Занятие "Наш друг - Букварь"
план-конспект

Тема: «Наш друг – Букварь»

Цель: формирование у детей интереса и потребности в чтении.

Задачи:

- познакомить детей с историей создания букварей;

- учить работать сообща;

- развивать умение поддерживать беседу;

- развивать память, внимание;

- воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

- развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная  установка  с  видеоматериалом  по  теме; различные буквари; листы бумаги; карандаши, старые журналы, клей, ножницы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Наш друг – Букварь»

Цель: формирование у детей интереса и потребности в чтении. 

Задачи:

- познакомить детей с историей создания букварей;

- учить работать сообща;

- развивать умение поддерживать беседу;

- развивать память, внимание;

- воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

- развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедийная  установка  с  видеоматериалом  по  теме; различные буквари; листы бумаги; карандаши, старые журналы, клей, ножницы.

Ход:

№ п/п

Название этапа

Содержание

Организация и ответы детей

Вводная часть

- Ребята, послушайте стихотворение

Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать, 
Не надо бабушку трясти: 
«Прочти, пожалуйста! 
Прочти!» 
Не надо умолять сестрицу: 
«Ну, почитай ещё страницу». 
Не надо звать, 
Не надо ждать, 
А можно взять 
И почитать!

Ребята, вы умеете читать?

А ведь у нас в группе есть такой мальчик, который давно умеет читать. Это Илья. Сегодня он превратился в Мальчика-Всезнайку. Здравствуй Всезнайка.

Всезнайка: Ребята, я давно знаю буквы и умею читать.

Это очень здорово.

(Дети стоят полукругом)

-Не умеем.

Постановка цели

Всезнайка: А вы хотите научиться читать?

Тогда мы с вами отправляемся в путешествие в страну звуков и букв, в гости к букварю. Мы узнаем какие были буквари и зачем они нужны людям. А помогут мне наши незаменимые Фиксики 1 слайд

-Да

 Основная часть

Всезнайка: Посмотрите, ребята, сколько разных книг-букварей мы с Фиксиками нашли для вас. 

- Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня мы узнаем о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

(Дети подходят к столу с различными букварями)

Рассматривают

Беседа по презентации:

2 слайд В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на камнях, деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из глины, ткани, кожи, бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Ребята, почему книги из кожи, глины, бересты, дерева были не очень удобны?

3 слайд  Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, книги были очень дорогие, их было мало. Почему?

4 слайд    Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Даже есть памятник Ивану Федорову.

5 слайд    Первый печатный станок, на котором печатали книги. Как вы думаете, легко ли было печатать на таком станке?

6 слайд  Вот так красиво выписывали буквы в старинных книгах. А вы, ребята, сможете написать такие красивые буквы?

7 слайд Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д ...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д.

 8 слайд  Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. В те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

 9 слайд  Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например, «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». Как вы понимаете эти слова? 

10 слайд  В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

 11 слайд  Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник '"Родное слово".  Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги".

12 слайд  Буквари постоянно совершенствовались. Ваши бабушки и дедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых. Ребята, вы видели такие буквари?

13 слайд  Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь . Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет.  

14 слайд  В наше время очень много разных букварей. Но все они приносят большую пользу. Для чего нужны буквари?    

(Дети садятся на стулья перед доской)

Ответы детей

Ответы детей

Физ. пауза

Песенка из мультфильма «Фиксики»

Дети выполняют движения по тексту.

Самостоятельная деятельность детей

 Всезнайка: Мы с вами, ребята, вместе разбирались как и откуда взялись буквари, кто их придумал и делал.

- А мы сможем сами сделать букварь?

- Ребята, я предлагаю и нам с вами самим сделать свой собственный Букварь. Вы согласны?

- Да.

- Ребята, давайте вместе нарисуем или вырежем картинки со звуком А и создадим первую страницу нашего Букваря..А Фиксики будут нашими помощниками.

Потом, изучая вместе с Еленой Викторовной буквы, будем создавать такие страницы на каждую букву.

В конце учебного года скрепим страницы и получится настоящий Букварь.

Учились все по мне и встарь, 
Я книга умная – Букварь: 
Рисунки, буквы, точки, 
Коротенькие строчки. 
Тому, кто хочет много знать, 
Кто хочет книги прочитать 
Про горы и долины, 
Про водные глубины, 
Про реки, звезды и моря, 
Не обойтись без букваря!

Теперь вы знаете, как сделать самим Букварь. Вы сможете сами дома с родителями изготовить свои собственные Буквари, которые помогут вам научиться читать.

Дети рисуют картинки, вырезают из журналов, наклеивают на лист ватмана, изготовили букву А.

Подведение итогов

Рефлексия

- Ребята, скажите,  пожалуйста, что  нового  вы  узнали из  нашего  путешествия  в  страну Букварей?

Как  вы  думаете,   почему  люди  пробовали  разные  материалы  для  изготовления  книг?

Какой  материал  сейчас  используют  люди  для  изготовления  книг?

Вам понравилось быть печатниками и делать самим настоящий Букварь?

Спасибо  вам  за  внимание  и  работу  на  занятии!

Фиксики для вас приготовили сюрпризики-наклейки.

- Мы узнали, как появились книги, какие были раньше букваи.

- Разные материалы люди пробовали, чтобы найти самый удобный.

- Люди используют бумагу.

- Да, нам понравилось создавать Букварь..


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прощание с Букварем"

Представлен конспект праздника "Прощание с Букварём" , данное мероприятие проводилось в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В разработке подробные реплики действующих лиц, стихотворе...

праздник букваря

материал используется по оканчанию изучения алфавита на татарском языке...

До свиданья, Букварь!

Познавательно - развлекательное мероприятие для учащихся 1-го класса...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

The ABC lesson. Урок- "праздник Букваря" во 2 классе.

Урок-" праздник Букваря" провожу после изучения  всех букв алфавита. На урок приглашаю учителя начальной школы, родителей, чтобы дети могли продемонстрировать свои успехи в изучении английского я...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...