Статья "Мы видим музей руками"
статья

Симакина Ольга Ивановна

Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея, как коррекционной работы с детьми с нарушением зрения; ограниченным количеством данных о формировании образов предметов как многоуровневого системного образования у школьников с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

«Мы видим музей… руками»

статья

Автор: Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф.Дзери

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всём его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При полной или частичной утрате зрения человек «лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90% всей поступающей информации проходит через зрительный орган» (1, с.8). «Таким образом, особое значение для людей, лишённых возможности познавать мир визуально, приобретают компенсаторные чувства: осязание, слух, обоняние» (4, с. 57).

Одной из задач учителя – педагогического сопровождения слепых и слабовидящих воспитанников является помочь детям с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и её адаптацию в нём разовьёт у них творческие наклонности, уверенность в себе, воспитает потребность в самореализации.

Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея, как коррекционной работы с детьми с нарушением зрения; ограниченным количеством данных о формировании образов предметов как многоуровневого системного образования у школьников с нарушением зрения.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» (3, с. 2).

В качестве института социокультурной адаптации современный музей может не только обеспечить инвалидам доступ к своим экспозициям, но и «создать условия для самореализации. Предоставить возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, привлечь к активному образу жизни» (2, с.8).

Так давайте разберёмся, зачем вообще нужны музеи и насколько важную роль они играют в формировании личности ребёнка с ОВЗ?

Музей ставит перед собой задачу просвещения и воспитания личности в современных условиях. Музей решает не только познавательную задачу, но и учит общению, выступая как экспериментальная площадка, где у ребёнка есть возможность сделать своё собственное, пусть даже маленькое открытие.

Опытный педагог может с помощью экскурсии в музей воспитывать и развивать у детей слепых и слабовидящих воображение, творческие чувства и фантазию. Благодаря таким мероприятиям учитель может сделать мир экспонатов в музее понятным и интересным для каждого ребёнка.

При посещении музеев слепыми и слабовидящими учениками необходимо учитывать особенность организации и проведения экскурсии. Важно, чтобы число слабовидящих на экскурсии было не более 10 человек, а тотально слепых не более 5 человек.

Для таких детей в музее должна быть предусмотрена направляющая дорожка, отличная по структуре и цвету от прилегающей поверхности напольного покрытия, чтобы инвалиды могли ее распознать самостоятельно на ощупь и визуально (например, прорезиненная или ковровая). Надписи и знаки, сделанные шрифтом Брайля для слепых, должны быть расположены таким образом, чтобы позволять инвалиду приближаться на расстояние до 80 мм, не натыкаясь на выступающие объекты и не сталкиваясь с распахивающейся дверью.

 В начале экскурсии необходимо посетителей познакомить с рельефно-графическим планом экспозиции музея, а по ходу экскурсии предоставлять слепым рельефно-графические рисунки, отображающие экспонаты из закрытых витрин или слишком большие для ощупывания предметы.

Для незрячих посетителей подготавливают специальный маршрут по основной экспозиции с осмотром открыто расположенных экспонатов, доступных слепым для ознакомления. Помимо этого, подбираются типологические экспонаты научно-вспомогательного фонда (тактильные экспонаты), которые можно «посмотреть» руками. Их можно дополнить муляжами, макетами, моделями и т. п. Цель подборки - дать с помощью таких экспонатов слепым представление о той части экспозиции музея, которая закрыта в витринах.

Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, а лучше обе руки, на предмет и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по «осматриваемому» предмету, желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с экспонатами. Не обязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции.

Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте».

 При проведении экскурсии со слепыми и слабовидящими детьми необходимо апеллировать к здоровым силам организма, к сохранённым возможностям ребёнка, задействовать и максимально использовать все виды его чувствительности – слух, осязание, обоняние. На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Использование в музейной практике игровых стратегий даёт зрителю уникальный опыт переживания музейной экспозиции позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия. Подобный подход, при котором должны сочетаться познавательность и художественные образы, интерактивность, игровые моменты, зрелищность способен трансформировать зрительное восприятие информации.

Заключительный этап экскурсии рекомендуется проводить в школе. Он должен включать в себя подведение итогов, закрепление полученных знаний, представленных во время экскурсии. Итогом посещения музея может быть творческая работа учащихся, представленная в виде макета музейного экспоната, который вызвал самые сильные эмоции, написание сочинений по впечатлениям об экскурсии.

Музейная среда обладает способностью формирования адаптационного механизма, направленного как на усвоение незрячим определённого культурного контента, так и на генерацию знаний, соответствующего новым социокультурным потребностям. Одна из главных задач, которая стоит перед нами педагогами – это воспитание национально – сознательного человека осведомлённого в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков.

Используемая литература

  1. Занятие со слепыми детьми «Превращение насекомых» на базе живой экспозиции Дарвиновского музея: методическое пособие М.: ГДМ, 2009. 40 с.
  2. Клюкина А.И. «Музей и социализация инвалидов»: журнал Музей 2012 №2, 8 с.
  3. «Национальная доктрина образования в РФ Постановление правительства РФ от 04.10.2000 №751, 5 с.
  4. Тавлинцева Е.Ю. Эпоха великих гастрономических открытий (экскурсия для слепых и слабовидящих людей в музее: материалы круглого стола «Реабилитация инвалидов музейными средствами М.: 2011, 57 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...

Методическая разработка классного часа «Музей своими рукам»

Классный час об истории русской кухни и домашней утвари...

Методический доклад на сайте uchportal.ru "Работа над различными видами техники левой руки с учётом возрастных особенностей учащихся"

Развитие левой руки играет большую роль  как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в т...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Мы учим видеть руками

Николаева И.И. Мы учим " видеть" руками.В статье говорится о системе подготовки массажистов, прошедших путь от школы-интерната  , до становления специалистами по массажу в нашем техникуме....

Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с разными видами молотка, используя «мини-музей в чемодане»

Конспект НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с разными видами молотка, используя «мини-музей в чемодане»...


 

Комментарии

Дети с ОВЗ испытывают некоторые трудности при адаптации в обществе. Ольга Ивановна в своей статье "Мы видим музей...руками" рассказывает, как через посещение музея, можно решать задачу социализации слепых и слабовидящих детей. Очень полезная статья. Она дает возможность не только воспользоваться идеями автора, но и использовать описанный опыт при проведении многих других мероприятий.