конспект урока "Помощь зимующим птицам"
план-конспект урока

Тульская Елена Александровна

конспект урока "Помощь зимующим птицам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Живой мир»

 5 класс.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Жизнь зимующих птиц ранней весной»

Подготовила:

Учитель: Тульская Е.А.

Цель: обобщить и расширить представления учащихся о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: 

-закрепить и уточнить названия зимующих птиц;

-уточнить  и расширить  предметный словарь в рамках данной темы;

-развивать произносительную сторону речи, мелкую моторику рук, умение слушать и выполнять сопряжённо с учителем простые задания.

Коррекционные: 

- развивать мышление, зрительное восприятие;

-развивать  слуховое восприятие путём определения и различения голосов птиц;

- развивать память в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц;

- развивать  внимание;

-развивать простые форм слухового и зрительного восприятия и всех видов моторики и когнитивных процессов;

Воспитательные: 

- воспитывать эмоциональную адекватность поведения на занятиях;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе;

- воспитывать желание помогать им в трудное зимнее время;

обогащение словаря по данной теме.

Оборудование:  проектор,  экран, презентация, записи голосов зимующих птиц;  

Ход урока

I. Организация начала урока.

Прозвенел звонок весёлый,

Будем мы учиться снова,

Слушать, думать, изучать

Всё за мною повторять!

Готовы?  Начинаем!

II. Введение в тему:

Слайд 1 (Март)

Хоть и март на дворе

И весна в календаре,

Но отдать свои права

Не спешит еще зима.

Засыпает нас снегами,

Дует сильными ветрами.

Замерзает в ночь вода.

Наступай скорей, весна!

У.

О каком времени года, говорится в стихотворении?

 (Ответы детей).

У.

Давайте вспомним, как называют весенние месяцы.

(Ответы детей).

У.

Какой сейчас месяц весны?

(Ответы детей).

У.

Март – начало весны. Давайте назовём приметы ранней весны.

Слайд 2 (Ночью мороз, днём  солнышко греет и снег начинает таять,  появляются лужи, но в лесу ещё огромные сугробы)

У.

Холодно в лесах, парках и во дворах в марте месяце. Но птички не боятся весенних заморозков и весело поют и зовут весну. Вот послушайте.

Слайд 3(Пение птиц в зимнем лесу)

Слышали? Кто это?  А как называют птиц, оставшихся на зиму?

 (Ответы детей)

У.

Как вы думаете, легко птицам зимой и ранней весной?

(Ответы детей)

Так вот, тема нашего сегодняшнего урока: «Жизнь зимующих птиц ранней весной».

Слайд 4 

У.

Давайте немного вспомним о них. Это смелые и выносливые птицы. Они не боятся зимних морозов, метелей да вьюг. Они не боятся оставаться на зиму. Это зимующие птицы. Как они выглядят, где живут, чем питаются. Об этом мы узнаем на уроке.

Отгадайте загадку. Кто это?
Маленький мальчишка, 
В сереньком пальтишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

У.

Верно, а как он выглядит? 

Слайд 5 (Воробей)

 Воробей — маленькая, очень подвижная птичка. Ножки у него короткие, но сильные. Воробьи селятся стайками. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Воробьи зимуют под крышами домов и в старых гнёздах.

А пищу они находят во дворах, в кормушках.

У.

А вот ещё одна загадка.

Я зимою на дорожке

Собираю часто крошки.

Я весёленькая птичка

И зовут меня …

(Синичка)

Слайд 6  (Синица)

У.

Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)

Синички устраивают гнезда в  дуплах дятлов,  в щелях гнилых пней и стволов.

У.

Вот ещё одна загадка.

Эта птица-непоседа.
Одного с березой цвета.

Кто это? 

(Сорока)

Слайд 7 (Сорока)

Сорока — крупная птица с красивым черно-белыми перьями. На боках белая, отсюда ее прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные. Летают сороки плохо, они прыгают с места на место; ходит сорока небольшими шагами с приподнятым хвостиком, а летая хвост, держит веером.  А вот ещё интересное про сороку. Она любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

Слайд 8 (Сорока - воровка)

Гнездо она устраивает в густых ветвях деревьев или кустарников.

У.

Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь— кружат двадцать пар.
И кричат: кар-кар-кар.

 (Ворона)

Слайд 9 (Ворона)

У вороны  чёрные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Давайте и мы поиграем. И будем воронами.

Слайд 10

Динамическая пауза

Вот под ёлочкой зеленой 

Дети бегают, размахивают руками и кричат: “Кар – кар – кар”.
Скачут весело вороны: 
Кар – кар – кар.
Целый день они кричали,

 Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.
Спать ребятам не давали: 
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают.

И на место улетают!
У.

Продолжаем.

А вот  на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Слайд 11 (Снегирь)

 Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) У него чёрная головка и красная грудка.

Много интересного мы про птиц узнали.

Слайд 12 (Игра найди птичку)

Дидактическая игра: «Найди птичку».

Угадай, где снегирь?

Угадай, где синица?

Угадай, где ворона?

Угадай, где сорока?

Угадай, где воробей?

У.

Какую пользу птицы приносят людям?

 (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.) 

Как и чем мы можем помочь птицам зимой и ранней весной? (Подкормить.)

Чем можно покормить птиц ?

Игра:  «Покорми птичек»

У.

Давайте посмотрим, чем можно покормить птиц.

Слайд 13

 (Учитель показывает семечки, хлеб, пшено).

Беседа про корм.

Как называют предмет, на который насыпают корм для птиц?

У нас тоже есть кормушки, которые вы сделали с родителями дома.

Только птицы ещё не прилетели в столовую.

Почему?

(Ответы детей)

Давайте насыплем в кормушки корм.

(Дети насыпают корм в кормушки).

А теперь закроем глаза и ……..

К нам в гости прилетели две птички. Посмотрите, одна из них вам знакома. Это ……воробей.

Посмотрите, как радуются птицы новой столовой.

Слайд 14 (птицы на кормушке)

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц”.

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Слайд 15

IV. Итог урока.

- О каких птицах говорилось на уроке?

- Назовите зимующих птиц.

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- Чем мы можем их покормить?

- Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде.

V. Домашнее задание.

Повесить кормушку во дворе и наблюдать за поведением птиц на ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Предлагаю конспект НОД для детей группы кратковременного пребывания (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной катег...

Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края. Домовый воробей».

Занятие проводится в объединении «Натуралист» Дома детского творчества, рассчитано на детей начальной школы 8-9 лет. На занятии дети закрепляют знания о зимующих птицах, а также знакомятся...