Главные вкладки

    Урок развития речи на материале сказки «Колобок» (для детей с умеренной умственной отсталостью)
    статья

    Урок развития речи на материале сказки «Колобок»

    (для детей с умеренной умственной отсталостью)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи на материале сказки «Колобок»

    (для детей с умеренной умственной отсталостью)

    План описания урока:

    1. Развитие речи и окружающий мир
    2. 4-класс (ОР)
    3. Буквенный гнозис и праксис. 5 занятие
    4. Букварь
    5. Формирование буквенного праксиса
    6. Тип урока: повторение
    7. Цель урока: Научить узнавать и конструировать буквы
    8. Задачи урока

    - Учить узнавать образ букв и создавать его самостоятельно.

    -Учить различать печатные и письменные буквы

    -Закрепить знания о печатных и письменных буквах

    - Базовые учебные действия:

    Познавательные:

    • -Формировать навык чтения простых слов.
    • -Развивать графомоторные навыки, как основу письма.

         Коммуникативные:

    • Формировать умение вступать в контакт, работать в коллективе.
    • Формировать умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и со взрослыми
    • Формировать умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

    Регулятивные

    Формировать умение ориентироваться в пространстве класса, работать с учебными принадлежностями, использовать ритуалы школьного поведения, соотносить свои действия с заданными образцами.

           Личностные:

    • Развивать самостоятельность в выполнении учебных заданий
    • Формировать заинтересованность обучением

    - Коррекционные

    • Учить конструировать буквы и различать их
    • Формировать представление о печатных и письменных буквах
    1. Формы работы учащихся на уроке:, практическая работа, игра, работа в парах.
    2. Оборудование, оформление: деревянные колобки, магнитные фигуры сказки «Колобок»,Карты «Путешествие Колобка», ручки, карандаши.

    1. Технологическая карта урока

    Деятель-ность

    учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательные БУД

    Коммуникативные БУД

    Регулятивные БУД

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    БУД

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    БУД

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    БУД

    1- й этап урока  Орг. начало урока

    Просит поздороваться с гостями

    Просит каждого ученика занять свое место в соответствии с его инструкцией

    Находит свое место по цвету кружка

    Работать с информацией

    Здороваются с гостями

    Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

    Занимают свои места

    Ориентироваться в пространстве класса

    Показыва-ет план занятия на табличках-пиктограммах

    Объясняют этапы занятия

    Работать с информацией (понимать схематическое изображение)

    Поднимают руку и дают объяснение

    Адекватно использовать ритуалы школьного поведения

    2- й этап урока  Постановка цели и задачи урока

    Просит посмотреть на карты.

    Смотрят на карты

    Выделять существенные свойства предметов

    Поднимают руку, читают

    Адекватно использовать ритуалы школьного поведения

    3- й этап урока  Основная часть (в зависимости от типа: объяснение, повторение, обобщение и проч.)

    Учитель просит построить сказочных героев сказки «Колобок « по порядку

    Называют героев, выстраивают логическую цепочку

    Наблюдают, понимают изображение,

    Называют слово, показывают карточку

    Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию

    Называют слово, показывают карточку

    Активно участвуют в деятельности

    Просит выполнить задания сказочных героев 6 сконструировать печатные и прописные буквы

    Конструируют буквы из палочек, элементов, веревочек

    Выделяют существенные и отличительные свойства

    Конструируют буквы из палочек, элементов, веревочек

    Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию

    Конструируют буквы из палочек, элементов, веревочек

    Активно участвуют в деятельности, работают с учебными принадлежностями

    Просит составить из заданных букв слова и прочитать их

    Составляют слова из изученных букв

    Пользуются знаками, читают

    Составляют слова из изученных букв

    Принимают помощь учителя

    Составляют слова из изученных букв

    Работают с учебными принадлежностями

    Просит найти и обвести заданную букву на карточке

    Находят на карточке каждый свою букву и обводят ее

    Выделяют отличительные свойства предметов, пишут по обводке

    Находят на карточке каждый свою букву и обводят ее

    Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию

    Находят на карточке каждый свою букву и обводят ее

    Принимают оценку деятельности

    4- й этап урока  Подведение итогов урока

    Какую сказку мы сегодня вспомнили?

    Называют сказку «Колобок»

    Выделяют существенные и отличительные свойства

    отвечают на вопрос учителя

    Вступают в контакт учитель-ученик

    отвечают на вопрос учителя

    Активно участвуют в деятельности.

    Какие буквы мы сегодня вспомнили. Выбирают шоколадку с изученной буквой

    Называют изученные буквы

    Выделяют существенные и отличительные свойства

    Выбирают шоколадки и благодарят «Спасибо»

    Используют принятые ритуалы социального взаимодействия

    Выбирают шоколадки и благодарят «Спасибо»

    Принимают оценку деятельности

    5- й этап урока  Орг. окончание урока

    Просим построиться и перестроиться детей по буквам у них в руках

    Строятся и перестраиваются по инструкции учителя

    Наблюдают,Выделяют существенные и отличительные свойства предмета

    Строятся и перестраиваются по инструкции учителя

    Слушают понимать инструкцию к учебному заданию

    Строятся и выходят строем из класса

    Выходят из учебного помещения  зр звонком

    1. Ход занятия.

    Ход занятия

    1. Орг момент. Дети здороваются с гостями и рассаживаются за парты по инструкции .

    (Лиза сядет за первую парту ближе к окну. Алена сядет рядом с Лизой. Данила сядет за вторую парту за Лизой. Гриша сядет за вторую парту рядом с Даней.

    1. Постановка цели и задачи занятия

    -Посмотрите на план нашего занятия на доске. Чем мы сегодня будем заниматься?(Читают план из пиктограмм на доске.)

    -Мы сегодня будем вспоминать сказку, учить буквы и писать..

    -Правильно.

    -Посмотрите на карты, которые лежат у вас на парте, вспомните этих сказочных героев и назовите мне сказку.
    -«Колобок»
    -Правильно, Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по лесу с Колобком. Однако у меня очень запутанная карта. Там много разных дорожек, чтобы нам во всем разобраться, мы должны быстро и коротко вспомнить сказку «Колобок» и помочь нашему Колобку решить все задания.

    3. Основная часть.

         На доске находятся магнитные фигурки всех сказочных героев этой сказки, но все они перепутались. Мои вопросы помогут вам вспомнить все по порядку. Лиза, кто испек Колобка и почему?

    - Колобка испекла Баба, потому что её попросил Дед. (Лиза ставит на доску Деда и Бабу)

    -Гриша, куда бежал Колобок?

    - Колобок убежал в лес. (Гриша ставит лес)

    - Даня, кого Колобок встретил в лесу первым?

    - Колобок встретил Зайку (Даня ставит на доске Зайца)

    - Алена, кого Колобок встретил потом?

    - Потом Колобок встретил Волка. (Ставит на доске Волка)

    - Волк съел Колобка?

    -Нет.

    -Гриша, кого Колобок встретил после Волка?

    -После Волка Колобок встретил Медведя.(Даня ставит на доске Медведя.

    -Лиза, кто последний встретился Колобку на дороге?

    - Колобок встретил Лису. Лиза ставит Лису.

    -Лиса съела Колобка?

    -Да Лиса съела Колобка.

    - Я придумала для вас немного другую сказку про Колобка. В нашей сказке все звери будут давать Колобку задания, и если он их выполнит, то сможет убежать.

    Возьмите в руки каждый своего колобка. Покатайте его по правой руке, по левой руке, теперь поставьте в центр нашей карты. По какой дорожке пойдет наш колобок?

    - Колобок пойдет по красной дорожке, чтобы прийти к зайцу.

    -Катим колобка по красной дорожке. Посмотрите с обратной стороны у вас есть конвертик-это задание для колобка от зайчика. Помогите Колобку сконструируйте из палочек в конверте печатные буквы У Л М А .

    -Молодцы! Вы  справились с заданием и наш Колобок может бежать дальше. По какой дорожке он побежит?

    - Колобок побежит по желтой дорожке к Волку.

    - Катим Колобка по желтой дорожке. Найдите задание от Волка. У вас в конверте кусочки (элементы) букв из них нам надо составить прописные буквы. У, м, а, х. Логопед на планшете показывает образы этих прописных букв.

    - Молодцы, и с этим задание вы справились. Куда теперь пойдет наш Колобок?    

    -Колобок должен идти по синей дорожке к Медведю.

    - Катим Колобка по синей дорожке . Найдите задание от Медведя. У вас в конверте шнурочки. Из них надо сложить  прописные буквы  У,Ш,С,О,Ы,  Логопед показывает на планшете образы этих букв.

    - Молодцы. Куда же теперь покатиться наш колобок?

    -Теперь Колобок покатиться к Лисе.

    - Найдите, пожалуйста последнее самое сложное задание от Лисички, У вас в конвертах находятся буквы. Вы должны сложить их них слово и прочитать его.

    У детей наборы букв (ААММ- МАМА, МОС-СОМ, УМШ-ШУМ, ХУО-УХО)

    Дети складывают и читают слова.

    Мы с вами помогли Колобку выполнить все задания, а значит он живой и невредимы ушел от всех зверей и наша сказка закончилась хорошо.

    А мы с вами можем отдохнуть и размяться.

     Дети становятся в круг.

    У кого в руках Колобок, тот ведет детей по кругу вправо или влево.

    Определяем роли:

    Лиза-Лиса, Алена-Заяц, Гриша-Волк, Даня-Медведь.

    Вместе с логопедом проговариваем стихи:

    Колобок-румяный бок по лесу катился

    У зайцу очутился   (Заяц ведет хоровод)

    Колобок-румяный бок по лесу катился

    У волка очутился,(Волк ведет хоровод)

    Колобок –румяный бок по лесу катился

    У Мишки очутился (Медведь ведет хоровод)

    Колобок-румяный бок по лесу катался

    УЛисы очутился (Лиса ведет хоровод.)

    При этом передаем колобок друг другу с вежливыми словами (возьми пожалуйста. Спасибо)

    Теперь у нас с вами самое последнее  и очень важное задание.

    Обведите в прописи печатные и прописные буквы. Назовите правильно эти буквы ми  звук.

    Дети прописывают , каждый свою букву. Ы, У, Ш, Х.

    4.Подведение итогов занятия

    -Дети, какую сказку мы сегодя вспомнили?

    -Сказку «Колобок»

    -Какие задания мы делали?

    -Выкладывали буквы.

    -какие буквы мы с вами уже знаем?

    -Мы знаем буквы АОУСШХЫЛМ.

    -Вы сегодня очень хорошо работали и можете получить приз

    - Выбирайте шоколадку с любой изученной буквой. АОМЛ

    5. Организационное окончании занятия.

    - Теперь мы построимся по моей инструкции.

    Первой встанет буква А, за ней – буква Л, затем-буква М и последней –буква-О..

    Строем дети выходят из кабинета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

    Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

    Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

    В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...

    тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

    развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...

    Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

    Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

    Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

    Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...