Выступление на общешкольном педсовете
статья по информатике и икт

Феоктистова Людмила Николаевна

Выступление на общешкольном педсовете.«Использование компьютерных программ в работе логопеда в школе для обучающихся с ДЦП»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование компьютерных программ в работе логопеда в школе для обучающихся с ДЦП».

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

(В. Г. Белинский)

     Работа в школе для детей с НОДА и УО ряд особенностей.  К основному симптому ДЦП – двигательным расстройствам, как правило присоединяются нарушения психики, зрения, слуха, интеллекта, различные эмоционально – волевые расстройства и речевые      Разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, в том числе использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, создавая большую мотивацию и психологический комфорт для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, содействуя гармонизации развития.  

     Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя и специалиста более продуктивной и эффективной:

  1. позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций
  2. помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным
  3. позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка
  4. расширяет возможности организации взаимодействия специалиста с другими участниками образовательного процесса.

что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

     На логопедических занятиях можно использовать различные компьютерные программы. В настоящее время существует достаточно большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые чаще являются обучающими и развивающими («Мир животных» - на развитие неречевого слухового гнозиса,  «Баба Яга. Пойди туда не знаю куда» - на развитие памяти и логики, «Фраза», «Кроссворд», «Читай-ка», и др.). Следует отметить, что программы для логопедической коррекции речевых нарушений детей с дизартрией, которые являются наиболее частым расстройством речи при ДЦП, это программы с биологической обратной связью (БОС). Так как  ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности, и часто приводит к нарушениям письменной речи (дислексии, дисграфии).

     Из отечественных разработок предлагаются эффективны программы с биологической обратной связью (БОС), тренажеры: для развития звуковой стороны речи, "Визуальный тренажер произношения" – Минск, известная компьютерная программа «Игры для тигры» (предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста), которая предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока: Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142» - это речевое дыхание, сила голоса, нозальность голоса, фонетико фонематическое развитие и т. д.

Используя инновационные программы учитель сам может готовить задания в электронном виде: MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest, программа Hot Potatoe (Горячая картошка). Программы предоставляют возможность самостоятельно создавать интерактивные задания в виде викторин, кроссвордов, заполнения пропусков, установления соответствий, восстановления последовательностей как в режиме тренировки, так и на этапе закрепления или контроля. Использование мультимедийного редактора «Живое слово. Кликер 5»: работа с деформированными текстами. Программа iMovie для создания видеопроектов, предусматривающая закадровое озвучивание. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся, учителя и специалистов. При этом решаются такие задачи, как:

- индивидуализация коррекционного процесса

- тесное взаимодействие учителя и специалиста

- раскрытие творческого потенциала учащихся

- открытие новых, еще не исследованных вариантов обучения

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе обучения по адаптированным программам позволяет более эффективно преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника, а также сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи, учитывая закономерности и особенности  развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход. Выступление на школьном педсовете.

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?Анализ возможностей адаптации ребенка в ...

Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)

Материал брала в  интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему....

выступление к презентации педсовета

Дети проводят в школе значительную часть дня и сохранение, и  укрепление   здоровья детей дело не только семьи, но и педагогов. В этой связи научить ребенка бережному отношению к своему...

Материал для выступления на МО, педсовете. "Роль педагога в воспитании личности ребёнка. Советы психолога по работе с учениками."

Процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение, т.к. требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт примен...

Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».

Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....

Выступление на августовском педсовете 04.09.2014

Выступление на августовском педсовете "Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе русской литературы" 04.09.2014...