Развитие диалогической речи у младших дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре
консультация

Александрова Светлана Сергеевна

Консультация для родителей и педагогов, обобщает опыт воспитателя группы компенсирующей направленности (нарушение слуха) по развитию речи слабослышащих детей в сюжетно-ролевой игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi_v_igre.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Александрова Светлана Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБОУ СШ №5 г. Архангельска

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Формирование разговорной (диалогической) речи у детей дошкольного возраста предполагает развитие умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Дети с нарушением слуха имеют  различные трудности в овладении диалогической формой речи в зависимости от уровня развития понимания обращенной речи, экспрессивной речи, величины словарного запаса. В диалоге глухие дошкольники испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. Также отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений.

В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра, как основная детская деятельность, предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и т.д.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организованно речевое общение, повышается роль слова в регуляции действий, обогащается словарь детей, запас знаний об окружающем мире. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки.

К основным задачам по обучению младших дошкольников с нарушением слуха диалогической речи относятся:

- обучение пониманию определенных инициативных обращений (сообщения, вопрос, побуждения);

- обогащение словарного запаса детей (предметы обихода, глаголы);

- вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы – ответы;

- развитие умения использовать соответствующие интонации, естественные жесты и мимику.

Прежде чем вступить в ролевой диалог, ребенок должен знать слова, понимать фразы, уметь четко произносить их для того, чтобы быть понятым собеседником. Поэтому необходима большая предварительная работа. Эта работа имеет различные направления.

1. Расширение представлений детей о профессиях, атрибутах, видах деятельности. Для этого проводятся экскурсии, целевые прогулки, беседы по картинкам, просмотр видеосюжетов.

2. Обогащение словарного запаса. Для этого используются атрибуты, предметные картинки, таблички, диалоговые карты. Отрабатывается произношение новых слов и фраз.

3. Работа по развитию слухового восприятия слов и фраз. Наряду с расширением словарного запаса с использованием письменной речи, ребёнок учится воспринимать эти же слова и фразы исключительно на слух. Это будет способствовать лучшему восприятию речи собеседника в процессе игры.

В нашей группе находятся дети с различным состоянием слуха и речи: глухие и слабослышащие, дети с развернутой фразовой речью и дети, умеющие произносить лишь несколько простых слов. Поэтому в работе с детьми реализуется индивидуальный подход: проводится индивидуальная работа и работа в парах.

В младшем дошкольном возрасте используются игры с простым сюжетом, такие как «У врача», «В магазине», «Автобус», «Мастерская», «Парикмахерская». В таких играх легче реализуется задача формирования речевого общения, отрабатываются ролевые диалоги. На первых порах главную роль выполняет воспитатель. Он задает вопросы, направляет диалог, помогает в использовании атрибутов. Затем ведущую роль можно отдать ребенку с более развитой фразовой речью. Воспитатель при этом не выполняет явно контролирующую функцию, а «маскируется» под участника игры (один из пассажиров, пациентов, клиентов), но продолжает помогать детям, направлять их.

В более старшем возрасте у детей с нарушением слуха обогащаются представления об окружающем мире, словарный запас, повышается уровень развития связной речи и становится возможным использование игр с несколькими сюжетными линиями. Диалоги усложняются, дети имеют возможность использовать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопрос, побуждения).

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольников, способствует активизации их диалогического взаимодействия.

Речевая готовность, понимание ребенком обращенной речи, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребенка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей, умение вести диалог является важным условием умственного и личностного развития ребенка, успешной интеграции в общество слышащих людей и социализации детей с нарушением слуха в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

В данной презентации приводятся данные исследования учащихся подготовительного класса школы VIII вида. Обследование проводилось по методике В.П. Глухова. Обозначены цель, объект, предмет, задачи иссле...

Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха.

Развитие  диалогической  речи у детей с нарушением слуха....

Развитие диалогической речи у младших школьников

Доклад на тему: "Развитие диалогической речи у младших школьников"...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Аннотация. В статье раскрывается особенности развития диалогической речи, посредством сюжетно-ролевой игры на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе.Ключевые слова. ...