Методики диагностической деятельности логопеда
материал

Список методик деятельности учителя-логопеда с описанием методики и выходными данными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnosticheskoy_deyatelnosti_logopeda.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностической деятельности логопеда

Существует большое количество диагностических методик, которые могут быть использованы логопедом в работе.

Ранний возраст

Автор методики, название, краткое описание

1

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие + стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет.

Пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста, и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.

Возраст: 2-4 года.

2

Под редакцией Серебряковой Н.В. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Стимульный материал предназначен для определения уровня развития психических функций: зрительного восприятия, памяти, мышления детей от 1 года до 4 лет.


Возраст: 1-4 года.

3

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Игровые и занимательные тесты, составленные опытным специалистом-логопедом, помогут определить уровень речевой подготовки малыша и своевременно внести необходимые коррективы. Рекомендуется для занятий с детьми от 2 до 7 лет. Для родителей, воспитателей детских садов, педагогов частных школ, логопедов.

Возраст: 2-7 лет.

4

Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Методика диагностики понимания фразовой речи у детей раннего возраста (1,5 - 3 лет).

Методика позволяет выявить негрубые нарушения процесса понимания

речи, оценить умственное развитие ребенка.

Возраст: 1,5-3 года.

5

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка (0-3 года).

Методика позволяет определить уровень развития психических функций ребенка, индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в обучении. Тестовые задания в игровой форме позволяют подвести итоги занятий – выявить, соответствуют ли они норме.

Возраст: 0-3 года.

6

Нищева Н.В. Коррекционная программа. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической
группе детского сада.

Пособие предназначено для развития речи и познавательной деятельности детей 3 — 4 лет и будет также полезно в работе с детьми: имеющими отставание в развитии речи, отстающими в моторном или интеллектуальном развитии, имеющими проблемы в поведении вследствие повышенной или, наоборот, сниженной двигательной активности. Материал представлен в занимательной, доступной и интересной для маленьких детей форме.

Возраст: 3-4 года.

7

Батяева С. В., Савостьянова Е. В., Володина В.С. Большой альбом по развитию речи.

Данное пособие предназначено для развития слуховой памяти, фонематического восприятия, связной речи, формирования лексико-грамматических представлений. Выполняя игровые задания, ребенок научится логически и грамматически правильно строить свои высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, расширит словарный запас и улучшит артикуляцию.

Возраст: 1-7 лет.

Дошкольный возраст

1

Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь.

Тестовые задания с картинками, оформленные в виде рабочей тетради позволяют выявить значимые психологические, интеллектуальные и речевые особенности дошкольника; обеспечить целостность и системность изучения; повысить эффективность дифференциальной диагностики; наметить основные пути коррекционно-развивающей работы; фиксировать результаты тестирования; сократить время обследования; получить разнообразный наглядный материал (в приложении имеется речевая карта).

Возраст: 3-6 лет.

2

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей.

В методике представлены критерии логопедической и психологической диагностики, схемы обследования детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями развития устной и письменной речи.

 Возраст: 4-7 лет.

3

Иншакова О.В. Альбом для логопеда.

В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения,
слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия, словаря и грамматического строя речи у ребенка. Для обследования произношения иллюстрации подобраны таким образом, которые звуки чаще всего бывают нарушены у детей.

Возраст: 4-7 лет.

4

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет.

Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет).

В книге даны диагностические задания для всестороннего обследования (психологических, интеллектуальных и речевых особенностей) дошкольника.

Возраст: 4-7 лет.

5

Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.
Тестовые задания с рисунками по всем сторонам речи.

Возраст: 4-7 лет.

6

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

«Учебно-методическое пособие» и «Альбом для обследования и произнесения слов различной структурной сложности». Может использоваться при обследовании и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Возраст: 4-7 лет.

7

Ткаченко Т.А. Методика «Учим говорить правильно». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования до нормального уровня развития связной речи.

Возраст: 6-7 лет.

8

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей. 3 ступени: младший дошкольный возраст (ориентировочно 3-4,5 лет), средний дошкольный возраст (4,5-5,5 лет), старший дошкольный возраст (5,5-7 лет).

Возраст: 3-7 лет.

9

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

В пособии представлен систематизированный материал для дифференцированного обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Возраст: 5-7 лет.

10

Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».

Программа представляет собой подробное описание проверенной многолетней практикой, высокоэффективной системы развития связной речи у дошкольников, ее методического и наглядного обеспечения.

Возраст: 4-7 лет.

11

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим
недоразвитием речи (с 4-7 лет).

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

Возраст: 4-7 лет.

12

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Возраст: 6 лет.

13

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.

Данный альбом предназначен для определения готовности к усвоению чтения и письма. С помощью наглядного материала, представленного в альбоме выявляется сформированность психических функций, обеспечивающих усвоение чтения и письма. Материал позволяет так же оценить знание печатных и рукописных букв, правильность письма и чтения, понимание читаемого.

Возраст: 6-7 лет.

14

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

Альбом предназначен для логопедического обследования состояния фонематической системы языка у детей с нарушением как устной так и письменной речи.

Возраст: 6-7 лет.

15

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

Логопедический альбом предназначен для комплексного обследования устной речи детей дошкольного возраста. Альбом содержит материалы для обследования состояния лексики, грамматического строя и
связной монологической речи ребенка. Пособие содержит богатый иллюстративный материал и может быть использовано при диагностике детей с любыми расстройствами речи.

Возраст: 4-7 лет.

16

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие.

Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования. Он состоит из цветных предметных и сюжетных картинок для диагностической работы логопеда. Представленный материал необходим при обследовании детей с нарушениями звукопроизношения. Рисунки подобраны таким образом, чтобы можно было определить состояние произношения звука в разных позициях в слове, а также в словах простой и сложной звукослоговой структуры.

Возраст: 4-7 лет.

17

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.

В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и
заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий.

Возраст: 4-7 лет.

18

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Возраст: 4-7 лет.

19

Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

В пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями.

При использовании методик обследования особое внимание уделялось простоте и надежности их применения. Для надежности фиксации результатов обследования разработаны таблицы, что может существенно упростить отчетность логопеда, а также проследить динамику коррекционной работы.

Возраст: 4-7 лет.

20

Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями.

Возраст: 4-7 лет.

21

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет. К тестовым заданиям прилагаются иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

Возраст: 3-7 лет.

22

Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений.

Цель пособия — дать логопедам, работающим в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи, зрения, слуха, и психолого-медико-педагогическим комиссиям конкретные приемы обследования нарушенной речи, необходимые сведения об анализе структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценке. 

Возраст: 4-7 лет.

Школьный возраст

1

Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей.

Данное методическое пособие предназначено для логопедической диагностики нарушений чтения у учащихся 2-6 классов, для выявления у детей дошкольного возраста предрасположенности к дислексии до
начала обучения в школе. В пособии представлены возрастные особенности и нормы основных показателей чтения московской популяции школьников. Методика апробирована и актуальна в логопедии.

2

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

Методика, позволяющая качественно оценить речевое развитие учащихся младших и старших классов и сочетающая традиционные логопедические приемы с нейропсихологическими методами обследования
речи.

3

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.

В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса.

4

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Раскрывается проблема нарушения письменной речи в теоретическом и практическом аспектах.

5

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при аграмматической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком.

6

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для
логопедов.

Комплект пособий, предназначен для коррекции у детей дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных занятий и индивидуальный рабочий альбом.

7

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком.

8

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Комплект пособий, предназначен для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных  занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в контрольно-диагностической деятельности по русскому языку

       Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования -  это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют  совершенствованию практи...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Диагностическая работа логопеда в психиатрическом стационаре

Диагностическая работа        Диагностическая работа является  важнейшей частью работы логопеда     психиатрического стационара.  ...