Статья "Профилактика дискалькулии в комплексной работе учителя-дефектолога и воспитателя"
статья

Паньшина Мария Олеговна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Профилактика дискалькулии у старших дошкольников, имеющих интеллектуальные нарушения и РАС, в структуре комплексной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя группы»

В дефектологии термином «умственная отсталость или интеллектуальное нарушение» обозначается стойким выраженным снижением познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

РАС– спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

В настоящее время количество детей, имеющих интеллектуальные нарушения и РАС возрастает.  Об этом свидетельствует данные  Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Подобные нарушения диагностируются ещё в младшем дошкольном возрасте. Помимо «классического» отставания, как при умственной отсталости, в психическом развитии, у ребёнка имеются специфические расстройства поведения. Дети стереотипны в своей деятельности, наблюдаются специфические и избирательные контакты со взрослыми и сверстниками, нарушения пищевого поведения, (дети ничего не едят или едят только одну еду), «уход в себя», отрешённость, отгороженность, присутствуют «необычные «страхи, например, страх включающейся воды в ванной. Изменение обстановки переносится с трудом, с истериками. Дети моторно неловкие, однако, вместе с этим отмечается вычурность, манерность движений, склонность к гримасам, вычурным жестам.  Изменения претерпевает и развитие речи: голос то громкий, то переходит в шепот, изменяется ритм и темп речи, множественные аграмматизмы, эхолалии, речевые штампы.

Специфика познавательного интереса, наличие расстройств поведения, своеобразие восприятия, развития мыслительной деятельности, приводит к трудностям в обучении и воспитании детей данной категории. Ситуацию усложняет отсутствие своевременной диагностики и ранней коррекции.

Как правило, дети с подобными нарушениями, оказываются не способны к усвоению базовых учебных действий, понятий. Трудно проходят  процесс адаптации к образовательному учреждению, порой, она затягивается на годы. Несомненно, подобные явления не могут не отразиться в психическом развитии детей.

Специфика развития мыслительной деятельности, определяет инертность, мыслительных операций, неспособность переносить усвоенные навыки и умения на другую ситуацию, отсутствие познавательного интереса, а также наличие специфических нарушений, одним из которых является дискалькулия.

Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. 

Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

Работа по профилактике дискалькулии в системе коррекционного обучения и воспитания должна быть комплексной и систематичной.

Результативность коррекционного воздействия  зависит от вовлечённости разных специалистов службы сопровождения (таких как, воспитатель группы, учитель - дефектолог, логопед, психолог).

Направления коррекционно-воспитательного воздействия  можно обозначить в процессе непосредственной работы с дошкольниками. Условно их можно разделить на несколько  этапов работы.

  1. Профилактика дискалькулии в режимных моментов пребывания воспитанников в системе дошкольного обучения

В организации режимных моментов важно обращать внимание воспитанников  на сменность самого режима дня. В этом может помочь «Календарь визуального расписания».  Календарь представляет собой магнитную доску, на которую периодически вывешиваются таблички, которые отображают режимные моменты пребывания воспитанников в образовательной организации.  К примеру, это может быть расписание образовательной деятельности с указанием конкретных занятий, также этапы приёма пищи, прогулка, занятия со специалистами образовательного учреждения, различные мероприятия, праздники, мастер-классы. Таблички (картинки) меняется воспитателем или другим специалистом каждый раз после проведения того или иного мероприятия. Такая цикличность смены визуального расписания, которую дети видят, и в дальнейшем самостоятельно могут изменять её, помогает ориентировать    их пространстве окружающей действительности.  В календаре отражается время года, названия дней недели, части суток, последовательность и количество занятий, иногда можно использовать и часы. Воспитатель или иной специалист всегда обращает внимание детей на смену, которая произошла в календаре. Вопросы, которые задаёт специалист, обращая внимание воспитанников на изменение в календаре, уже содержат в себе математические понятия, например: «Ребята, какое занятие было первым у нас сегодня? Тихий час после обеда или перед обедом? Занятие по лепке было перед или после занятия по физкультуре? и т.д.

Работа с визульным расписанием позволяет развивать у детей и временные представления. Например, ориентация на временные промежутки организации завтрака, обеда, проведения занятий.  Варианты вопросов специалиста: «Во сколько начинается завтрак? Обед? В котором часу наша группа поёдет на прогулку?» и т.д.

 2. Профилактика дискалькулии при организации режимных моментов

При сборе детей на завтрак, обед, воспитатель обращает внимание детей на временное соотношение приёма пищи. Вариант диалога:

-Все ли сидят на своих местах?(воспитатель)

-Да (дети)

-Что мы сейчас будем делать? (воспитатель)

 -Мы будем завтракать (дети)

- Завтрак это утренний или дневной приём пищи? (воспитатель)

- Завтрак- это утренний  приём пищи (дети)

Также специалистом  организовывается коррекционная беседа- поручение с одним или несколькими детьми: «Сколько ложек надо взять, чтобы всем хватило? (обращаясь к дежурному по группе)- «Отнеси, пожалуйста, всем по стакану компота. Проверь, всем ли хватило компота? У кого ещё нет компота, посчитай, сколько стаканов тебе надо ещё принести?»

Подобные беседы можно разыгрывать не только при приёме пищи. Беседы уместны при укладывании детей на тихий час, подготовки к проведению занятий, сборе на прогулку, экскурсию. «Дети, все  легли в кровати? Кто ещё не лёг в кровать? Как долго продлиться наш тихий час? Что мы надеваем сначала, когда идём собираться на прогулку? Коля, раздай, пожалуйста, каждому ребёнку баночку с кисточкой», «Юля, посмотри внимательно, сколько детей сидит не готовыми к занятию»? и т.д.

На прогулке воспитатель  обращает внимание  на  различные объекты живой и неживой природы: например,  на количество деревьев на участке, («каких больше, каких меньше»), «какое дерево выше - берёза или тополь?», сколько детей качается на качелях? Кто играет один? Кто играет в паре?

3.Профилактика дискалькулии в структуре коррекционно-развивающего обучения и воспитания

Несомненно, колоссальная работа про профилактики дискалькулии выстроена при организации коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога.

 Специальные методы и приёмы по профилактике дискалькулии используются при проведении занятий по всем образовательным областям: «Познание», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Коммуникация» и т.д.

На каждом занятии учитель-дефектолог, ориентируясь на индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка использует:

1) Развитие пальцевого гнозопраксиса (развитие кинестетической основы движений, развитие динамической организации и координации движений: пальчиковые игры с речевым сопровождением либо без речевого сопровождения («Игра на рояле», «Шарик надувается», «Бутон распустился», «Птичка пьёт водичку», «Весёлые маляры», «Лесенка», «Пальчики здороваются») пересчёт пальцев, соотнесение их количества с числом и цифрой; определение недостающего количества пальцев до 5, до 10; счет пальцев с закрытыми глазами.

2) Упражнения, направленные на развитие зрительного гнозиса,   зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторной координации:

-Восприятие и дифференциация по форме, величине, цвету и другим признакам.

-Нахождение аналогичных геометрических фигур и изображений.

-Составление картинок из частей

-Дифференциация по признакам: высокий – низкий; широкий – узкий; длинный – короткий и т. д.

-Классификация изображений и геометрических фигур по двум признакам.

-Уточнение схемы тела (правая – левая рука, правое – левое ухо, правый – левый глаз).

-Установление пространственных отношений между предметами, их вербализация: право, лево, над, под, перед, после, между.

-Ориентировка в пространстве по словесной инструкции.

-Игра «Что и где?» (Ребенок по словесной инструкции педагога ищет спрятанную в кабинете игрушку), затем роль ведущего выполняет ребёнок.

-Выполнение пространственно - организованных движений: без показа, только по словесной инструкции; выполнение движений по словесной инструкции с показом движений, который не совпадает со словесной инструкцией.

-Ориентация на листе бумаги: графические диктанты; лабиринты; зашумленные рисунки, изображения с пропущенными деталями.

-Передача пространственных отношений при рисовании сюжетных картинок (по образцу, по словесной инструкции).

3) Упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций.

Овладение математическими  умениями и навыками осуществляется  на основе сукцессивного (последовательного) и симультанного (одновременного) анализа и синтеза. Представления о порядке следования чисел требуют сукцессивного анализа. Понятие структуры числа связано со сформированностью как симультанных, так и сукцессивных процессов. При развитии этих процессов важно опираться на восприятие разных анализаторов.

1) Зрительное восприятие:

  • работа по  восприятию, запоминанию, воспроизведению последовательностей предметов, их изображений, геометрических фигур;
  • распределение объектов  по величине, длине, цвету, форме и по другим признакам.

2) Речеслуховое восприятие:

  • выполнение заданий по речевой инструкции: последовательное рисование геометрических фигур (пробы Рея), повторение  серий слов и цифр с постепенным увеличением объёма ряда;
  • воспроизведение автоматизированных рядов (времён года, дней недели, месяцев, времени суток);
  • повторение предложений; выполнение движений, звуковых, графических ритмов.

При реализации данного направления работы целесообразно использовать следующие игровые упражнения: «Расставь правильно» (подбор предметов по размеру, по формам, по цвету); «Продолжи узор»; «Придумай и сложи узор из 3 - 4 фигур»; «Повтори движения»; «Мастер физкультминутки» (ребенок сам придумывает и презентует упражнения из 3-4 движений/короткую серию упражнений); игры на повторение музыкальных ритмов на металлофоне, на барабане; повторение рядов звуков, слогов, слов; игра «По порядку становись!» (ребенок внимательно слушает ряд чисел, предложенных педагогом: 2,4,6...;  10,9,8...; 1,3,5...и по команде продолжает его самостоятельно, либо находит ошибки, сознательно допущенные взрослым).

4) Упражнения, направленные на формирование количественных представлений.

Для стимуляции развития количественных представлений у детей полезно использовать следующие виды работы:

  • Автоматическое определение количества предметов на глаз без их пересчёта. Это могут быть предметы, изображённые на картинках, геометрические фигуры, монеты, символические знаки, разные по величине, по-разному расположенные. Важно натренировать ребёнка в определении множества в пределах 5 на глаз, сравнении множеств на глаз, выделении заданного количества предметов из множества.
  • Пересчёт предметов, их изображений, геометрических фигур, слов, звуков, движений и соотнесение с числом и цифрой. Сравнение двух множеств, установление отношений один – много, много – мало, одинаково – столько же – поровну.
  • Измерение предметов при помощи единиц длины; определение массы предметов с помощью весов с гирьками. Сравнение 2-3 предметов по весу, по размеру, длине с помощью измерительных приборов и на глаз.

Эти упражнения являются профилактическими для детей дошкольного возраста

4. Профилактика дискалькулии в организации свободной деятельности:

  1. Игры в кругу приветствия

Игра «Неделя» (Воспитанники стоят в кругу, каждому даётся имя недели- понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Воспитатель поочерёдно спрашивает каждого назвать свой день недели и определить его местоположение относительно других дней. Например, «вторник следует за…и стоит перед….», «Среда- это какой по счёту день недели?»

Игра «Послушай и скажи» (воспитатель становится за спиной ребёнка, звенит в колокольчик, ребёнок должен назвать количество ударов, которое он услышал)

Игра «Приметы времён года» (данная игра проводится по очерёдности смены времён года, например. Если это осень, просят назвать приметы осени, если весна- то весны. Главная задача, не повторяться и запомнить, кто уже называл такую примету, следить за высказываниями других воспитанников.

Игра «Найди своего друга» (развитие умения вычленять одинаковые и схожие элементы одежды из общего количества. Детям необходимо внимательно посмотреть друг на друга и найти одинаковые элементы одежды, воспитатель помогает: «Кто ещё в джинсах? У кого кофта красного цвета, как у тебя?» Данный вид игры можно проводить по разным лексическим темам (обувь, цвет волос)

Игра «Сложи узор» (также направлена на развитие пространственного соотношения, логических операций мышления). Как и «Скоростные колпачки» возможно проведение индивидуально и всей группой учеников.

Литература:

  1. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1979.
  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
  3. Кондратьева С. Ю. Математические игры : (профилактика графической дискалькулии) : / Кондратьева С. Ю., Лебедева Н. В. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии

В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников....

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Совместная работа учителя-дефектолога с воспитателями по развитиюграфо-моторных навыков детей с нарушениями зрения.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....