Алгоритм построения психолого-педагогической работы с детьми с РАС.
консультация

Загородних Наталия Анатольевна

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) - широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих стереотипов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции

Алгоритм построения психолого-педагогической работы с детьми с РАС.

выполнила учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Курчатова

Загородних Н.А

Курчатов 2019г.

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) - широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих стереотипов.

ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ СЧИТАЕТСЯ ВАЛИДНЫМ, ЕСЛИ:

ОН ЧЕТКО ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ОТ ДРУГИХ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

ДОЛЖЕН УСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ОСНОВАНИИ:

  • 1. ЭТИОЛОГИИ.
  • 2. ОСОБОСТЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ И ИСХОДА.
  • 3. СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ЛЕЧЕНИЕ.

Считается, что это «болезнь цивилизации», связанная с искусственной средой обитания.  Зачастую, к сожалению, такие дети остаются за "бортом" социального мира без понимания, без участия и без коррекционной поддержки. В силу особенностей своего развития дети с РАС живут в хаотичном пугающем мире вне социально-нормативной окраски и осознания себя.

Для родителей главный вопрос - их ребенок будет страдать или жить? Некоторые родители, узнав диагноз своего ребенка, впадают в депрессию, другие, до поры не зная диагноза, - испытывают раздражение от «капризов». У детей с РАС нет "зеркального отражения" поведения родителей. Если необычного ребенка не приучили что-то делать, то сам он не проявит самостоятельность. Хочется призвать родителей обращать внимание на странности в поведении ребенка с самого раннего возраста, не отмахиваться от любых подозрительных проявлений. Задача специалистов - со всей строгостью и профессионализмом подойти к диагностике детей «с особенностями». Само собой ничего не пройдет, а лишь будет усугубляться со временем, не получая необходимой коррекции, поддержки и помощи. Задача педагогов и родителей максимально аккуратно и результативно «включить» эту категорию детей в социум.

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РАС включает следующие направления:

  • психологическая коррекция: установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;
  • педагогическая коррекция: формирование навыков самообслуживания; пропедевтика обучения, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности;
  • медикаментозная коррекция: которая проводится врачом. Медикаментозная терапия облегчает психолого-педагогическую коррекцию, способствуя снятию продуктивной болезненной симптоматики (тревоги, страхов, психомоторного возбуждения, навязчивых явлений), поднятию общего и психического тонуса. Такая лекарственная «подушка» делает аутичного ребенка более доступным к психотерапии, воспитанию и обучению и является неотъемлемой частью комплексной клинико-психолого-педагогической коррекционной тактики.
  • Работа с семьей: психотерапия членов семьи; ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка в; обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовка к обучению в школе.

Рассмотрим направления деятельности педагогов и особенности подбора специальных образовательных условий, рекомендованных для детей с РАС

Первая группа РАС

Направления деятельности психолога: индивидуальные занятия, направленные на «простраивание» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных, простейших игровых навыков, их осмысление, организации взаимодействия с ребенком.

Направления деятельности дефектолога: формирование навыков продуктивного взаимодействия. Развитие сенсорных интеграций. У старших дошкольников — формирование стереотипа поведения в организованной/учебной среде.

Направления деятельности логопеда: формирование навыков простой коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Развитие иных компонентов речи.

Прогноз дальнейшего развития и адаптации таких детей представляется чрезвычайно сложным. Он будет зависеть от своевременности начатой психолого-педагогической и медицинской помощи. Большую роль играет возможность подключения эффективных медикаментозных и дополнительных средств (например, гомеопатия или пищевые добавки) и своевременность начатых коррекционных мероприятий.

Специальные образовательные условия

Основное это:

  1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе (с учётом уровня интеллектуального развития) дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / обучение по адаптированной образовательной программе с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребёнка с РАС.

Вторая группа РАС

Направления деятельности психолога: индивидуальные занятия с психологом по «простраиванию» алгоритма простой продуктивной деятельности, формирование стереотипных игровых навыков, имитации. Использование методов поведенческой терапии. Консультирование родителей по вопросам организации взаимодействия с ребенком.

Направления деятельности дефектолога: формирование навыков продуктивного взаимодействия. Развитие сенсорных интеграций. Формирование продуктивной деятельности и взаимодействия на предметном, игровом материале. Для детей старшего дошкольного возраста — формирование стереотипа поведения в организованной/ учебной среде / формирование предпосылок учебной деятельности.

Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания, коммуникативной функции речи

Прогноз дальнейшего развития и адаптации  будет зависеть как от
своевременности начатой психолого-педагогической, так и медицинской, в т.ч.
медикаментозной помощи, и включенности семьи в коррекционную работу. При этих
условиях возможно формирование различных новых бытовых и учебных стереотипов, что позволяет подготовить ребенка к включению в мини-групповую деятельность.

Специальные образовательные условия

включают в себя:

  1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с РАС / обучение по АОП с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребёнка с РАС.

Третья группа РАС

Направления деятельности психолога: занятия по развитию самовосприятия, элементарной саморегуляции, формированию социально-эмоциональной коммуникации, обучение пониманию эмоций другого человека в рамках предметно-игровой деятельности. Консультирование родителей по вопросам организации взаимодействия с ребенком.

Направления деятельности дефектолога: формирование навыков продуктивного взаимодействия. Формирование продуктивной деятельности по алгоритму. Для детей старшего дошкольного возраста — формирование алгоритмов (предпосылок) учебной деятельности на соответствующем материале.

Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Работа над пониманием прочитанного.

Третья группа РАС

Специальные образовательные условия

  1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом специфики развития ребёнка с РАС / обучение по адаптированной образовательной программе с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка с РАС.

Четвёртая группа РАС

Направления деятельности психолога: работа по формированию социально-эмоциональной коммуникации. Групповые занятия коммуникативно-творческой направленности.

Направления деятельности дефектолога: формирование алгоритмов продуктивной деятельности, предпосылок учебной деятельности.

Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Развитие и коррекция всех компонентов речи.

Четвёртая группа РАС

Прогноз дальнейшего развития и адаптации (3-4 группа) будет зависеть от огромного числа не столько объективных факторов, сколько собственных ресурсных возможностей ребенка. Большую роль играет подбор эффективной медикаментозной терапии и своевременность начатого лечения. При благоприятных обстоятельствах и оптимально созданных условиях дети могут достаточно успешно закончить среднюю общеобразовательную школу.
При анализе условий, необходимых для адаптации в образовательном учреждении,
необходимо учитывать, что такой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации и
при ее изменении легче себя чувствует в привычной, предсказуемой обстановке, поэтому
лучше ведет себя на занятиях, чем в свободное от них время.

Специальные образовательные условия

  1. Обучение по основной образовательной программе с составлением ИУП с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с РАС / обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / обучение по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с РАС.

Весь алгоритм построения психолого-педагогической работы специалистов включает в себя:

  • изучение медицинской и психолого-педагогической документации, рекомендаций   врачей;
  • знакомство с семьей, проведение анкетирования и беседы с целью получения начального представления о социальной ситуации, об особенностях психофизического развития ребенка, о формах и объеме оказываемой ему помощи и др.;
  • направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком;
  • психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения актуального уровня его психофизического развития;
  • построение индивидуальной коррекционной программы для ребенка;
  • работа с родителями.

Основные практические задачи при построении коррекционной работы с ребенком.

  • Написание психологического (педагогического) заключения (например, для ПМПК), изучение психолого-педагогических особенностей в диагностических целях.
  • Консультирование родителей с предоставлением рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка.
  • Построение индивидуальной коррекционной программы с ее последующей реализацией в учреждении.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

  • Для ребенка с РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями педагогам необходимо обратить внимание на то, как ребенок с РАС:

-владеет альтернативными способами коммуникации;

-реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии;

-уходит, подходит и садится по речевому требованию взрослого;

-фиксирует взгляд на понравившемся предмете; показывает понравившейся предмет;

-выражает доступным для себя способом свои основные потребности и желания;

-принимает помощь взрослого; допускает физический контакт во время игры со взрослым; удерживает зрительный контакт в течение короткого времени;

-положительно реагирует на взрослого во время простой контактной игры;

-проявляет попытки подражать простым движениям взрослого, вызывающим стук,
хлопкам в ладоши и др.;

-имитирует некоторые звуки, звукокомплексы, соединяет звуки в простые восклицания и слова;

-берет в руки небольшие предметы (игрушки, шнурки, тряпочки), целенаправленно складывает предметы один на другой (коробки, кубики), опускает один в другой (шарики в коробки), садится без помощи взрослого;

-находит спрятанную под платком игрушку, может поднять упавший предмет, реагирует на сигнальный шум (колокольчик).

Для ребенка с РАС с ЗПР и легкой степенью интеллектуальных нарушений, педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок владеет альтернативными способами коммуникации;

-здоровается и прощается, называет собственное имя, говорит о себе «я», знает и называет имена/показывает членов семьи, использует коммуникативный альбом, индивидуальное визуальное расписание;

-адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях (при необходимости – с помощью карточек, визуализирующих правила поведения);

-использует доступные для него способы общения (в том числе средства альтернативной коммуникации), сообщает о своем желании (доступным способом);

-выполняет элементарные поручения взрослого, подражает некоторым действиям взрослого с предметами обихода;

-ждет, пока подойдет его очередь (при необходимости – с визуальной поддержкой карточкой с изображением символа сигнала ожидания);

-проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда – играть) рядом с ними;

-подражает движениям артикуляционного аппарата взрослого, выполняет упражнения для пальцев рук, подражает некоторым голосам животных, шумам окружающего мира;

-подбирает предметы, владеет простой сортировкой предметов, выбирает предметы, относящиеся к одной категории соотносит основные цвета и формы, понимает названия предметов обихода;

-владеет элементарными навыками самообслуживания (туалет, прием пищи и др.);

-при наличии речи – использует слова, обозначающие знакомые ему предметы обихода и действия, выражает желания одним словом, отвечает на вопросы («да», «нет»), описывает картинку простыми предложениями;

-может/пытается стоять на одной ноге, стоять на носочках, ударять по мячу ногой, выполнять элементарные гимнастические упражнения.

Педагоги, работающие с ребенком с РАС с интеллектуальным развитием, находящимся в пределах возрастной нормы, должны стремиться к тому, чтобы ребенок мог:

-владеть альтернативными способами коммуникации;

-замечать других детей, проявлять к ним интерес, принимать участие в совместной
деятельности, некоторых общих играх;

-здороваться и прощаться, благодарить доступным способом;

-ждать своей очереди, откладывать на некоторое время выполнение собственного желания;

-адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

-сообщать о своих желаниях доступным способом;

-не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное поведение по просьбе взрослого;

-выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;

-устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе;

-замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

-обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);

-владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.);

-вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, регулировать свое поведение в соответствии с просьбами взрослого;

-уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (при необходимости – с помощью сигнала);

  • Целевые ориентиры, представленные в Программе:

-не подлежат непосредственной оценке;

-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с РАС;

-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с РАС;

-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"

Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"....

Алгоритм создания психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности в образовательном пространстве

В данной разработке я предлагаю алгоритм создания психолого-педагогического сопровождения творческих детей , педагогов и родителей на базе школы...

План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".

В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения....

Презентация "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения"

В материале представлена презентация для круглого стола с педагогами по методам работы с детьми с аутистическими нарушениями....

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования....