Опыт работы педагогов ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
статья

Смолякова Татьяна Анатольевна

Формирование представлений о здоровом образе жизни и здоровьесбережении является одной из наиболее значимых задач воспитания детей дошкольного  и младшего школьного возраста.                                                                                  Психолого-педагогическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни включает в себя воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни человека.                                                                                                                     Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_formirovanie_kgn_u_doshkolnikov.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Т. А. Смолякова старший воспитатель государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 33 комбинированного вида Московского района Санкт – Петербурга.

Формирование представлений о здоровом образе жизни и здоровьесбережении является одной из наиболее значимых задач воспитания детей дошкольного  и младшего школьного возраста.                                                                                  Психолого-педагогическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни включает в себя воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни человека.                                                                                                                     Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Это, прежде всего, осуществляется в процессе общения детей со взрослыми.                                                                                                     Формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.                                               Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач педагогической работы:                                                                                                                        - приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни, в детском саду и дома;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.  

 Эти задачи успешно реализуются следующими педагогическими приёмами:    • прямое обучение;
• показ;
• дидактические игры;
• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил  гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы.                                                                                       Взрослые стимулируют детей к наблюдениям, к стремлению следовать положительным примерам. Обучая детей культурно-гигиеническим навыкам, взрослые используют естественные бытовые ситуации, а также специально создаваемые образовательные ситуации, игры,  игровые упражнения, чтение художественной литературы, просмотр иллюстративного материала, видеоматериалов, соответствующее игровое оборудование.                                                                                                                       В процессе воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания уточняются и развиваются полезные привычки, т.е. личная гигиена становится жизненно необходимой ребёнку, и её правила выполняются им осмысленно.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых,  высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные.                                                                                                          Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.                                                                                                       Детей дошкольного возраста знакомят с литературными произведениями, в которых рассказывается о гигиенических процедурах. Некоторые литературные произведения дети учат наизусть (стихотворения, загадки). Другие – читают и пересказывают.                                                       Большое значение при подготовке к играм, во время игр и после них принадлежит предметно-практической деятельности детей:                            - совместное со взрослыми изготовление книжек-самоделок по темам:                 «Уроки Мойдодыра», «Айболит» и др.                                                                                                                                                                      – рисование картинок отражающих правила здорового образа жизни.                                                                      – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр по теме;                                                                                                                                               Особенно интересны детям театрализованные игры по сюжетам сказок: «Мойдодыр», «Федорино горе», разыгрывание маленьких сценок, моделирование ситуаций связанные с формированием                                             культурно-гигиенический навыков, таким образом, взрослый развивает фантазию детей.                                                                                                                           В процессе проигрывания сюжетов у детей формируются навыки ролевого поведения, умение брать на себя игровую роль и вести её до конца игрового действия, обогащается пассивный и активный словарь, формируется целостная картина, расширяется кругозор в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

      В нашем детском саду стало доброй традицией всю образовательную работу с детьми завершать яркими, интересными, познавательными мероприятиями в форме театральных постановок, музыкально-театрализованных представлений.

Литература:

  1. Баряева Л. Б. Азбука здоровья и гигиены. – Санкт-Петербург., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013
  2. Игуменова, Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре / Н. Игуменова // Дошкольное образование. – 2004. – № 1
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007
  4. Пензулаева Л. И. растём здоровыми и крепкими!: Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М.: ДРОФА, 2007





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель применения технологии игровых  форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал посвящен работе с детьми дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективног...