Дети с ОВЗ
статья

Астахова Елена Владимировна

Матеиалы онлайн маафона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

От рождения до трех лет

Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений.

Важно понимать: Чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы.  

Задачи ранней диагностики:

    1. Раннее выявление отклонений в развитии.

    2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.

    3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.

    4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.

    5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.



В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах. Это можно сделать с помощью следующих методов:

    1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.

    2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.

    3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов

    4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию.

Основные принципы диагностики


    1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.

    2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.

    3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.

ПМПК

ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.

Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. К чему готовиться:


    1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях  друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.

    2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.

    3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.

    4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.

Где проходить диагностику?

В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.

 Материалы по теме

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «
Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего младенческого возраста. Часовой вебинар

Корнева С.А. 
Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи

Учитель-дефектолог и учитель-логопед – специальные педагоги, которые выявляют и корректируют нарушения развития, выявляют детей «группы риска», занимаются профилактикой. В идеальной картине мира эти педагоги работают с детьми и взрослыми, с семьями, педагогами детских садов, школ, техникумов. На практике — специалистов не хватает, поэтому базовыми навыками хорошо бы владеть всем. Прежде всего для того, чтобы вовремя заметить проблемы ребенка.
 

Базовые навыки дефектолога и логопеда


Их делят на пять групп.

1. 
Гностические — наблюдать, изучать ребенка, его возможности в повседневной жизни  и в процессе обучения, уровень и особенности разных видов деятельности ребенка. Именно они позволяет первично выявить детей, нуждающихся в специальной помощи.

Очень важно видеть даже минимальную динамику в развитии ребенка, учиться анализировать продвижения ребенка относительно него самого, воздерживаясь от сравнения ребенка и его достижений с другими детьми. Крайне важным в контексте гностических умений учителя-дефектолога и учителя-логопеда является способность к рефлексии: умение выделять сильные стороны себя как профессионала, сильные стороны (сохранное в психологическом и личностном развитии) ребенка, умение видеть потенциал – зону ближайшего развития ребенка – то есть не только то, что он уже делает самостоятельно сегодня, но и то, что он может сделать сегодня вместе с взрослым.

2. 
Проектировочные, то есть ставить цели и задачи коррекционно-развивающей работы — ближайшие и перспективные. Сюда же относят способность определять адекватность применяемых методов работы возможностям ребенка, умение прогнозировать ошибки и затруднения, гибко подстраивать приемы работы к конкретному ребенку, его возможностям, умение ставить и обсуждать задачи совместной работы с воспитателями и родителями ребенка, обсуждать с ними необходимость внесения корректив в содержание и методы работы.

3. 
Конструктивные, связанные с разработкой и оформлением занятий, планов работы. Родителю, который сам занимается с ребенком важно уметь самому изготавливать или адаптировать пособия  — создавать игры, использовать игрушки, изготавливать схемы, опорные конспекты для запоминания, книжки-малышки — для работы с ребенком.

4. 
Организационные —  навыки организовать деятельность ребенка с особыми потребностями. Таким детям очень сложно надолго сконцентрировать внимание, трудно начать выполнять задание, понять обращенную речь, усидеть во время занятия. Педагоги обычно используют своеобразные ритуалы начала занятия: пальчиковая игра, короткое четверостишие, игра на внимание, специальный сигнал.

Важно уметь организовать занятие таким образом, чтобы задания чередовались по сложности: подумать – подвигаться, поиграть – порисовать. Полезно проводить физкультминутки, учить детей приемам расслабления, обращать внимание и обсуждать признаки усталости, которые мешают ему работать, и обучать его приемам отдыха, которые можно использовать непосредственно во время совместной деятельности.

5. 
Коммуникативные, то есть умение слушать и слышать – ребенка, родителей, педагогов, умение быть модератором (слышать и координировать разные позиции) во взаимодействии между родителями, педагогами, детьми, другими специалистами, умение быть фасилитатором развития ребенка: верить в его успех, настраивать всех участников педагогического процесса на достижение позитивных результатов, помогать видеть достижения ребенка и семьи, даже минимальные.

Когда нужно обратиться к специалисту для диагностики?


Родитель или обычный педагог не может заменить учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Но именно родитель и педагог может и должен ПЕРВЫМ заметить проблемы ребенка, которые требуют обращения к специалистам дефектологического профиля.

Что должно в первую очередь (без проведения диагностики) насторожить и стать возможным поводом для обращения к специалисту?

    1. Ребенок отстает от возрастных норм развития.

    2. Ребенок плохо реагирует на визуальные (зрительные) и звуковые стимулы/сигналы.

    3. Ребенок почти не идет на контакт со взрослыми и детьми: избегает прямого контакта, отсутствует глазной контакт.

    4. Ребенок не дифференцирует «своих» и «чужих».

    5. У ребенка по-разному работает правая и левая стороны тела.

    6. Ребенок мало смотрит или вообще не смотрит в глаза.

Материалы по теме


Функционирование логопунктов образовательных организаций в современных условиях. Часовой вебинар.

Дефектолог: Ребенок не может лениться говорить, он просто не может говорить. Статья.

Требования к аттестации логопедов

Во всем мире, и в России в том числе, инклюзия — приоритет. Право любого ребенка на образование, вне зависимости от его психофизических возможностей, уже закрепляется на уровне закона и госстандартов (об этом подробно в следующем письме), но далеко не всегда на уровне человека. Давайте разбираться, что такое вообще инклюзия и чем она отличается от интеграции.

Цели создания инклюзивной среды и её характеристики


Инклюзия (от inclusion – включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. В контексте образования создание инклюзивной среды предполагает, прежде всего, разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому ученику равноправно участвовать в образовательной (а следом и общественной) жизни.

Цели инклюзии:

    1. Возможность развития среди нейротипичных сверстников.

    2. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ: воспитание максимальной самостоятельности и способности существовать в обществе.

    3. Развитие толерантности в обществе.

    4. Повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с ООП. Как было раньше с малоэффективной интернатной системой — ущемление прав детей и семей с ребёнком с ООП, ограничение в опыте «нормотипичных» детей проявлении заботы и помощи сверстникам, имеющим ООП — уже невозможно.


Успешная инклюзивная среда базируется на трех основных и обязательных принципах:

    1. Инклюзия – это условие для развития и образования любого ученика. Различия между учениками — ресурсы, помогающие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо устранять и преодолевать.

    2. Инклюзия дает доступ к культурной среде. Для успеха среды важно создать безбарьерное пространство и обеспечить свободное общение.  

    3. Адаптация к нуждам каждого ребёнка, без выделения какой-то одной группы детей.

 

Инклюзия и интеграция


Инклюзивное образование часто путают с интегрированным. Это ошибка.

Интеграция подразумевает обеспечение доступности обычной (!) образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзия же создает и поддерживает условия для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным (!) образовательным программам.


Важные принципы инклюзии:

    1. Выявление интересов ребенка, проявляющихся естественно, и профориентация в этой сфере. Чем раньше, тем лучше.

    2. Дозирование нагрузки.

    3. Школа для ребенка, а не ребенок для школы.

    4. Ориентация на преемственность во всех образовательных ступенях – учить в садике тому, что поможет учиться в школе; учить в школе тому, что ребёнок сможет реализовать в колледже; учить в колледже тому, что сможет реализовать в профессии.

Основные проблемы на пути к инклюзии и пути их преодоления


Инклюзия реализуется прежде всего через педагога, но подготовленных педагогов мало, а только вошедшие в этот процесс чаще всего сталкиваются с этими проблемами:

    1. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении.

    2. Восприятие некоторых чрезмерно проявленных интересов и привязанностей к какой-либо идее ученика рассматриваются как патологические.

    3. Проблемы с оцениванием ребенка, который не усваивает школьную программу.

    4. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.

    5. Появление на уроках других взрослых: тьютор, родитель в качестве тьютора.

Основной путь, который поможет справиться со всеми проблемами сразу — ПОНИМАНИЕ, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все, понимание специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка и принятие “особости” ребёнка. Следующий шаг — понимание пути движения к “норме" и следование этому ути.

Составляющие инклюзивной среды


Что делает  инклюзивную среду инклюзивной?


Объектная составляющая:

    1. Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.

    2. Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности.

    3. Мебель, организация пространства, место парты в классе.

    4. Учебные материалы – бумажные (в т.ч. карточки), электронные материалы.


Субъектная составляющая:

    1. Наличие взрослых, понимающих цели инклюзии, поддерживающих и транслирующих гуманистические ценности, способных работать в команде и встать на исследовательскую позицию. Это касается всех специалистов — от педагога до дворника, а также родителей обычных детей.

    2. Формирование у детей правильного отношения к детям с ООП, например, через «Уроки доброты» - РООИ «Перспектива» или личный пример. Привлечение детей к помощи сверстникам с ООП.

    3. Организация мероприятий, в которых ребёнок с ООП мог бы проявить себя: субботники, помощь в классе и пр.


Информационная составляющая:

    1. Методические материалы, пособия, в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы.

    2. Адаптированная программа и индивидуальный учебный план.

    3. Информационные брошюры.

    4. ТСО  — планшеты, коммуникаторы и т.д.


Нормативная составляющая:

    1. Закон об образовании: большая свобода для локального регулирования процессов.

    2. Разнообразие характеристик инклюзивной среды. Ориентир на индивидуализацию.

    3. Перестройка сознания педагогического сообщества: осознанность и ответственность перед каждым ребёнком.

Материалы по теме



Создание среды в образовательной организации, работающей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Часовой вебинар.

Особенный ребенок: какое обучение выбрать. Статья.

Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС. Курсы повышения квалификации.

Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС. Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога. Но есть нюансы, в которых мы разберемся.

Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ



Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:

    1. 
Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.

    2. 
Закон  “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.

    3. 
ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.  

    4. 
СанПиН: в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.

Что должен делать учитель с точки зрения закона?


Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.

Выполнять требования ФГОС.  По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:

  • Формировать общую культуру для развития личности.
  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.
  • Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников.

То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.

Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.

 

Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ


Право на получение образования.  По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.

Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!

Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.

Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.

Право на материальное обеспечение.  Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Материалы по теме


Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК

Современная образовательная политика РФ ориентирована на стандартизацию всей системы обучения детей — с дошкольного возраста до студенчества. В практике сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья реализуются также федеральные государственные стандарты: обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью, дошкольного образования, которые разработаны в едином ключе образовательной идеологии страны.

Образовательный стандарт для особенных детей


Впервые в истории России образовательный стандарт для детей с особыми образовательными потребностями был разработан в 1992 году, однако на законодательном уровне так и не принят. Система образования таких детей требовала реорганизации, потому что изменился контингент в различных аспектах: утяжеление структуры дефекта, изменения личностного и социального плана и т.д. 

Новые ФГОС обучающихся с ОВЗ ориентированы на изменение образовательной парадигмы, так как дети с особыми образовательными потребностями, но обучающиеся по устаревшим программам и учебным планам, оказались не подготовленными к самостоятельной жизни, к продолжению обучения и получению профессии.

В соответствии с требованиями стандарта организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. Основные требования:

    1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной и начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.

    2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

    3. Обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Кто должен сопровождать особенных детей?


Чтобы успешно исправлять нарушения и компенсировать деятельность всех физиологических систем организма детей с нарушениями развития, — необходимо хорошо знать, какие именно нарушения присущи той или иной группе, в каких формах проявляются недостатки, первичны они или вторичны.

Поэтому для коррекции и компенсации недостатков развития необходимо (!) сопровождение узких специалистов —  врача –психиатра, невролога, офтальмолога, сурдолога, логопеда, дефектолога и психолога. 

Психолог будет корректировать недостатки и нарушения эмоционально-личностной сферы, логопед преодолевать речевые нарушения, дефектолог работать по развитию познавательной деятельности. Врачи назначат лечение по профилю заболевания. 

Подробный функционал узких специалистов и с какими вопросами к ним можно обращаться можно посмотреть в профессиональных стандартах: 
приказ минтруда России от 24.07.2015 № 514-н, в едином квалификационном справочнике, утвержденном минтруда России 21.08.1997 № 37; в едином квалификационном справочнике, утвержденном приказом минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541-н; в единых квалификационных требованиях, утвержденных приказом минздрава России от 08.10.2015 № 707-н.

 

Психолого-педагогическое сопровождение


Для успешного обучения и развития особенного ребенка в школьной среде должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование педагогов, родителей (в том числе с помощью современных форм), экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы с процессом социализации включаемого ребенка. 

Поэтому в этой работе обязательно участвуют школьный педагог-психолог, социальные работники, педагоги в структуре образовательных организаций, родители, специалисты ПМПК.

Стать для особенного ребёнка значимым взрослым, которому он начнёт доверять, — путь к решению многих проблем и ускоренному развитию. Возможно, в процессе выстраивания значимых отношений с ребёнком вы будете выглядеть в
«глазах общества» странным или не от мира сего. Просто будьте к этому готовы.

Общение детей с ОВЗ: основные проблемы и пути их преодоления


Общение — обязательное условие процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Оно важно для формирования активной речи, что служит основой психического и личностного развития:  устраняются речевые недостатки, ребенок учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. Общение помогает сформировать коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.

Но всё это справедливо, если речь идет о правильном общении, а с ним-то как раз и бывают основные сложности, которые возникают из-за недопонимания особенностей развития и восприятия особенных детей:

  • Неравномерность развития разных сфер жизни. Об этом очень важно помнить.
  • Рассогласованная работа сенсорных систем. Это очень важно учитывать.
  • Высокий уровень тревожности и низкая мотивированность к изучению окружающего мира. Здесь поможет сопереживающая и поддерживающая позиция.
  • Трудности в установлении причинно-следственных связей в ситуации общения с людьми, поэтому проговариваем, объясняем, показываем, рисуем. «Социальные истории» будут вам в помощь.
  • Трудности в понимании абстрактных понятий. Это надо учитывать, а значит общаться общаемся на простом языке. Юмор, намёки, подтекст, метафоры и т.п. — всё это стараемся использовать очень дозированно.

Какие еще особенности детей с ОВЗ важно учитывать при выстраивании контакта?


Пожалуйста, всегда помните, что ребенок с ОВЗ — другой. Его может отличать:

  • Скорость обработки входящих сигналов. Даем время на понимание, на ответ.
  • Интересы, то есть включение в задания тематики интересов ребенка. Разделять интерес эмоционально и деятельностно важно с каждым человеком.
  • Утомляемость. Давайте чаще отдыхать
  • Желание поощрения  — пищевое, карточки, жетоны, физическое – «дай пять» и т.п., словесное. Это нормально!
  • Повышенная доверчивость. Принимайте как данность, уважайте и не злоупотребляйте доверием.
  • Сложности в планировании и ориентировке во времени. Учите альтернативным способам: визуальному расписанию, PECS, звуковым подсказкам и др.

Неспособность терпеть дискомфорт. Предупреждайте по возможности, учите справляться, переключайте внимание

Определение интересов ребенка


Учитывать интересы другого — в целом, важный аспект правильного общения. Как учитывать интересы особенного ребенка?

    1. Интерес нередко равен тому, что хорошо получается. Хорошо бы это и развивать, при условии, что ребёнку это нравится.

    2. При гипер или гипо-чувствительность важно  добавить соответствие: гипо — усиливаем, а гипер — уменьшаем.

    3. Если ребенок визуал, то есть внимательно смотрит на изображения, он может захотеть забрать их с собой. Учитывайте социально приемлемые действия в соответствии с уровнем актуального развития.

    4. Если ребенок аудиал — слушает и реагирует на звуки (например, может зажать уши), подстройтесь под это: не говорите громко или наоборот слишком тихо, понаблюдайте, что из звуков особенно нравится, включайте их для поощрения.

    5. Если ребенок кинестетик – очень быстро передвигается, пытаться взять в рот предметы или понюхать или лизнуть, научите его социально приемлемому поведению, найдите предметы, помогающие социально-приемлемой стимуляции.

Общие правила


Не забывайте, что если ребёнок не говорит, это не значит, что он не понимает.

Если ребёнок говорит хорошо и много, это не значит, что он мыслит также, как и мы.

Если ребёнок использует обидные слова, как правило, он не вкладывает в них тот же смысл, что и взрослые.

Многие очевидные для нас вещи ребёнок может не знать или не понимать – нужно объяснять – простым языком (!).

Если ребёнок дерётся или проявляет другие агрессивные действия — значит, он не знает (или не может) как по-другому объяснить, что ситуация для него непереносима

 

Родители детей с ОВЗ и иногда педагоги создают атмосферу гиперопеки, проявляют повышенную тревожность в процессе воспитания, бояться давать детям проявлять свою самостоятельность и активность. Причины этого понятны, но последствия могут быть грустными: ребенок вырастает неприспособленным к дальнейшей жизни. Последнее письмо нашего марафона о том, как помочь особенному ребенку найти свою профессию.

Профориентация детей с ОВЗ: общие факторы и формы работы


Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения. Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  • поддержка со стороны педагогов.


Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

  • профессионально-ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий.

Как сказывается на особенном подростке правильная профориентационная работа?


Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы профессии принципиально важна в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние. Лучше бы позитивное.

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности. Особенный подросток с этим сам не справится, тут точно нужна помощь.

Поэтому особое внимание в профориентационной работе должно уделяться:

    1. Комплексной диагностической оценки, преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров, возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности.

    2. Развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации.

    3. Формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Приемы и методы профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ


8-11 лет
Профориентационные игры. Знакомство с профессиями.

Профориентационные игры — как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников. Игра позволяет значительно активизировать учащихся на профориентационных занятиях, превратить из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределения. В игре профориентационный материал можно представлять в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию.

11-14 лет
Профессиональные пробы.

Профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.


15-16 лет
Профессиональные пробы. Атлас будущих профессий.


Атлас – это инструмент профориентации, который может помочь школьникам, родителям и людям, находящимся в процессе профессионального самоопределения.
Профессии в «Атласе» сгруппированы в зависимости от характера ограничения здоровья: «Профессии людей с расстройствами аутистического спектра», «Профессии
людей с нарушением опорно-двигательного аппарата», «Профессии слабослышащих людей», «Профессии слабовидящих людей».

16-19 лет
Учебные мастерские.


Учебная мастерская — специальное помещение профессионального учебного
заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...