Презентация "Формирование жизненной компетенции детей с ОВЗ на уроках СБО и во внеурочной деятельности "
презентация к уроку (10 класс)

Скворцова Галина Константиновна
•Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с ОВЗ, т. к.  важно не только овладение академическими ЗУН, но и развитие жизненного опыта, возможности стать адаптированными  в реальной  жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvortsova_g.k.pptx2.93 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат» Должность: учитель начальных классов Стаж: 35 лет Квалификационная категория: высшая Визитная карточка Скворцова Галина Константиновна Кредо: Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь. Л.С. Выготский

Слайд 2

Формирование жизненной компетенции детей с ОВЗ на уроках СБО и во внеурочной деятельности

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Выступление на педсовете и методическом объединении, мастер-класс для начинающих педагогов, открытые занятия для педагогов, обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах Решающая роль обучения в социально-бытовой сфере признаётся учёными и педагогами-практиками как в области дефектологии И.М. Бгажнокова,М.Э . Валце,Н.П , Павлова, А.Р. Малер, так и в области общей педагогики Р.С. Буре, М.В. Крулехт , В.И. Логинова и др. Ряд ученых В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И.Разуван , Т.Н.Стариченко убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально- бытовой адаптации .

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уж сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни.

Слайд 6

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Использование эффективных методов на уроках СБО будет способствовать повышению следующих показателей:

Слайд 7

Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 8

Ведущая педагогическая идея

Слайд 9

Комплекс мероприятий предполагает обеспечение активной деятельности учащимся с ОВЗ в процессе восприятия и усвоения материала на уроках СБО и внеурочной работе с использованием эффективных методов . . Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Комплекс мероприятий по формированию жизненной компетенции детей с ОВЗ на уроках СБО и внеурочной деятельности с использованием эффективных методов и приёмов

Слайд 11

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 12

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Анализ уровня « жизненной компетенции»

Слайд 14

Открытые уроки, внеклассные мероприятия. Методический уровень Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний Публикации в Интернете Выступления на Педсоветах, ШМО Выступление на родительских собраниях Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Участие в семинарах, социальных проектах Практический уровень

Слайд 15

Литература 1.Приказ Министерства образования науки РФ об утверждении образовательных стандартов для детей с ОВЗ от 19.12.2014г. 2. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата и умственной отсталостью. 3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой. Сборник №1. Москва, ВЛАДОС, 2011г.) 4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. (Москва, « Владос » , 2012г.) 5.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. (Москва « Просвещение » 1997г.) 6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией Воронковой В.В. (Москва « Школа – Пресс » 1994г.) 7. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс, 2 класс, 3класс. Москва « АРКТИ » 2007г. 8. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Москва « Просвещение » 1997г. 9. Львова С.А. Социально – бытовая ориентировка. Развёрнутое тематическое планирование 5 – 9 классы. Волгоград « Учитель » 2011г. 10. Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.; 11.Федеральный базисный учебный план « Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии » № 29/2065-п от 10. 04. 2002г.; 12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования № 1015 от 30. 08. 2013г.; 13. http:// nsportal.ru/ 14. easyen.ru / load/ klassnye chasy / raznye / 15.prezentacii.com / istorii // obzh /

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Демонстрация и активные действия демонстрируемым объектом : Натуральные объекты М одели И зображения Реальные объекты

Слайд 18

Использование проблемных ситуаций : Решение проблемных задач Нахождение правильного выхода из ситуации

Слайд 19

Моделирование реальных ситуаций С южетно- ролевые игры

Слайд 20

Обучение практической деятельности Отработка навыка на деле П рактические упражнения Э кскурсии

Слайд 21

Внеурочная деятельность Конкурсы Школьный уровень Спортивные мероприятия К онцерты

Слайд 22

Районный уровень Социальные проекты Красный, жёлтый, зелёный Старость –это мудрость! Областной уровень Внеурочная деятельность



Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка к методической мастерской учителя начальных классов Скворцовой Г.К.

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки в школе  для обучающихся с ОВЗ.

Через активную организацию

жизни в школе ученик придет к

умению войти в жизнь.

Л.С. Выготский

       

      Социально - бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом. В первую очередь нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. 

                                              Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети: не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности;
  • низкий уровень знаний об окружающей среде;
  • специфические потребности в общении;
  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;
  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;
  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
  • неструктурированное восприятие социального мира;
  • завышенная самооценка.

Вся учебно – воспитательная деятельность в  школе  в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции  воспитанников, т.е готовности выпускников  к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

     Одним из предметов на котором решаются социальные задачи, вопросы жизненной компетенции  является социально- бытовая ориентировка.

Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование  знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести  в семье, но к сожалению     семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не  могут дать  ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, поэтому роль школы в организации системы социально- бытовой адаптации и ориентации детей с ограниченными  возможностями развития крайне велика.

    Изучение СБО начинается с 5 класса. На уроках осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход Программа СБО составлена   по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

       В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать , взаимодействовать с окружающей средой.         Поэтому нужны новые направления формирования жизненной   компетентности учащихся в  условиях  школы- интерната.  

- Повышать социально- психологическую компетентность \способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

  • учить применять полученные знания на практике;
  • осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;

приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.

-Расширять бытовой и социальный  опыт  детей \ приближать учебный процесс к реальным жизненным условиям \

  • моделировать жизненные и производственные ситуации;
  • включать учащихся в процесс активной практической деятельности;

создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрослыми.

Основные направления формирования жизненной   компетентности учащихся в

условиях  школы- интерната.

Формировать у школьников    адекватное восприятие своей   социальной роли и окружающих\  найти себе достойное применение в   жизни и бесконфликтно существов \

  • поднимать самооценку учащихся;
  • развивать уверенность в своих силах;
  • умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Демонстрация и  активные действия с демонстрируемым объектом:

  • натуральные объекты\ посуда, обувь \
  • реальные объекты \ учреждения, орг-и \
  • муляжи, игрушки, модели;
  • изображения \ предметные, сюжетные \

             практический показ действий

Моделирование реальных ситуаций: сюжетно- ролевые игры.

  -Использование  проблемных  ситуаций:

  • решение проблемных задач;
  • нахождение правильного выхода из ситуации

Пути формирования жизненных компетенций:

-Обучение   практической  деятельности:

  • показ практических действий;
  • отработка навыка на деле;
  • практические упражнения

        Формирование жизненных компетенций в условиях школы - интерната

  • знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

  ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

  • экономико- бытовые умения;
  • умение организовывать свой досуг;
  • умение общения;
  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,
  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

       Ряд ученых ( В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И.Разуван, Т.Н.Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально- бытовой адаптации .

   Одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация , у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые  должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната .

Пути формирования жизненных компетенций  реализую через следующие методы:

 На уроках СБО – сюжетно – ролевые игры, экскурсии, практические упражнения, беседы.

 Сюжетно – ролевые игры

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

   В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми- олигофренами.

    Сюжетно- ролевую игру  применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала .

Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, продажа билетов в кассе ж/д вокзала,  темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обучающиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников.   

Например, при  изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.   Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся   общаться с работниками магазина,  находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу 

В старших классах больше внимания уделяется   деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая раздел «Домашняя экономика»  разыгрывается деловая игра «Семейный бюджет»  собирается  семейный совет, распределяются роли членов семьи, подсчитываются доходы, обозначаются обязательные и текущие расходы. Каждый «член семьи»  старается убедительно  высказать и отстоять  свою позицию. При изучении раздела «Трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом для учащихся. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенности   у учителя, что его выпускники используют полученные знания   в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

    Разработала систему игр  и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.

 Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся

  • находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
  •  получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;

Экскурсии

      Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся в  магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на автостанцию, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

    Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми. Отправляясь на каждую экскурсию,  учащийся ,помимо основных задач для всего класса , получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например : узнать цены на какой – либо товар.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся:

  • овладевают навыками делового общения,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении  труда в жизни;
  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

Практические работы и упражнения.

Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

     Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.

Опыт показал, что старшеклассники наших коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками.  За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия \ технологическую карту \

Результатом использования практических упражнений является то, что обучающиеся:

  • стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую            

     работу до конца;

  • с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
  • появилась заинтересованность  учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;

 Беседа

Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным дидактическим  материалом, компьютерными презентациями, таблицами, памятками.

     Обязательно использую коррекционно- развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык у наших учащихся.

 Результатом использования данных задании является о. что оюучающиеся:

  • лучше усваивают материал;
  •  повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
  • расширился круг представлений об основных нуждах человека.

Достижения  желаемых результатов в процессе  обучения социально-бытовой ориентировки помогает воспитательная работа. Все практические навыки по личной гигиене , культуре поведения, здоровье сбережению,  приготовление пищи в старших классах   отрабатываются во внеурочное время.

    Формирование жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения у учащихся.

     В учебной программе в специальных  (коррекционных) школах предмет      СБО появился с 1986 года, но до сих пор нет утверждённых учебников,  рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. Рабочие тетради разрабатываем сами или пользуемся теми , которые кто –то разработал. Если идти в ногу со временем надо иметь в школе два кабинета СБО  оснащённых в соответствии с требованиями к кабинету СБО. Один учебный час в 5 классе, два часа в 6-9 классах этого времени недостаточно, чтобы сформировать у каждого ребёнка прочные ЗУН,  а от этого зависит  формирование жизненных компетенций у наших детей  их будущее,  поэтому пора обратить должное внимание на этот предмет, сделать его приоритетным в наших школах.  Полагаю, что подтверждением изложенного материала послужат  слова

Л.С.Выготского «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Курс внеурочной деятельности "Основы жизненного самоопределения", программа "Я среди людей" для 5 класса.

Программа для 5 класса «Я среди людей» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти...

Роль внеурочной деятельности в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ

Главная цель обучения и воспитания детей с ОВЗ - создание условий для их максимальной социализации. ØСтановление личности каждого в целомØОптимальное развитие потенциальных возможностей познавате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»

Курс «Жизненные навыки»  изучается на уровне основного общего образования в качестве обяза­тельного предмета внеурочной деятельности.Программа «Жизненные навыки» выбра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»

Курс «Жизненные навыки» изучается на уровне основного общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета. Программа «Жизненные навыки»...