Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС
консультация

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выступает как составная часть коррекционной работы по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается как особый вид помощи ребёнку, способствующий его развитию.

Чтобы психолого-педагогическое сопровождение обучающихся было эффективным, важно создать необходимые условия, среду в стенах школы-интерната, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной адаптации детей в коллективе сверстников и в обществе. Все мы знаем, что возможности ребенка с умственной отсталостью ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии учителей, воспитателей, узких специалистов, фельдшера школы, родителей и наличии  программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.

Внедрение ФГОС ОО у/о в образовательную деятельность школы предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления: 

− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

 − развивающая работа (индивидуальная и групповая);

 − коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

− психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В учебном процессе

Вся работа психолого-педагогического сопровождения строится в различных в тесной взаимосвязи всех педагогов школы.

Важным компонентом в структуре психолого-пелагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум

ПМПк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации.

Задачами ПМПк являются:

выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

контроль за выполнением рекомендаций ПМПк.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО В УСЛОВИЯХ ФГОС

Слайд 2

ПМПК является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Создается приказом руководителя образовательного учреждения.

Слайд 3

Задачами консилиума являются: выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; контроль за выполнением рекомендаций ПМПк.

Слайд 4

Организация деятельности ПМПк Для организации деятельности консилиума в ОО оформляются: приказ руководителя ОО о создании ПМПк с утверждением состава ПМПк; положение о ПМПк, утвержденное руководителем Организации.

Слайд 5

Состав консилиума в нашей школе: Зам.зав. Уч.частью Педагог-психолог Учитель-логопед Дефектолог Социальный педагог Фельдшер школы

Слайд 6

Режим деятельности консилиума определяется запросом ОО на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся Виды консилиумов Плановые внеплановые

Слайд 7

Плановые консилиумы (проводятся в соответствии с графиком, не реже одного раза в квартал), например: 1 класс – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения 5 класс – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения 9 класс –профориентация

Слайд 8

Внеплановые консилиумы: Принятие экстренных мер по выявившимся трудностям. Внеплановый консилиум проводится по запросу педагога, родителей или любого из педагогов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка, зачисление нового обучающегося нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении. Задачами внепланового ПМПк являются : Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; Изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

Слайд 9

Проведение обследования Обследование осуществляется по инициативе родителей, педагогов. По данным обследования составляется заключение и разрабатываются рекомендации, которые могут включать: Разработку индивидуального учебного плана Снижение объема заданий Дополнительный выходной день Уменьшение учебных часов в день Дневной сон и т.д.

Слайд 10

Документация ПМПк 1. Приказ о создании ПМПк с утвержденным составом специалистов; 2. Положение о ПМПк; 3. График проведения плановых заседаний ПМПк на учебный год; 4. Протоколы заседания ПМПк. 5. Отчёт о работе ПМПк 6. Журнал записи и учёта консультаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Статья "Деятельность ученического самоуправления обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната"

Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общес...

Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)

Цель и задачи программы:формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченн...

Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...