Статья "Нескучные игры по развитию мелкой моторики"
статья

Слинкина Лариса Анатольевна

Статья "Нескучные игры по развитию мелкой мотрики".

Автор: Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_neskuchnye_igry_po_melkoy_motorike.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на тему: «Нескучные игры по развитию мелкой моторики».

Слинкина Л. А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» г. Москва

На сегодняшний день специалисты и родители знают, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование мыслительных и речевых процессов. При плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у детей, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную речь, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Причем, чем сенсорный опыт ярче и разнообразней, тем развитие долей мозга ребенка будет активнее. Примерно в 2-3 года ребенка надо познакомить с понятиями цвета, формы, различными звуками. Но при этом не следует деоать упор на запоминание малышом слов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами. В развитии интеллекта, речи и сенсорики родителям и педагогам сможет помочь нестандартное оборудование, которое необходимо изготавливать совместно с детьми. Итак, ниже я привожу варианты таких нестандартных игр:

1. Изготовление сенсорных шариков (наполнение воздушных шариков манкой, рисом, камешками, бусинами, фасолью и т.д.). Можно нарисовать на шариках забавные рожицы.

2. Тактильные игры с желе. Для формирования мелкой мотрики ребенку полезны тактильные игры с интересными структурами. В процессе таких игр происходит развитие слуха, зрения, осязания, фантазии, обогащается словарный запас. Такие веселые игрушки можно приготовить из желатинаи залить в формочки. Перед тем, как начать игру с желе, попросите ребенка понюхать игрушку, расскажите, какой запах, цвет и форма у предмета. Разрешите ребенку попробовать желейную игрушку.

Столько слов можно разучить с ребенком: желе липкое, вязкое, сладкое, прозрачное и т.д.

Можно пофантазировать, украсив желе глазками, ротиком, носиком, зубочистками.

3. Развивающие игры с палочками для мороженого.

Преимущества палочек в  том, что с ними можно совершать много действий. Игры с палочками развивают такие понятия, как цвет, форма, количество, понятие части и целого. Палочки можно красить пищевыми красками кисточкой или кусочком паролона. Палочки помогут детям разобраться с математическими понятиями «много-мало», «больше-меньше». Можно прикрепить к палочкам магнитную ленту и поиграть с магнитиками. Можно приклеивать к разноцветным палочкам разноцветные геометрические фигуры и таким образом, знакомить малыша с фигурами.

И напомню о классических играх.

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения.

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание.

Пальчиковый театр.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики

1."Строим забор". Детям предлагается игровая ситуация: на даче поспели яблоки (груши), чтобы их не сорвали раньше времени, нужно построить забор; узор забора первоначально задаёт логопед, ребёнок его ...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук

Упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук...

Презентация по теме:" Игра для развития мелкой моторики рук "Грибок""

Еще сто лет назад такие выдающиеся педагоги, как, например, Ю.Д. Фаусек знали, что развитие детской речи зависит в большей мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи с центром вер...

Игра для развития мелкой моторики рук «Рыбка»

Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.Я предлагаю вашему вниманию игру «Рыбка».Цель: развитие мелкой моторики рук на основе пальчиковой игры.Задачи:1...

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования»

Значение игр для развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника, практический материал для использования родителями, воспитателями, логопедами....

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудоваия

Презентация "Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...