Совместная деятельность логопеда и воспитателя в работе над проектом «Масленица в Берендеевом царстве»
статья

Коваленко Светлана Владимировна

Часто дети, воспитывающиеся в  детских домах, имеют нарушения речи, так как в дошкольном возрасте, в семье, с ними не проводилась ни профилактика, ни коррекционно-развивающая речевая работа. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой социальной коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно поэтому авторами проекта «Масленица в Берендеевом царстве» стали воспитатель и логопед. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_i_vospitatel_v_maslenitse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность логопеда и воспитателя

 в работе над проектом

 «Масленица в Берендеевом царстве».

Часто дети, воспитывающиеся в  детских домах, имеют нарушения речи, так как в дошкольном возрасте, в семье, с ними не проводилась ни профилактика, ни коррекционно-развивающая речевая работа. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой социальной коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно поэтому авторами проекта «Масленица в Берендеевом царстве» стали воспитатель и логопед.  Очень хочется , чтобы наши дети обладали красивой, правильной выразительной речью, умели ориентироваться в окружающем мире. Исходя из этого, было решено связать театрализацию  с логопедической работой.

Целью проекта «Масленица в Берендеевом царстве»  было формирование у воспитанников Центра основ национальной народной культуры через эмоциональное восприятие различных видов народного творчества и самостоятельную деятельность.

На протяжении многих веков русские народные традиции играли огромную роль в воспитании подрастающего поколения, и до сегодняшнего дня они выступают эффективным средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – все это эффективные средства воспитания гуманности и любви к Родине. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферой личности, которые складываются в школьном возрасте.

Если воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, достижениях национальной российской культуры и образцах народного творчества, если этому направления придать особое значение, ребята начинают осознавать себя частицей своей нации, своей Родины, у них воспитывается чувство любви к родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою Отчизну. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Поэтому проект «Масленица в Берендеевом царстве» дожжен быть решить такие воспитательные и общепедагогические задачи как:

  • воспитание эмоционально-ценностное отношения к народным традициям, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за предков, уважения к истории и духовным традициям России.
  • развитие восприятия различных видов народного искусства (народных песен, хороводов, заигрышей, сказок, художественного творчества).
  • формирование интереса к культурному наследию предков и навыков в самостоятельной разнообразной творческой деятельности.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова. Поэтому наряду с воспитательными задачами в проекте возможно было реализовать и логопедическую задачу - развивать такое психическое свойство личности воспитанников как речь. Таким образом, проект «Масленица в Берендеевом царстве»  сочетает в себе средства и способы развития как нравственных качеств и  творческих способностей детей, так  и их  речевых способностей.

В подготовке театрализованной постановки как части праздника Масленицы мы использовали различные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, стремились создать специальную среду, которая побеждала бы ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность, углубляли и формировали базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания.  

От этой последовательной работы мы ожидали определенных результатов,  как воспитательных:

  • способствования культурному, национальному и гражданскому самоопределению воспитанников в соответствии с духовными  традициями народа;
  • формирования эмоционального отношения детей к народному творчеству, эстетического вкуса, собственной художественной самобытности;
  • приобретения воспитанниками социальных навыков участия в традиционных семейных народных праздниках;
  • повышения самооценки детьми своей творческой деятельности;
  • продуктивного сотрудничества воспитанников различного возраста между собой и с педагогами, проявление собственной инициативности,

так и логопедических:

  • целостного воздействия на речевую систему;
  • речевого раскрепощения каждого из детей, несмотря на имеющиеся у них речевых возможностей.

Это наш первый совместный проект подобного рода. В нем мы сделали акцент на освоение театральной культуры, стимулировали открытие ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, ответственности перед зрителями, повышение общего культурного  и речевого уровня. Для активизации речевого развития логопед использовала различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, правильного звукопроизношения, координации движений, игровых навыков и творческой самостоятельности. Совместная слаженная работа воспитателя и логопеда побуждала детей к творческой деятельности, позволила каждому желающему ребенку выступить наравне с другими хотя бы с маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, продемонстрировать правильную речь.  

Таким образом, мы можем говорить об интегративности, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, то есть помогает общему  воспитательному процессу.

Список литературы:

  1. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности  - М., 1997.
  2. Маханева М.Л. Театрализованная деятельность. – СПб: Сфера, 2001.
  3. Организация проектной деятельности в школе: Система работы/ Авторы-составители С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Кобченко, Т. В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
  4. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей// Воспитатель,  2010,  № 1
  5. http://www.logoped.ru/slepev02.htm Слепушкина Е.В. Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность.
  6. Технология социального проектирования в деятельности педагогов интернатных учреждений: Сборник научно-методических материалов. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития

Мною и воспитателем Сёминой И.А. проводилась совместная работа по постановке сценки со старшими дошкольниками с использованием логопедических мет...

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы

Правильная  речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушен...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»     ...