Рабочая программа кружка "Вышивка"
рабочая программа (6 класс)

Филимонова Наталия Геннадьевна

Рабочая программа кружка «вышивка»  для 6 класса  разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ);

-ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;  

 - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015г. №4/15).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_vyshivka.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  №2 г. Нолинска»

Рассмотрено

на заседании МО учителей

 профильного труда

протокол №____ от _____________ 20___г.

Руководитель ______________ Е.М.Дудник

Согласовано:

зам по УВР

_____________Л.А. Шевченко

Утверждаю:

директор КОГОБУ ШИ ОВЗ №2 г.Нолинска

Приказ № _____ от _____________ 20__г.

__________________ Н.Н.Ершова

Рабочая программа

кружка «Вышивка»

для учащихся 12-13лет.

Срок реализации: 1год

                                                                                                                   Составитель программы: Филимонова Н.Г., учитель профильного труда

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «вышивка»  для 6 класса  разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ);

-ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;  

 - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015г. №4/15).

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

 

Основными целями кружка «вышивка» являются:

- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. 

- ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышивка:

- развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства:

- обеспечить учащимся возможность закреплять и совершенствовать знания и практические умения, получаемые на уроках;

 -способствовать развитию индивидуальных трудовых способностей каждого ребёнка и адаптировать их к индивидуальной трудовой деятельности;

 - расширять кругозор в направлении декоративно-прикладного искусства при выполнении вышивки;

- развивать творческие способности школьников при обучении изготовлению орнаментов, вышивки;.

– нарабатывать умения работы с журналами, схемами, рисунками;

– способствовать коррекции имеющихся у детей умственных и двигательных дефектов развития в процессе трудовой деятельности;

– содействовать формированию технических и технологических знаний, прививать навыки профессиональных приёмов труда;

 – воспитывать аккуратность, любознательность, ответственность за выполняемую работу, доброжелательное взаимоотношение учащихся.

Основные задачи:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • формирование умений, навыков социального общения людей;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  • выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;
  • привить интерес к вышивке, побудить желание совершенствоваться в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
  • развивать образное восприятие окружающего пространства;
  • формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения.

Общая характеристика.

Программа кружка «вышивка»  ориентирована на создание условий для:

-развития разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- умения использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

- формирования понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

- обучения практических навыков художественно-творческой деятельности;

- умения обобщать свои жизненные  представления с учетом возможных художественных  средств;

- создания творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной    

    работы.

-расширения опыта поведения, деятельности и общения;

- творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей

    среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

-позитивного отношения к окружающей действительности;

- социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Программа основана на следующих принципах:

1.Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

2.Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

3.Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

4.Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

5.Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

6.Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Описание места кружка в учебной деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 6 класса.

Согласно базисного учебного плана внеурочной деятельности и учебного графика работы школы, программа  кружка «Вышивка»  рассчитана на 34 часа,  1 занятие  в неделю.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,  некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы: коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
  •  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической деятельности;
  •  расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
  •  способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

                      Знания, умения, навыки:

  • технологическую последовательность выполнения шва «крестик»
  • закрепление нитки в начале работы способом « петля» и в конце работы
  • правила ухода за вышитыми изделиями
  • правила взаимодействия в коллективе
  • организовывать рабочее место
  • выполнять правила безопасной работы при вышивании
  • выполнять практическую работу по вышиванию в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами
  • экономно расходовать материал;

Содержание программы кружка «Вышивка»

Программа предмета состоит из раздела: «Вышивка». Данный курс «Вышивка» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Вышиванию» неразрывно связан с решением специфической задачи  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение предмету «Вышивка» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях и развитию творческих способностей.

Тематическое планирование кружка «вышивка» для учащихся 6класса.

№п/п

Тема занятия, количество часов

Виды деятельности

Дата проведения

1

Введение (1часа)

Выставка готовых работ. Задачи и план работы. История вышивки крестом. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с вышивальными инструментами. Оборудование и материалы.

2.

Определение вида вышивки.(1ч.)

Определение вида вышивки (крестиком,  «полуккрест» , болгарским крестиком, гладьевыми стежками, гобеленовый стежок). Основные приемы закрепления нити в начале вышивки (без узла, временный узел, начальная петля). Ход рабочей нити при выполнении швов. Оконтуривание обратным швом вышивки крестом. Смена нитки и закрепление ее по окончании работы.

3.

Выбор орнамента рисунка для вышивки. (1ч.)

Выбор схемы рисунка. Вспомнить, как пользоваться схемой. Расчет размера рисунка. Подготовка канвы. Подготовка мулине по цветам. Правила работы с пяльцами и рамками. Запяливание ткани. Основные виды швов. Краткие сведения о нитках и тканях. Характеристика ниток «мулине»  для вышивки, классификация их по числу сложений, окраске, толщине. Карта цветов. Основные виды швов (шов «полукрест», шов «крест», шов «назад иголку»). Вышивание простым крестом (дорожка).

Вышивание по выбранным схемам крестом. (28 часов)

4-7

Вышивка изделия.

Вышивают выбранный орнамент, соблюдя правила безопасной работы иглой. Применяют простой крестик, «полукрест».

8-12

Вышивка изделия.

Вышивают изделия по схеме, уделяя внимание на технологию выполнения вышивальных крестиков.

13-17

Вышивка изделия.

Вышивание выбранного орнамента. Подбирают  нитки  «мулине» по цветовой гамме  Рациональное использование ниток «мулине».

18-24

Вышивка изделия.

Вышивают  изделие по схеме. Четко считают вышивальные ряды. Вспоминают правила безопасной работы иглой, ножницами.

25-31

Вышивка изделия.

Вышивают  изделие. Окончательная отделка изделия. Закрепление последних рядов.

Завершение работы и уход за вышивкой (3 часа)

32

Стирка вышивки

Влажно-тепловая обработка вышитого изделия. Стирка, утюжка вышивки. Уход за вышивкой

33

Оформление в рамку

Оформление в багет. Растягивание и натягивание на основу.

Создаем рамку из ткани, из плитки, из картона и реек.

34

Подготовка к выставке.

Выставка работ

Материально – техническое обеспечение

кружка «вышивка» включает:

  1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994г.
  2. Еременко Т. Иголка – волшебница. Москва. Просвещение, 1987г.
  3. Максимова М. Вышивка. Первые шаги. Москва. ЗАО издательство Эскимо. 1997г.
  4. Журнал «Вышиваю крестиком».

технические средства обучения:

  • CD/DVD – проигрыватели;
  • компьютер с программным обеспечением;
  • магнитная доска;
  • экран;

интернет-ресурсы:

  • сайт «открытый урок 1 сентября» /files/otkrytyi-urok-1-sientiabria.html
  • http://stranamasterov.ru/
  • /kak-nauchitsya-vyshivat-krestom-vse-o-vyshivke-krestikom-shemy-uroki-sovety


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...