Особенности адаптивной физической культуры для лиц с ОВЗ (умственная отсталость).
статья

Ходков Александр Ярославович

В современном обществе принято говорить об инвалидах, помогать им, но это касается физических инвалидов. К интеллектуальным нарушениям толерантности гораздо меньше. Во всяком случае – пока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_dlya_sayta.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптивной физической культуры для лиц с ОВЗ

(умственная отсталость).

В современном обществе принято говорить об инвалидах, помогать им, но это касается физических инвалидов. К интеллектуальным нарушениям толерантности гораздо меньше. Во всяком случае – пока.

Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.

Учитывая сложный контингент учащихся (с тяжелыми нарушениями речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы), наиболее эффективно обучение при реализации следующих принципов:  

- единства диагностики и коррекции;

- коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;

- индивидуализации обучения;

- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально – волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Адаптивная физическая культура представляет собой определенные меры спортивно–оздоровительного характера, направленные на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ОВЗ (умственная отсталость), преодоление психофизических особенностей, мешающих им жить полноценной жизнью.

В АФК интегрируются важные области знаний, такие как

 – физическая культура;

- медицина;

- коррекционная педагогика.

Область применения адаптивной физической культуры довольно велика, особенно в современном мире, так как в настоящее время здоровье населения в целом и в особенности молодого поколения быстро ухудшается.

Хорошие специалисты в этой области нужны в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специальных, спортивных коллективах.

Для многих людей с ОВЗ (умственная отсталость),  АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья или инвалидность.  

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

Исходя из потребностей лиц с ОВЗ (умственная отсталость), можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с ОВЗ (умственная отсталость) в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с ОВЗ (умственная отсталость) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.

Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с ОВЗ (умственная отсталость) в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с ОВЗ (умственная отсталость)в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с ОВЗ (умственная отсталость) в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Вывод:

В работе с умственно-отсталыми детьми педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их состояние здоровья, настроение, уровень двигательной активности, наличие двигательных навыков. В работе с детьми классов «Особый ребенок» необходимо учитывать, что для усвоения материала зачастую недостаточно объяснить и показать упражнение, но и существует необходимость многократно повторить объяснение, совместно выполнить упражнение. Особенности моторики умственно отсталых школьников следует учитывать при подборе средств и методов физического воспитания. Целесообразно больше применять упражнения, требующие четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений, и в то же время, доступных для них. К таким упражнениям можно отнести, например, метание в цель, подбрасывание и ловлю мяча, ловлю мяча после ударения им о пол, о стенку, перебрасывание и ловлю мяча в парах, упражнения на равновесие, прыжки.

«Когда вам захочется предать свою мечту,

 заставьте себя работать еще один день,

 неделю, месяц, еще один год….

Вы поразитесь тому, что произойдет,

если вы не сдадитесь»

Ник Вуйчич

Список литературы

1.      Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Том 1. М.: Советский спорт, 2003. — 448 с

2.      Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000

3.      Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997

4.      Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

5.      Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991

6.      Самыличев А.С., К вопросу о теоретических  основах методики физического воспитания учащихся // Дефектология, 1997

7.      Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / под общ. ред. П. А. Рожкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 1040 с.

8.      Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – 2'е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

9.      Шапкова Л.В. Методы и формы организации адаптивной физической культуры / Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич....

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры...

Эффективность физических упражнений здоровьесберегающей направленности на уроках адаптивной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью.

Материалпредназначен для специалистов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в учебный процесс, не всегда выполняют самостоятельны...