Специфика деятельности специалистов ПМПК при обследовании ребенка.
статья

Бехтер Елена Юрьевна

Статья раскрывает специфику работы специалистов ПМПК (психолога, дефектолога, логопеда) в режиме заседания комиссии, когда необходимо за короткое время собрать ниболее полную информацию о развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика деятельности специалистов ПМПК при обследовании ребенка.

   Подбор методических средств предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог, дефектолог) может выбрать из имеющегося большого набора диагностического инструментария, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка. Для этого разработаны пакеты диагностических методик для всех возрастных категорий - от 0 до 18 лет. Важным и специфичным компонентом использования диагностических средств, является сама стратегия работы специалистов с детьми разного возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия со взрослым. Заинтересовавшись каким-либо заданием или игрой, маленький ребенок может, с одной стороны, не захотеть от него оторваться, а с другой, - может прервать свое занятие в любой момент, заинтересовавшись чем-то новым. Использование любых методических средств для обследования детей, от 0 до 4,5 лет, представляет наибольшую трудность для специалистов ПМПК. Следует отметить, что к особенностям поведения и работоспособности нужно отнести нормативную в этом возрасте небольшую расторможенность, повышенную ориентировочную реакцию или, наоборот, скованность и робость. Конечно же, будет наблюдаться преобладание игровой мотивации и игровой деятельности в целом. Специалисту необходимо уметь этим воспользоваться. В данном возрасте внимание неустойчиво, произвольная регуляция своей  деятельности находится в стадии формирования. У ребенка достаточно быстро наступает пресыщение, а вслед за ним и утомление. Специалист должен «следовать» за интересами ребенка и одновременно достаточно твердо проводить линию обследования. Далее, в зависимости от уровня психической активности и заинтересованности ребенка, исследуется объем слухоречевого запоминания. Это является ключевым моментом психологического обследования. Исходя из него и учитывая уровень речевого развития, который, в свою очередь, может быть оценен в процессе наблюдения в первые моменты обследования, строятся все инструкции и стиль речевого взаимодействия с ребенком.

    По результатам выполнения перцептивно-действенных или рисуночных заданий оценивается общий уровень развития познавательной сферы: соотнесение величины и формы (доски Сегена), уровень понятийного развития (методика «Исключение предметов»), сформированность пространственных представлений (кубики Кооса).  Необходимо отметить, что такие энергоемкие задания, как классификация, доски Сегена, перемежаются двигательными пробами, а малоинтересные (в основном, методики вербального типа) - не длительными методиками исследования эмоционально-личностной сферы (различные рисуночные тесты). Подача того или иного задания должна быть соотнесена с уровнем психической активности в каждый конкретный момент, степенью утомления и нарастанием признаков расторможенности. Чаще всего задания на исследование эмоционально-личностной сферы являются релаксирующими, гасят расторможенность ребенка. Поэтому в арсенале любого специалиста ПМПК должны быть и средства, и умения переключить ребенка.  

   Для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив при этом располагаться в таких местах и позах, как это удобно ему. Только через некоторое время, при уже установленном контакте возможно усаживание ребенка за стол. Ближе к 4-м годам мы наблюдаем переход непосредственного поведения в опосредованное. Важно отметить, что этот период развития ребенка совпадает и с началом формирования функции программирования и контроля собственной деятельности.

    В аналогичной ситуации взаимодействия  ребенок 4-5-ти лет будет вести себя иначе. Для работы с ребенком этого возраста также удобно применять вначале яркие игровые и доступные для ребенка диагностические методики. Однако наряду с этим ему можно уже предложить не столь интересное задание, объяснив, что его делают все большие дети. В этом возрасте мы уже вправе ожидать произвольной регуляции не только поведения в целом, но и элементов произвольной регуляции эмоционального состояния. Это будет проявляться в сдерживании негативных проявлений по поводу того или иного задания или по отношению к самой процедуре обследования.

  В возрасте 5-6-ти лет ребенок, как правило, принимает ситуацию обследования и в процессе взаимодействия нуждается в минимальном использовании каких либо дополнительных приемов в организации совместной работы. Поэтому здесь уже возможны стандартные инструкции к методикам.

   К 7-летнему возрасту ребенок не нуждается в специальных приемах при проведении диагностики, но часто еще нуждается в стимулирующей помощи. На фоне утомления дети даже этого возраста нуждаются и в небольшом объеме организующей помощи. Совершенно очевидно, что в каждом конкретном случае при оценке особенностей развития ребенка психологом отмечаются и анализируются все специфичные для данного случая виды и способы взаимодействия, объем и тип оказанной ребенку помощи.

  Начиная с 8-9-летнего возраста, ребенку можно предложить самостоятельно выбрать меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания он хочет начать работу). Трудности в психическом развитии подростка старше 11-ти лет нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны специалистов ПМПК. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями, так и в связи с негативными процессами в семье, школе. То есть он будет и на ПМПК демонстрировать то, что называется девиантным поведением. В этой ситуации специалист ПМПК должен принять стратегию предъявления методических средств таким образом, чтобы преодолеть негативное поведение путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью.

   Естественно, что использование того или иного набора диагностических средств каждым специалистом ПМПК дает огромную и разнородную информацию о самых различных сторонах и особенностях психофизического развития ребенка. Использование всего объема такой информации для определения специальных образовательных условий и образовательной программы, которая может быть рекомендована этому ребенку, тем более, в условиях дефицита времени обследования не представляется возможным. Поэтому были выделены основные специфические для всех категорий детей с ОВЗ критерии:

- психофизические особенности;

- поведение и регуляция деятельности;

- социально-эмоциональная адекватность;

- коммуникативная активность;

- речь;

- когнитивные особенности;

- использование помощи;

- обучаемость и обученность в соответствии с программой

  Соответственно, совокупность показателей и их выраженность, полученные для обследуемого ребенка, могут быть соотнесены с вариантом рекомендуемой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) или же с АОП. Очевидно, что каждый из этих критериев может быть отнесен к компетенции одного из специалистов ПМПК (дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога). При этом оценка специалиста по характерному именно для его специфики деятельности критерию может быть подтверждена мнением другого специалиста, что также определяет междисциплинарность взаимодействия как основной принцип деятельности специалистов ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка 4=5 лет

Диагностическое обследование проводиться учителем-дефектологом 3 раза в год для отслеживания эффективности коррекционной работы, на основе тифлопедагогического обследования составляется индивидуальная...

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка старшей группы

Проводимое диагностическое обследование позволяет тифлопедагогу разработать индивидуальную коррекционную программу, отслеживать ее эффективность и осуществлять взаимосвязанную работу со всеми специали...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании. представлена в виде таблицы. удобно и просто....

Алгоритм обследования ребенка при подозрении РДА

Представлен практический опыт обследования ребенка при подозрении РДА, автор Пересыпко Ирина. Информация с сайта http://www.clingenetic.com.ua/papers/For-RDA.pdf...

Протокол обследования ребенка.

Протокол обследования ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта с методами диагностики....

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития (ранний возраст)

Материал для диагностики детей дошкольного возраста с ЗПР....

«Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК»

    В методической разработке представлены  основные направления деятельности учителя-дефектолога  в рамках ПМПК, методики, используемые для диагностического обследования де...