Игры с песком – как один из методов арт-терапии в коррекционной работе
статья

Игры с песком – как один из методов арт-терапии

в коррекционной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком – как один из методов арт-терапии

в коррекционной работе


        Существуют различные методики арт-терапии, но особая роль отводиться играм с песком.  Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом
Карлом Густавом Юнгом.

        На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи. Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность и при этом развивает фантазию.
       Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
       Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.


Все игры с песком делятся на 3 вида:

  1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)
  2. Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)
  3. Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей)


«Песочная терапия» позволяет:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность
  • Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества


Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.

Правила в  процессе проведения игр

  • Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей
  • Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей
  • Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка
  • Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения
  • Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения
  • Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации
  • Связывать результаты опытов с повседневной жизнью


    С помощью игр с песком у детей могут успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. В зависимости от предлагаемых взрослым ситуаций ребенок прячет (закапывает) определенное количество игрушек в песок и достает (выкапывает) их из песка. На поверхности песка, насыпанного в таз или в песочный ящик, дети изображают различные геометрические фигуры, цифры.
    Если на первом этапе обучения в играх с песком дети знакомятся со свойствами и качествами этого материала, то на последующих этапах у детей формируются действия с математическим содержанием, развивается речь, так как игры требуют речевого сопровождения, диалога с партнером по игре (взрослым или сверстником). Кроме того, игры могут проводиться на фоне чтения литературных произведений, возможно обыгрывание ситуации из них.
      После того как дети познакомились со сказкой, стихотворением, рассказом, проводятся театрализованные игры по их сюжету, в которые вполне можно включить элементы игр-занятий с природными материалами, рукотворными предметами (игрушками, реальными предметами, как натуральными, так и предметами-заместителями). Играя с песком, дети производят различные  действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.
Таким образом,  проанализировав психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что игры с песком позволяют стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор, разнообразить способы сотрудничества.
Игры и упражнения с объектами неживой природы в песочной игротерапии успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения.
Поэтому игры с песком успешно используются, как на обучающих занятиях с детьми, так и на коррекционно – развивающих занятиях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....

Авторская программа – «Закаливание детей – как один из нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с неслышащими детьми».

Цели и задачи авторской программы: 1. Раскрыть теоретические основы закаливания, проблемы оздоровления детей холодной водой. 2. Дать методические рекомендации в планировании занятий, направленных на...

Статья на тему: «Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ »

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями интеллекта имеет большое значение в воспитании и обучении указанной категории. Такие технологии, как аква-, пескотерапия,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В данной статье описаны  эффективные техники арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями....