Конспект урока "Звук и буква З"
план-конспект

Конспект для проведения урока в 1 классе на лексической теме " Зимние забавы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zvuk_i_bukva_z.docx20.46 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_zimnie_zabavy.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Звуки [з] и [з'], буква З, з. Зимние забавы.  

Цель

Познакомить со звуками [з] и [з'] и обозначением их на письме буквой з, З.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачи

Образовательные:

– закрепить артикуляцию согласных звуков [з] и [з'];

– учить различать звучание согласных звуков [з] и [з'] изолированно, в слоге, слове;

– совершенствовать сложные формы фонематического и слогового анализа на материале ребусов;

– совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, учить дифференцировать

графические образы буквы;

– закрепить знания об условном обозначении главных членов предложения на схеме;

– отрабатывать навык чтения слогов, слов, предложений, текстов на диапазоне изученных букв.

Коррекционные:

– совершенствовать фонематические представления;

– развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;

– развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;

– развивать самостоятельность, самоконтроль;

– формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;

Воспитательные:

– воспитывать положительное отношение к процессу обучения;

– воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование

Компьютер, презентация «Зимние забавы», индивидуальные рабочие тетради, скрепки, бумажные снежинки.

Этапы

Содержание

Примечание

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

-Сядет тот, кто произнесет слово «сон» в обратном порядке, кто произнесет слово «крот» без первого звука, кто заменит один звук в слове «роза», образовав новое слово, слово из трех звуков.

2. Сообщение темы занятия.

Беседа по лексической теме

«Зимние забавы»

«Как на горке, на горе».

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, кто по снегу.

С горки – ух, на горку – ух,

Бух! Захватывает дух!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

-  Зимние забавы!

Какой звук повторяется в каждом из этих слов?

- З

- А какие вы знаете зимние забавы?

Рассматривание иллюстраций по теме, составление предложений из опыта детей.

Просмотр презентации

6 м

3. Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Уточнение артикулемы звука З

Дети произносят звук, обращая внимание на уклад органов артикуляционного аппарата.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. 

Дети дуют на снежинку. Контролируем силу и длительность выдоха.

2 м

4. Уточнение связи звука и буквы

Узнавание стилизованных букв.

 Дифференциация печатных и рукописных букв.

Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.

Тренировочные упражнения по конструированию букв из скрепок.

Графический диктант «Буква З».

Тренировочные упражнения по написанию буквы.

Работа в тетради

8 м

5. Физкультминутка

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки) 

2 м

6. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

(фонетический диктант)

Ребята, послушайте слова.

Вам надо определить на каком месте звуки З,зь в слове. В тетради цветом указать твердый или мягкий и цифрой на каком он месте.

Зима, заморозки, морозный, зипун (пояснение значения слова), звезда, замок, созвездие, газета, заносы, магазин.

Работа с ребусом.

4 м

7.Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

 Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

А снежинки вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

2 м

8. Чтение текста. Развитие анализа предложения 

Читаем текст и называем слова с изучаемым звуком.

К какому предложению подходят схема? Закончить схему. Найдите в предложении слово-предмет, слово-действие.

9. Заучивание стихотворения и составление мнемотаблицы

Чтение стихотворения.  

Подумайте и нарисуйте в таблицу опорные картинки к стихотворению.

 Выучите это стихотворение к следующему занятию

Зайчишка  знал  лесной  закон

И запер крепко  дверь .

Большой  замок повесил он ,

Чтоб не забрался зверь .

5 м

10. Подведение итогов.

– С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки она обозначает? Какие зимние забавы вы знаете?

Оцените свою работу в классе. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

 

. 

Планируемые результаты занятия

Предметные:

– различать в слове согласные звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове;

– сравнивать, группировать и классифицировать все изученные звуки и буквы;

– составлять звуко-буквенную модель слова;

– анализировать простые распространенные предложения, работать со схемой предложения; – классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия);

– читать слоги, слова, предложения, тексты с данным звуком;

– тренироваться в чтении и написании строчных и заглавных букв З, з;

– писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования

Метапредметные:

– осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, умение действовать по плану, соблюдая алгоритм (в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала); – использовать знаково-символические средства;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

– уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;

– сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать

очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, аргументировать свои ответы).

Личностные:

– проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению; – устойчивое следование в поведении социальным нормам;

– оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неудачи)

в учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как на горке, на горе». Как на горке, на горе На широком на дворе Кто на санках, кто на лыжах, Кто повыше, кто пониже, Кто потише, кто с разбегу, Кто по льду, кто по снегу. С горки – ух, на горку – ух, Бух! Захватывает дух!

Слайд 2

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Слайд 3

Катание с горы

Слайд 4

Катание на лыжах

Слайд 5

Катание на коньках

Слайд 6

ЛЕПИМ ИЗ СНЕГА

Слайд 7

Физкультминутка. «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Слайд 8

Игра в снежки

Слайд 9

Дыхательная гимнастика Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.

Слайд 10

Зарядка для глаз. Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд). Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели . (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом). Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом). Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Слайд 12

Выбери предметы со звуком З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Звуки и буквы. Закрепление знаний".

Закрепление умения находить в словах орфограммы (место несовпадения звука и буквы). Развитие орфографической зоркости.Активизация тематического словаря.Развитие диалогической речи: умение определить т...

Конспект урока "Звук и буква Л"

Фронтальное занятие для 1 класса...

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...

План-конспект урока "Звуки и буквы"

Конспект урока по теме Звуки и буквы...