Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку. "Путешествие в страну "Русский язык"
    учебно-методический материал (5 класс)

    Анишина Наталья Николаевна

    Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_russkomu_yazyku_1.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия по русскому языку

     (5 класс для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

    (Учитель: Анишина Н.Н., ГБОУ школа № 439 Петродворцовый район СПб)

    Темы: 

    Лексическая: «Путешествие в страну «Русский язык»».

    Логопедическая: «Многозначные слова»

    Грамматическая: закрепление правил написания мягкого знака на концах слов, сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, парных звонких и глухих согласных на конце слов.

    Дата проведения: 19.04.18 г.

    Тип урока: интегрированное занятие (русский язык, логопедия).

    Технологии, применяемые на занятии: игровая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, компьютерные технологии.

    Цель: прививать любовь к русскому языку.
    Задачи: 

    а) Образовательные.

    1. Формировать основы разносторонних знаний.

    2. Дать понятие об устаревших и многозначных словах.

    3. Закрепить правила написания мягкого знака на концах слов, сочетаний ча-щa, чу-щу, жи-ши, парных

    звонких и глухих согласных на конце слов.

    4. Обогащать и расширять словарный запас детей.

    б) Воспитательные.

    1. Взаимосвязывать  между собой нравственное, эстетическое, этическое, экологическое воспитание.

    в) Коррекционные.

    1. Развитие познавательных процессов.

    2. Развивать сообразительность, находчивость.

    3. Развитие творческих способностей учащихся.

    Оборудование: доска, экран, мультимедиапроектор, компьютер, презентация PowerPoint 2007, карточки с заданиями, таблички для эмоционального отклика.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    2. Вводная беседа: " Ребята, всем вам, конечно, знаком веселый, находчивый Буратино. Сегодня Буратино предлагает вам совершить путешествие в удивительную и сказочную страну, которая называется совсем необычно «русский язык». Каждый, кто побывал в этой стране узнает много нового (слайд № 3).

    Буратино тоже хочет научиться и узнать что-то новое и потому тоже совершит путешествие в эту страну. Но чтобы войти в эту страну, надо прочитать строчки стихотворения:

    Я ко всем наукам ключ имею.
    Я со всей вселенною знаком.
    Потому что я владею
    Всемогущим русским языком (
    слайд № 4)
    Кто может прочитать? (Дети читают стихотворение). Буратино дарит вам свой ключик. Этот ключ откроет нам дверь в эту удивительную страну. (Появляется королева «Грамматика») Ребята, вы знаете, кто нас встречает? Это королева «Грамматика»
    (слайд № 5).

    Она хозяйка страны, которая называется... (дети читают название "Русский язык") (слайд №6).
    2. В ее государстве можно встретить много островков. Вот они, я пока прикрепляю один остров.   Давайте прочитаем его название:
    Предметы (слайд № 7)

    Отправляемся на остров и познакомимся с его обитателями,
    а) Кого мы встретили на острове первого?
    (слайд № 8). Это кукушка.

    Кто ее видел? Где видел? Как вы думаете, за что кукушка получила свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку! Давайте произнесем.

    Вы уже догадались, что кукушка сама подсказала людям свое название. Но такие птицы есть и в других странах. Это русские называют эту птицу кукушкой. А в других странах эту птицу называют немножко для нас необычно: на болгарском - кукячка, на немецком- кукувица, на немецком - кукук, на французском – куку (слайд № 9). Все эти народы обратили внимание на один признак - крик кукушки. Значит, птица может получить свое название за голос, за песню, за то, как она кричит.

    б) Важным для птичьего имени может оказаться и время года. Кто скажет, что это за птица? (слайд № 10).Это снегирь. Кто видел ее в природе? Почему ее так назвали? Эти птицы прилетают к нам только зимой. Опишите ее (составление описательных рассказов по картинке).

    в) Следующего жителя этого острова попробуйте угадать по загадке: Кто в лесу глухом живет?

    Неуклюжий, косолапый?

    Летом ест малину, мед,

    А зимой сосет он лапу?
    Угадали? Кто это? (Медведь) А почему его так назвали? (Ответы детей)
    (слайд № 11).

    Это было очень-очень давно: 300 или 400 лет назад. Люди заметили, что любимое лакомство этого зверя - мед. Где бы не прошел медведь, везде можно найти мед. Этот зверь ведает (знает) где есть мед. Отсюда взялось его название.

    3. Название следующего острова прочитаем: 1 слово - много значений (слайд № 12).

    В русском языке есть слова, которые обозначают сразу несколько предметов. Слово одно, а значения разные (слайд № 13)- Плитка - газовая, кафельная, шоколадная.

     Лук - оружие, овощ - (слайд № 14).

     Коса - прическа, инструмент- (слайд № 15).

    5. Следующий остров: Устаревшие слова (слайд № 16).

    "Предстаньте, что мы перенеслись на этот остров сотни лет тому назад. А навстречу нам идут воины-рыцари (слайд № 17). Рыцари были одеты в кольчугу, шлем, плащ. У каждого воина были меч, щит, копье для сражений, (на доске карточки с изображением). Многие эти предметы исчезли из русского языка.
    Почему? (Воины теперь так не вооружаются). Но некоторые слова сохранились, получив новое значение:
    (слайд № 18)(военный).

    Шлем - у танкиста, космонавта, мотоциклиста (слайд № 19).

    Плащ-дождевик (слайд № 20).

    Копье – используют спортсмены (слайд № 21).

    6. Физкультминутка (слайд № 22).

    7. Следующий остров: Скажи наоборот (слайд № 23-24).

    близко -...       холодно -...      темно -...
    сильный - ...    высоко -...       тяжелый -...

    8. Остров: Ребусы (слайд № 25-27).

    9. Остров: Напиши правильно (слайд № 28).

    На столе лежат карточки со словами. Нужно вставить пропущенные буквы и разложить карточки по правилам. (Даны карточки на правила: правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши, парных звонких и глухих согласных на конце слов, мягкого знака на конце слов).

    10. Обобщение:

    - Что нового мы узнали на нашем занятии?

    11.Эмоциональная оценка занятия.

    - Что понравилось на уроке?

    Дети заполняют табличку смайликами.

    1

    Сложно ли тебе было на уроке?

    2

    Какое настроение было у тебя во время занятия?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

    В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

    разработка внеклассного занятия по русскому языку "Язык мой - друг мой".

    Разработка представляет собой устный журнал, странички которого показывают всю силу, красоту и необычность русского языка....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

    В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

    Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

    План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

    Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку в рамках летней школы «Интеллект»

    Класс: 6Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Цель: Показать языковые явления русского языка, обучать определению функции изобразительно-выразительных средств в тексте....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

    Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...