Элементы «сказкотерапии» при обучении слепых учащихся.
статья

Зубрилова Елена Вячеславовна

Элементы «сказкотерапии» при обучении слепых учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_skazkoterapiya_3.doc97.58 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы «сказкотерапии» при обучении слепых учащихся.

Зубрилова Е.В.

Дефект зрения негативно влияет на взаимоотношения обучающихся в школьном коллективе. Нарушения зрения имеют индивидуальный, специфический характер для каждого отдельного ребенка. Среди детей есть те, кто достаточно легко компенсируют недостатки зрения другими каналами восприятия, а также те, кому восприятие и обработка материала даются с большим трудом. Зачастую дети с нарушенным зрением имеют также сопутствующие физические недостатки, что приводит к разъединению. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они быстро ориентируются в поступающей информации, такие ребята любопытны, живо реагируют на новизну. Для других детей свойственна вялость, заторможенность, они несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Ребята часто сравнивают себя друг с другом, наличие явных различий воспринимается остро.

Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их появления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности. Несмотря на достаточно большой спектр проводимых учебных и коррекционных занятий с учениками, имеющими нарушения зрения, у детей отмечается замедленное формирование игровой деятельности, отсутствие фантазии, бедность эмоциональной окраски в выражении своих чувств и оценке чувств окружающих.

Одной из характерных особенностей детей с нарушением зрения является вербализм – несформированность или несоответствие представления, образа произносимому или воспринимаемому словом, поэтому значение слов и различных понятий у них часто обеднены и знания их нередко формальны. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в создании совместного творческого продукта.

На своих уроках я стараюсь всесторонне развивать и адаптировать детей с нарушением зрения, используя приемы и методы «сказкотерапии». Сам термин «сказкотерапия» означает  «лечение сказкой». Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту – формированию умения поделиться своими чувствами, выразить свое отношение к героям сказки, их поведению и поступкам. Через образы сказок ученик соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах можно найти ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: разлука с родителями, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, предательство, преодоление себя, борьба со злом – все это «зашифровано» в образах и сюжетах сказок. Победа добра в сказке обеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать сильнее и мудрее.

В отличие от слабовидящих детей, которые имеют возможность не только  прочитать сказку, но и рассмотреть сделанные к ней иллюстрации, тотально слепой ребенок довольствуется только чтением текста или восприятием текста на слух. Это отражается не только на эмоционально-чувственном восприятии слепого школьника, что существенно обедняет его эмоциональный интеллект, но и ведет так же к недоразвитию познавательной деятельности, неумению пользоваться мимикой и жестовой речью. Он не может себе представить сказочные предметы или сказочного героя.  

В задачу «сказкотерапии» входят:

  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  • Выявление и поддержка творческих способностей.
  • Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
  • Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной комму-никации.

Правильная работа на уроках литературного чтения со сказками  позволяет незрячему учащемуся на эмоциональном  уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, 

сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерит на себя роль родителя и оценить  ее со стороны. Чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям окружающих как правило связаны не с особой чёрствостью в характере 

самого ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением 

вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

В последние годы происходит активное реформирование системы образования: растет сеть альтернативных образовательных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические  материалы.

  На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах. Невозможность восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик субъекта.

Отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подрожать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи. С одной стороны слепой ребенок не воспринимает мимические движения и жесты, придающие одним и тем же высказыванием самые различные оттенки и значения, с другой стороны не пользуясь в своей речи этими средствами, слабовидящий человек существенно обедняет свою речь, она становится мало выразительной.

На других общеобразовательных уроках так же целесообразно использовать элементы «сказкотерапии», но скорее всего это уже не столько «лечение», сколько «учение сказкой». Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе обучающие начала. На уроках математики мы работаем с русской народной сказкой «Репка».

Сначала дед тянул репку один. Кого он позвал?

  • Сколько их стало? Кого они позвали?
  • Сколько стало?
  • Сидят все шестеро около репки, отдыхают. Вдруг мышка убежала. Сколько их осталось?
  • Сидят они впятером около репки. Как вы думаете, кто убежал следующий?
  • Сколько их осталось?    

Результаты урока:

  • Формирование пространственных представлений: перед, после, между.
  • Закрепление порядкового счёта.

Помимо получаемого удовольствия от самого процесса игры в сказку, для незрячих учащихся создаются условия, благоприятствующие развитию сенсорного восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.

Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек....

Игровой тренинг с элементами сказкотерапии для подростков

Занятие призвано помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию,  гармониза...

Презентация на тему "Развитие речи с элементами сказкотерапии"

В данной презентации представлена система работы по развитию речи посредством элементов сказкотерапии у детей с интеллектуальной недостаточностью....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ.

В материале приводится пояснительная записка к  программе развития эмоцинальной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью....