Устный журнал "Наш слух"
статья

Малахова Олеся Владимировна

Для учителей русского языка и учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_nash_sluh.docx481.13 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Наш слух»

(методическая разработка)

Лопотько Л.П., Малахова О.В.

(РФ, Кемеровская обл., г. Прокопьевск

МКОУ «Школа-интернат № 32»,

shkolainternat32@rambler.ru)

Цели: проводить активную просветительскую работу среди старшеклассников, способствуя обретению дополнительных знаний и умений в области педагогики, медицины, сурдопедагогики, психологии, сохранения здоровья; устанавливать педагогические целесообразные отношения с учащимися в процессе совместной деятельности; заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья, активизировать их познавательную деятельность; в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания развивать качества, необходимые для успешной социализации; создавать положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на усвоение учебного материала; воспитывать стремление  преодолевать трудности, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: мультимедийный проектор, аппаратура для воспроизведения презентации, оформление зала в соответствии с тематикой, плакаты «Я не хочу молчать», «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей», «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом», «Берегите уши, уши берегите!», «Слух – важнейший из человеческих чувств», «Слуховой аппарат – ваш надёжный друг и помощник».

Страница 1. Значение слуха в жизни человека

Здравствуйте, дорогие ребята, гости!

Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно выключить.

Слух – сложное чувство, которое помогает быстро и правильно ориентироваться в мире. С помощью восприятия звуков мы можем тесно взаимодействовать с окружающим миром, получать более яркие и насыщенные эмоции, переживать самые тонкие ощущения. С помощью слуха человек слышит речь других людей, музыку, пение, звуки природы (щебетание птиц, журчание ручья, шелест листьев, раскаты грома, шум моря).

Слух играет важную роль в развитии речи, интеллекта и психики человека.

Страница 2. Причины нарушения слуха

Почему люди теряют слух? Есть много причин потери слуха.

  1. Генетические или врождённые дефекты.
  2. Инфекционные заболевания
  3. Постоянное воздействие сильного шума (так называемая хроническая акустическая травма).
  4. Повреждение слуховых органов (острая акустическая травма).
  5. Токсическое воздействие некоторых лекарств.
  6. Возрастные изменения.

Различают наследственную, врождённую и приобретённую тугоухость.

Рисунок 1. Урок в школе глухих

Врождённая тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

- неблагоприятное течение беременности;

- патологические роды.

Наследственной тугоухостью подвержены дети, чьи родители страдают от нарушения слуха. «Часто наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями (заболевания глаз, почек, аномалия наружного уха, поражение кожных покровов, заболевание эндокринной и нервной систем)».3

Приобретённые нарушения слуха носят следующий характер:

- скопление ушной серы или другой грязи;

- заболевания уха.

Заболевания наружного уха (полное заращение слухового прохода, серная пробка, инородные тела, разрыв барабанной перепонки).

Заболевание среднего уха (инфекция при заболеваниях гриппом, ангиной попадает в ухо).

Заболевание внутреннего уха (воспаление, ушиб, повреждение слухового нерва).

Функция слухового органа, по тем или иным причинам, может быть нарушена. И тогда необходимо компенсировать это нарушение.

Страница 3. Как беречь уши

Способов надолго сохранить хороший слух не так уж и много.

  1. Вовремя лечить болезни горла и носа. Даже безобидный насморк может перейти в более серьёзное заболевание горла. А там и до уха недалеко – ведь все эти органы связаны между собой. Самый распространенный пример такого осложнения простудных заболеваний – отит, который долго и утомительно лечится, а при легкомысленном отношении приводит к снижению слуха.
  2. Не употреблять лекарства без назначения врача. Некоторые медицинские аппараты (в частности, мощные антибиотики) при неумеренном применении могут оказывать токсическое воздействие на органы слуха. Лечение такими препаратами должен назначать только врач. Также не следует увеличивать долю лекарств. Не соблюдая рекомендации врача, можно навредить себе.
  3. Защищать уши во время водных процедур. Если вы много купаетесь (ходите в бассейн, живёте на берегу моря), следует закрывать уши перед тем, как вошли в воду. Для этого можно использовать беруши, ватные тампоны, смазанные вазелином, маслом или детским кремом. При постоянной влажности в ухе может развиться весьма неприятное заболевание – наружный отит.
  4. Беречь уши от сильного шума. Опасным является уровень шума свыше 80 децибел (это по громкости шум в вагонах метро). При работе на шумном производстве необходимо использовать специальные защитные средства – беруши, наушники.
  5. Беречь уши от перепадов давления. При авиаперелетах или, например, при  подводном плавании. При взлетах и посадке – приоткрывать рот, чтобы выровнять давление. Если человек занимается дайвингом, нужно тщательно соблюдать порядок действий при погружении и подъёме, чтобы не допустить баротравмы уха.
  6. Не удалять серные пробки самостоятельно – это имеет право делать только врач – отоларинголог.

 Рисунок 2. На приёме у врача-отоларинголога

  1. Не перегружать свой слух. Слуховой анализатор адаптируется к постоянному шуму нехитрым способом снижением чувствительности. А это значит, что человек начинает хуже различать звуки.
  2. Уделять больше внимания своему самочувствию. «Здоровье слуховой системы зависит от того, здоров ли организм в целом. Одной из причин возрастного снижения слуха считается нарушение кровообращения.

В каких случаях нужно как можно скорее обращаться к врачу

  1. Резкая боль в ухе.
  2. Выделения из уха.
  3. Одностороннее снижение слуха (стало сложно различать высокие частоты, хочется прибавить громкость телевизора).
  4. Ощущение заложенности или перетекания жидкости) в ушах.
  5. Продолжительный звон в ушах или внезапная потеря слуха.

«Не занимайтесь самолечением при появлении этих признаков! Вы можете навредить себе и упустить драгоценное время, т.к может начаться необратимое снижение слуха».

Страница 4. Упражнения для улучшения слуха

Рисунок 3. Выполнение упражнений

Гимнастика для улучшения слуха берет начало в китайской медицине. «Упражнения значительно улучшают слух, предупреждают развитие многих заболеваний уха».

- Сначала нужно потереть руки ладонями, немного согрев их.

- Ладошки приложи к ушам. Массируем круговыми движениями все ухо, в

одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

- Пригибаем верхнюю часть уха вниз, затем разгибаем, словно бы

раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны быть теплыми.

- Начинаем дергать себя за ушки - сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за

серединку и дёргаем  тоже 20 раз. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

- Сжали пальчиками мочки, потёрли их и отпустили. Хорошо помассируйте мочку уха.

- Вставив указательные во внешние слуховые проходы, выполнить лёгкие

вращательные движения руками, поочередно по кругу надавливая пальцами на боковые стенки слуховых проходов. Количество вращений: 3 раза вперёд и 3 раза назад.

- Вставив палец в наружный слуховой проход, выждать 1 секунду, а затем

резко вынуть палец из уха. Выполняется одновременно для обеих ушей, число повторений – от 10 до 20 раз.

- Взяться пальцами за ушные раковины так, чтобы большие пальцы

находились за ушами, а согнутые остальные пальцы – перед ушами. Одновременно дергать оба уха вправо и влево.

- Найдите ямочки под мочками ушей. Нажали на ямочки сразу обоих ушей

– отпустили, нажали, отпустили.

- Потянуть вниз мочки ушей, взявшись за них указательными и большими

пальцами рук.

Страница 5. Улучшить слух. Народные средства

Небольшое ухудшение слуха во многих случаях излечимо. Народная медицина предлагает способы лечения, улучшающие слух.

Калина улучшает слух

Несколько ягод калины раздавите, добавьте натуральный мед 0,5ч.л., заверните смесь в х/б тряпочку и закапывайте в уши на ночь узелком наружу. Курс – 2 недели. После такого лечения улучшится слух, пропадает шум в ушах.

Чеснок с камфарным маслом вернут слух

Растереть один зубчик чеснока и смешать с 3 каплями камфорного масла. Смесь положить в марлю и вставить в ухо. Держать до ощущения жжения, после чего вынуть. Процедуру делать ежедневно перед сном до улучшения состояния.

Компрессы из глины

Если ухудшается слух обыкновенную глину разбавьте горячей водой до сметанообразного состояния, в теплом виде смазать ею ткань и приложить к уху на полчаса, а сверху – грелку, чтобы компресс не остывал. Через несколько сеансов старинной физиотерапии глухота проходит.

«Лук улучшит слух»

Натрите репчатую луковицу небольшого размера на средней терке, отожмите из массы сок и закапывайте его по 3 капли в каждое ухо 3 раза в день. Продолжайте так делать в течение месяца. Сделайте перерыв на 2 месяца и повторите курс лечения. За год проведите три – четыре курса, а далее – по усмотрению и самочувствию. Это поможет избавиться от ушных пробок.

«Свекла улучшит слух»

Мелко натрите свеклу на тёрке, возьмите 100г. свекольной массы и положите её в эмалированную кастрюлю. Добавьте 200г. воды, 1 ст.л. меда, поставьте на огонь, доведите до кипения и пусть кипит под закрытой крышкой 15 мин. Снять и применять наружно, накладывая массу на тампон и прикладывая его вокруг больного уха.

Страница 6. Наш друг – слуховой аппарат

Репортёр: «Слуховой аппарат – электронный звукоусиливающий прибор, который применяется при нарушении слуха». Правильное использование и должный уход за слуховым аппаратом способны максимально продлить срок его эксплуатации.

   

Рисунок 4. Использование слухового аппарата

Правила ухода за слуховым аппаратом

- По продолжительности ношения слухового аппарата не должно превышать 5 – 8 часов в сутки

- Не рекомендуется увеличивать громкость аппарата. При этом снижается разборчивость речи, возникает головная боль, усталость.

- Когда вы снимаете слуховой аппарат, откройте его и выньте из него батарейку.

- Необходимо оберегать аппарат от механических повреждений, избегать попадания грязи, влаги, воздействия высоких температур.

- Слуховой аппарат нельзя мыть. С помощью воды очищать можно лишь

ушной вкладыш. Вкладыш протереть салфеткой, промыть в тёлом мыльном растворе.

- Если аппарат начал «свистеть», закажите новый вкладыш.

- Нельзя принимать водные процедуры со слуховым аппаратом.

- Лишнюю влагу из аппарата рекомендуется удалять мягкой тряпочкой.

- Чтобы избежать порчи аппарата, следует снимать его при прохождении рентгена, флюорографии.

- Если  батарейка пришла в негодность, нужно её сразу же извлечь. Всегда

нужно иметь при себе запасную батарейку. Батарейки рекомендуется приобретать только в слуховых центрах.

- Помните, что слуховой аппарат является предметом индивидуального пользования.

Страница 7. Поэтическая страница

Люди с нарушенной слуховой функцией подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком более тяжело, чем потеря зрения. Учителя и воспитатели в своей работе опираются не на дефект, а на здоровые силы, сохранные возможности детей.

Среди воспитанников школы – интерната много красивых, интересных и по – настоящему талантливых людей. Стихи глухих детей нельзя слушать без душевного трепета и волнения. В них звучит жизнеутверждающий оптимизм, стремление к преодолению всех невзгод и трудностей, неподдельная любовь к жизни, уверенность в завтрашнем дне.

Рисунок 7. Жесто-мимическое пение

Я глухая, мне трудно жить на свете.

Я не слышу птичий крик и шум дождя.

Шелест трав, раскаты грома в небе,

Голоса родных: всё недоступно для меня.

Но я твёрдо верю: мира звуки

Будут окружать меня всегда.

И помогут мне сердца людские, руки,

Рядом будут верные друзья.

И станцуем мы, хоть не слышны нам вальса звуки

И споём без голоса мы песнь свою.

Мы – глухие. Но учительские руки

Нас удержат в слышащем строю.

Литература

  1. Зингер Л.Р.  Слух и речь в норме и патологии. Сборник статей – Л: Кафедра  фонетики Ленинградского государственного университета, 1974. – с.59 – 64.
  2. Леонгард Э.И.  Я не хочу смолчать. – М.: Просвещение, 1990. – с. 6 – 8.
  3. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.- М: Просвещение, 1965. – с. 6 – 72.
  4. Никитина М.И. Сурдопедагогика – М.: Просвещение, 1989. – с. 335 – 359.
  5. Скляревский Л.Я.  Лекарственные растения в быту. – М.: Россельхозиздат, 1986. – с.131 – 178.
  6. Шукшина С.Е.   Я и моё тело. – М: Школьная пресса, 2010. – с. 19 – 22.
  7. Ярченко Н.Д.   Проблема компенсации глухоты. – К.: Радяньска школа, 1976. – с.100 – 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

Наглядный материал для устного определения на слух аккордов и интервалов

Различные варианты заданий в помощь преподавателю для сопоставления слуховых представлений с теоретическими сведениями...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 10 класса

Основой программы служит программа «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов» Нижневартовск , 2012. Авторы программы: Пузаткина Н.В, Ожгибесова Е.И., Старикова Н.В., Шитик О.Н., Ш...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха....

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...