    Организация уроков и занятий у детей с ОВЗ (умственная отсталость)
    статья

    Белова Елена Александровна

    В данной статье рассмотрены вопросы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями. Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями предполагает использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных ТСО коллективного и индивидуального использования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация уроков - занятий с детьми с умеренной, тяжелой умственной отсталостью

    Категория детей с  умеренной  и тяжелой умственной отсталостью очень разнородна. Основным направлением в  деятельности педагога  является - развитие социальной компетенции учащихся.

    Урок - занятие -  основная форма организации учебно-воспитательной работы  с детьми с  умеренной  и тяжелой умственной  отсталостью.

    Урок - занятие имеет логически законченную, целостную, ограниченную временными рамками систему. В уроке - занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество урока - занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении структуры урока-занятия необходимо  учитывать:

    • уроки - занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта;
    • должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор содержания уроков-занятий и наиболее эффективных методов работы (игровой, практический наглядный с частичным использованием словесного) определяется характером нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями. Формы работы должны определяться задачами урока-занятия.  Например, на уроках-занятиях можно использовать следующие приемы и методы обучения:

    • применение метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение,  предание уверенности и т.д.);
    • различные элементы методик рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия) с использованием музыки;
    • игры с песком (пескотерапия);
    • игры с водой (водотерапия) и т.д;
    • игровые  упражнения,  ситуации, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
    • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
    • практические упражнения для ознакомления со свойствами различных предметов, игрушек.

    При поступлении ребенка в 1 класс необходимо создавать условия для установления эмоционального контакта с ребенком и для формирования мотивации к взаимодействию с взрослым. С этой целью могут использоваться  игровые ситуации, сюрпризные моменты с учетом интересов  класса, проблемные ситуации для вызывания у ребенка потребности к общению.

    Организация индивидуальной работы  на уроке - занятии.

    1. Педагогу необходимо  четко представлять какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    2. На уроке-занятии необходимо использовать материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    3. Если  позволяет  уровень  развития учащихся, на уроке-занятии  в старших классах необходимо отводить время для самостоятельной работы практического характера с различными вариантами заданий,  которые  связаны  с  общим содержанием работы на занятии.

    Изложение материала на уроке-занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация: показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующим усложнением. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.

    При планировании и проведении уроков – занятий следует  соблюдать следующие рекомендации:

    • обучение должно носить личностно-ориентированный характер, быть систематическим, с поэтапным усложнением содержания материала, постепенным уменьшением помощи взрослого, должно учитывать зону ближайшего развития;
    • любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
    • должны выполняться практические действия;
    • объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и тем же выражениями;
    • речевые инструкции можно предъявлять голосом разной громкости, с различной интонацией;
    • целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
    • обращать внимание на успехи ребенка;
    • обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность;
    • необходимо применять здоровьесберегающие технологии.

    При построении урока - занятия необходимо определить, на каком уровне ребенок или класс будет усваивать  предлагаемый материал  (это зависит от психофизических и индивидуальных особенностей учащихся и года обучения):

    • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
    • на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных  (частично совместных) с педагогом действий;
    • на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
    • на уровне применения знаний по образцу;
    • на уровне речевой инструкции.

    Очень часто у детей с умеренной умственной отсталостью  можно наблюдать стереотипные неосмысленные однообразные движения – это аутостимуляция (постукивания, раскачивания и другие). Если ребенок не реагирует на речь учителя, не включается в игровую (учебную) деятельность можно использовать следующий  метод. Педагог повторяет за ребенком его действия и/или вокализации, использует эмоциональное комментирование действий ребенка и придает им социально значимый смысл (эмоциональные положительны слова, выразительную мимику и жесты). С учетом интересов и предпочтений ребенка может включаться художественное слово, песенки, яркие  игрушки.

    После того как ребенок начинает доброжелательно реагировать на побуждение  педагога к общению  и легко вступать в эмоциональный контакт, можно переходить к следующему этапу обучения – этапу совместных (сопряженных) действий.  Потому что, как показывает опыт,  у детей с умеренной умственной отсталостью  не сформированы подражание и ограничены возможности самостоятельного выполнения движения (вследствие интеллектуальных и  двигательных нарушений).

    На этом этапе педагог кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Важно подобрать индивидуальный темп выполнения, предусмотреть эмоциональное комментирование действий (что делаем, в какой последовательности и зачем). Оречевление необходимо для развития представлений об окружающем мире, установления смысловых взаимосвязей между событиями и развитие речевых функций. Речь педагога  должна быть четкой, и не должна содержать лишних слов.

    После того как учащиеся освоят совместные (сопряженные) действия, можно переходить к имитационным действиям. Педагог показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, используя сохранные органы чувств (слепой ребенок кладет свои руки на руки взрослого, ощущая тактильно движения), далее отрабатывается поэлементное выполнение действия одновременно ребенком и взрослым, который выполняет движения рядом с ребенком на таком же материале, которое использует учитель. Взрослый использует эмоциональное комментирование и стимулирует развитие речевого подражания. При необходимости в случае затруднения ребенка педагог может использовать жестовую инструкцию или элементы совместных действий (например, начинает действие за ребенка, а ребенок заканчивает).

    Действия по образцу.         На первых порах  педагог показывает алгоритм действий и предлагает повторить его ребенку, случае ошибки, учитель указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску правильного способа выполнения. Используются подсказывающие, альтернативные и наводящие вопросы, чтобы побудить ребенка действовать правильно. Подсказывающие – содержащие в себе однозначный правильный ответ. Альтернативные – предполагающие выбор из двух, чаще контрастных вариантов. Наводящие – включающие опорные  слова и требующие распространение высказывания (домысливание ситуации с опорой на прошлый опыт). Если ребенок самостоятельно не способен исправить ошибку, взрослый вновь возвращается на этап имитационных или совместных действий.

    После того, как ребенок научится выполнять данное действие по образцу без ошибок, можно переходить к этапу словесной инструкции. Вначале ребенок действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий.

    Подобную поэтапную работу необходимо проводить при ознакомлении и отработки до автоматизации каждого нового действия.

    Таким образом,  уроки-занятия с детьми  умеренной и тяжелой умственной отсталостью проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого.

    Мониторинг  динамики развития ребенка  рекомендуется проводить в начале,  в середине, в конце учебного года.

    Требования к уроку - занятию:

    Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

    На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

    На уроке-занятии должны осуществляться межпредметные связи.

    Уроки-занятия должны быть оснащены:  техническими средствами обучения и дидактическим материалом  (весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока).

    На  уроках-занятиях  необходимо  соблюдать охранительный режим:

    • проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
    • соответствие мебели возрасту детей;
    • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
    • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
    • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
    • осуществление повторности при обучении на всех этапах  урока;
    • максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено уровнем развития  мыслительной деятельность учащихся;
    • максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

    Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

    - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

    - выбор цели и средств ее достижения;

    - побуждение учащихся к деятельности на уроке;

    - развитие интереса к обучению;

    - чередование работы  и отдыха.

    При подготовке к  уроку-занятию  следует помнить:

    Тему урока учитель выбирает из программы, она должна соответствовать его тематическому плану.  Затем формулируется цель урока и три дидактические задачи: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная.

    Примерная структура   урока -  занятия.

    В зависимости от усвоения учебной программы учащимися содержание этапов урока может повторяться от класса к классу либо варьироваться.

    1.Организационный момент.

    (психологический настрой на занятие, приветствие).

    Предполагает организацию детей.

    Учитель в 1-ом классе помогает найти свое место, совместно с воспитателем рассаживает детей за парты, параллельно  можно использовать   картинки, игрушки, фотографии, которые каждый день учитель расставляет на партах в определенной последовательности, чтобы учащиеся в конечном итоге запомнили свое место.

    Учитель в первом классе не сообщает тему урока, а говорит детям, чем они будут заниматься. Например, тема урока-занятия «Починим неваляшку», учитель сообщает детям, что они будут учиться чинить игрушки.

    Во 2-ом классе, когда дети адаптируются в класс орг. момент можно организовать, как «ритуал   взаимного  приветствия», в зависимости от класса можно использовать такие приемы, как телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода  «аттракции». (Это Катя, поздоровайтесь с Катей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    В последующих классах в содержании этого этапа возможны варианты:

    • настрой учащихся на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность), организация внимания;
    • нахождение по звонку своего места;
    • сообщение темы урока-занятия.

    2. Актуализация знаний и умений учащихся.

    В начале урока-занятия используются виды работы, способствующие  «припоминанию» ребенком тех знаний, на которых будет поострено изложение нового материала.  

    3. Основная часть урока урока-занятия зависит от главной образовательной задачи: сообщение новых знаний; формирование и закрепление знаний, умений; обобщение и систематизация знаний.

    Основная часть урока-занятия состоит из различных игр, игровых упражнений, практических действий с предметами, показа способа действий,

    совместной  деятельности учащихся и учителя, практической деятельности детей, направленной на выполнение поставленных учебных задач.

    В основе работы - игры, игровые упражнения, игровые сюжеты, связанные одной темой. Основная часть урока-занятия может состоять из нескольких  частей.

    4. Физминутки.

    На  уроках-занятиях  необходимо  соблюдаться охранительный режим.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки, динамические паузы и гимнастику для глаз,  релаксационные упражнения. С 1 по 4 четвертый класс в структуру основной части рекомендуется включать две физминутки, так, как дети быстро утомляются  и устают.

    Физминутки включаются в основную часть урока.

    5. Закрепление знаний, полученных на уроке-занятии:  повторение и совместные упражнения,  игры, направленные на закрепление материала.

    В старших классах, если позволяет уровень развития  учащихся, на этом этапе могут выполняются самостоятельные действия.

    6. Итог  урока – занятия.

    Этот этап урока-занятия посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Для создания  у детей эмоционального удовлетворения от уроков - занятий, положительного  отношения к обучению  очень важно правильно организовать  заключительную часть занятия,  подвести итог.

    В  1-ом классе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

    Во 2-ом класс в конце урока – занятия учитель проговаривает все, чему научились, а затем проводиться ритуал прощания.

    Начиная со  3- го класса,  учитель более дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

    Учитель называет детей по имени, хвалит в зависимости от того, что у учащихся  получилось  на уроке - занятии, например, за успешное выполнение упражнения. Например, дети становятся в круг,  учитель хвалит детей и в зависимости от того, что учащиеся делали на уроке – занятии, говорит: «Молодец! (называет ребенка по имени), правильно сложил пирамидку, (называет имя ребенка) нашел  самое большое  колечко и т.д.». Дети хлопают друг другу.

    В старших классах кроме дифференцированной  оценки учителя к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

    После проведения  урока-занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу для дальнейшей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

    Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

    Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

    Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

    ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

    В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....

    «Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».

    Статья написана на основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, а так же на основании опыта работы в специальной коррекционной школе VIII вида.Здесь описаны особенности поведения детей-психопатов...

    Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи

    Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...