Коррекционное занятие
план-конспект

Тимофеева Юлия Владимировна

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с нарушениями зрения по формированию цветового зрительного восприятия  в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с нарушениями зрения по формированию цветового зрительного восприятия  в старшей группе  (третий год обучения).

Программа коррекционно-развивающей работы для дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения группы.

Подгрупповое тифлопедагогическое занятие.

Метод: сенсомоторный.

Методики: наглядно-действенная и наглядно-образная.

Тема:  Коррекция слабо выраженного нарушения цветоразличения. Обобщение представлений о цвете.  

Продолжительность: 25 минут.

Коррекционно-образовательная цель: Коррекция нарушений формирования системы сенсорных эталонов цвета.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Коррекционнно- развивающие задачи:

1.  Формировать способы осознанного выбора стимулов с опорой на представление о цвете в процессе развития памяти детей.

2.      Формировать способы ориентировки в макропространстве по заданному объекту (цвет) и по схеме.

3. Развивать  умение выстраивать сериационный ряд по светлоте из шести объектов определённого цвета, в соответствии с правилами ранжирования объектов по цветовым свойствам.

4.  Учить способам обозначения получения нового цвета с помощью условных обозначений.

5.  Совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном изображении.

Тип занятия: обобщающее.

Ход занятия

1 этап.

Вводная часть. Организация детей.

Входит педагог в костюме художника под грустную музыку.

Художник:

                Здравствуйте дети. Весна пришла, но всё вокруг ещё блеклое и унылое. Я очень  хочу расписать весь мир яркими красками и украсить небо разноцветной  радугой. Злая волшебница спрятала мои краски. Я должен их отыскать, вы поможете  их найти?

  Ответы детей.

       2 этап.

        Основная часть занятия.

  На экране появляется схема помещения в котором проводится занятие, на схеме  расположены цифры от 1 до7 (по количеству заданий для детей).

 Художник: Что это  такое? Чёрточки, линии, цифры,  ничего не понимаю.

 Дети: Это схема нашей группы.

  Художник: Кажется, я понял, это подсказка. Ведь в радуге семь цветов. Наверное, волшебница спрятала здесь краски, надо  их отыскать. Но как?  Вот  цифра один. Где это место в вашей группе?

  Дети вместе с художником, ориентируясь по схеме, отыскивают место, куда указывает цифра один, и находят первое задание.

  Художник предлагает рассмотреть зашумлённый рисунок с контурным изображением предметов: «Дети, посмотрите внимательно, что изображено на этом рисунке?»

 Дети перечисляют: Баклажан, морковь, свекла, огурец, колокольчик.

 Художник: Какое изображение является лишним и почему?

 Дети: Лишний - колокольчик, потому что  это – цветок, а баклажан, морковь, свекла, огурец – овощи.

Художник раздаёт детям неокрашенные силуэты овощей (баклажан, огурец, морковь), и предлагает детям вспомнить, какого цвета эти овощи.  

Дети: Баклажан – фиолетовый, огурец – зелёный, морковь – оранжевая.

Художник  достаёт из конверта с заданием круги трёх цветов: жёлтого, синего и красного, выкладывает их на фланелеграфе. Предлагает детям вспомнить, почему эти цвета называются основными  (ответы детей).

 Художник: Вспомните, с помощью каких основных  цветов можно получить оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета и выложите круги этих цветов под силуэтом каждого овоща.

 Дети выполняют задание (под баклажаном выкладываю круги двух цветов: синего и красного и т. д)

 Художник: С этим заданием мы справились, что же дальше?

Дети, ориентируясь по схеме, находят конверт под цифрой № 2 (силуэтные изображения предметов  шести оттенков различных цветов).

 Художник раздаёт их детям: «Нужно разложить эти предметы в ряд от самого светлого до самого тёмного».

 Дети самостоятельно выкладывают сериационный ряд по цвету, проговаривают оттенки предметов (этот самый тёмный, этот светлее, этот ещё светлее и т. д.)

 Художник: Какие вы молодцы, отыщем следующую цифру. Где она спряталась?

По схеме дети находят конверт  № 3.

Художник читает детям загадки и просит назвать не слово-отгадку, а её цвет.

Загадки:

1.Юркий маленький зверёк по деревьям скок да скок.

(Рыжая белка)

2. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

(Серый волк)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(Оранжевая морковь)

4.  Любят дети с давних пор круглый, вкусный

(Красный помидор)

5. Большеглазая особа из болота смотрит в оба.

  Ква-ква-ква да ква-ква-ква? Вот и все её слова.

(Зелёная лягушка)

Дети отгадывают загадки, вместе с художником по схеме находят конверт №4.

В конверте изображения домиков с солнышком и снежинкой.

Художник: Мы с вами пришли к  двум домам. В  доме,  где солнышко, как вы думаете, какие живут цвета?

Дети: теплые, солнечные цвета.

Художник: В другом доме, со снежинкой - холодные цвета. Вы должны разделиться на две команды, первая команда собирает игрушки теплых тонов, и раскладывает их в доме солнышка, а вторая команда собирает игрушки холодных тонов и приносит их в дом снежники.

Дети выполняют задание под музыку: в помещение собирают игрушки теплых и холодных тонов, раскладывают в соответствующие дома.

Художник и дети, ориентируясь по схеме, находят цифру № 5 (разноцветный зонтик)

Художник: Мой волшебный зонтик поможет отдохнуть вашим глазкам.

Глазодвигательная гимнастика «Зонтик».

Зонтик у меня цветной                          Прослеживание глазами за движением

Жёлтый, красный, голубой                   зонтиком по волнистой линии (4 раза)

Ветер сильно засвистел                         прослеживание глазами вверх-вниз

Зонтик в небо полетел

Выше, выше, высоко

Дальше, дальше, далеко                        проследить вправо-влево

Кружит, кружит зонт цветной              прослеживание глазами по кругу

Жёлтый, красный, голубой                   в одну и другую сторону (2 раза)

Художник и дети отправляются на поиски цифры №6

Художник: Волшебница хочет узнать, сможете ли вы запомнить все слова, которые здесь написаны. Помогут нам в этом разноцветные круги. Попробуйте каждому из названных мною слов подобрать цветной круг так, чтобы он вам помог вспомнить это слово.

Художник перечисляет: огурец, помидор, морковь, картофель, баклажан.

Дети выкладывают цветные круги в соответствии с названными словами (зеленый, красный, оранжевый, коричневый, фиолетовый).

Художник: Кто может вспомнить все слова?

Дети: перечисляют слова в том же порядке, опираясь на выложенный ряд из цветных кругов.  

Художник: Молодцы! Мы справились почти со всеми заданиями. Найдем по схеме цифру № 7.

Дети и художник находят конверт с разноцветными полосками-дугами (цвета радуги).

Художник: Посмотрите дети, а вот цвета для нашей радуги, кто сможет расположить их в правильном порядке?

Дети выкладывают на фланелеграфе радугу из разноцветных полосок, перечисляя последовательность расположения цветов в спектре.

        3 этап.

         Окончание занятия. Оценка работы детей.

Художник: Молодцы! Теперь в нашем небе засияет разноцветная радуга, вы мне очень помогли.  На этом наше путешествие закончилось. У меня есть для вас сюрприз.

Художник раздает сюрпризы, дети прощаются и уходят.

       Оборудование.

Рисунок с наложенными объектами, неокрашенные силуэты овощей, наборы разноцветных кругов, карточки с изображением солнца и снежинки, предметы теплых и холодных цветовых оттенков, разноцветные полоски цветов спектра, контурное изображение радуги, фланелеграфы, зонтик, схема помещения на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.

Индивидуальное коррекционное  занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответ...