Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки у детей с ТМНР.
статья

Левицкая Анна Олеговна

Решить основную коррекционную задачу учителя музыки - снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию, которая неотделима от уроков музыки и движения. Особенно эффективно это  в отношении детей с ТМНР.  Уроки музыки и движения у детей данной категории  способствуют снятию нервно - психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся, созданию положительного эмоционального фона, снятию фактора тревожности, стимуляции двигательных функций, развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей, растормаживанию речевой функции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorovesberezhenii.docx25.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки у детей с ТМНР.

Левицкая Анна Олеговна, учитель-дефектолог, ГБОУ школа-интернат №16, Санкт-Петербург, Пушкинский район

       Решить основную коррекционную задачу учителя музыки - снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию, которая неотделима от уроков музыки и движения. Особенно эффективно это  в отношении детей с ТМНР.  Уроки музыки и движения у детей данной категории  способствуют снятию нервно - психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся, созданию положительного эмоционального фона, снятию фактора тревожности, стимуляции двигательных функций, развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей, растормаживанию речевой функции.

      Важнейшим аспектом музыкального образования  является  атмосфера урока, доброжелательность,  внутренний комфорт, раскованность, возможность быть принятым окружающими позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.    Атмосфера сотрудничества, соучастия, помогает детям самостоятельно мыслить, воспринимать музыкальные произведения.

      Учащимся быстро надоедает одна и та же деятельность, внимание их рассеивается, активность восприятия снижается. Необходимо учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость учащихся и стараться чаще переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Работе над музыкально-ритмическими  движениями  придаётся особое значение, так как детям с нарушениями опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо. Пение может сопровождаться простейшими движениями: притопами и кружением на месте, подскоками, ведением хоровода.  Пальчиковые игры, хлопки в ладоши, сжимание и разжимание кистей, вращение и помахивание кистями и другие упражнения развивают тонкую моторику.  Все движения выполняются совместно с педагогом.   Учащиеся, глядя на педагога, стараются в точности копировать движения, начиная с самых простых движений руками и ритмических, шаговых движений. На начальном этапе проще удаются движения на месте со знакомыми предметами, «игра с водой», «собираем камешки», «игра с мячом», переходя к более сложным танцевальным, развернутым движениям, соответствующим темпу, ритму, характеру произведения. Совершенствуется координация движений, развивается функция воображения.

Наряду с двигательными упражнениями, основными средствами реализации       здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании школьников с ТМНР являются:

            - вокалотерапия: голос является  своеобразным индикатором здоровья человека, если ребенок поет свободно и легко, голос сам естественно развивается и укрепляется. Важную роль  на уроке играют дыхательные упражнения,  выработка правильной осанки во время пения;

            - музыкотерапия: Э.Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на ребенка: «Реакция на музыку у аномальных детей может быть различной. Заторможенных детей она часто выводит из оцепенения. Они начинают двигаться, пытаются что-то подпевать. На некоторых сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия». Основной акцент в слушании музыки ставится на приобщение детей к произведениям высокого искусства, но используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки многие композиции могут быть использованы в терапевтических целях. Необходимо проводить на уроке релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.;     

          - логоритмика:  выполняя двигательные упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.  Важное  место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую  в своей работе пальчиковые игры  Е. Железновой;

- игротерапия: основная роль на уроках отводится игре, игровым приемам, методикам. С младшими детьми это игры с предметами под музыку: поднять, опустить, спрятать, держать в одной руке, затем в другой. Детям  показывают  звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, трещотки), учат прислушиваться  к издаваемому игрушкой звуку, обыгрывают игрушку  до тех пор, пока ребенок не начнет узнавать её звучание без труда. Дети с удовольствием сопровождают музыкальное произведение «игрой» на барабане, бубне, дудке, металлофоне и других инструментах.

Сюжетно-ролевые игры характеризуются наличием разных заданий у участников игры, выполняющих разные роли, но мотив, составляющий основу сюжета, единый. Это могут быть игры в «музыкальное занятие», любимая детьми игра в «концерт» и другие. Игры - драматизации принадлежат театральной сфере, поэтому предполагают представление участникам какой-либо ситуации или сюжета. В музыкальной педагогике примером может служить разыгрывание сюжета сказки, а у самых младших детей – сюжета песни. Хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию театральных детских постановок, воспитывает полноценное художественное восприятие, вызывает в воспитанниках эстетические чувства. Занятия включают в себя игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), театр игрушек, зверей, игры-имитации животных и птиц. Нужно учить детей имитировать движения, голоса, вместе с детьми распределять роли, простые костюмы к театрализованным играм. Театральная кукольная деятельность отвечает психологическим   особенностям школьников с отклонениями в развитии, удовлетворяет основную потребность детей – потребность в игре и создаёт условия для проявления их творческой активности.

   Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта дает положительные эффекты:

формируются    духовные    качества    личности    ребенка, расширяется их музыкальный кругозор, дети учатся быть чуткими слушателями и исполнителями, появляется интерес к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса,  музыка оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и         напряженность, ребенок испытывает положительные переживания, замкнутые дети на уроках становятся более общительными, раскрывается их творческий потенциал.

   На коррекционно-музыкальных уроках необходимо раскрыть возможности каждого ученика, стремиться к тому, чтобы каждый проявил себя; пусть это будет маленький эпизод, незначительное участие, чтобы на какое-то время каждый оказался в центре внимания. Важен конечный результат: насколько у учащихся развит интерес к происходящему, какие они получили эмоции и навыки, насколько они активны.

Так называемая «терапия творчеством» пробуждает в детях дремлющие творческие способности, дают уникальную возможность помочь им раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождают от закомплексованности, дают ощущение своей особенности, приносят массу радостных минут и огромное наслаждение; всплеск творческой активности благотворно действует на  психику детей с нарушением интеллекта.

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию, которая неотделима от уроков музыки и движения. Особенно эффективно это  в отношении детей с ТМНР.  Уроки музыки и движения у детей данной категории  способствуют снятию нервно - психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся, созданию положительного эмоционального фона, снятию фактора тревожности, стимуляции двигательных функций, развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей, растормаживанию речевой функции.

           В заключении хочется отметить, что занятия музыкой  сохраняют и укрепляют физическое и психическое здоровье детей, создают условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышают адаптивные возможности детского организма.

Литература:

 

  1. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.
  2. Евтушенко Н.В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
  4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ИЦ «Академия», 2002. – 224 с.
  5. Савинкова О.В., Полякова Т.А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. Методическое пособие. М.: ООО «Престо», 2003. – 56 с.
  6. Журналы «Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей,  применяемые на уроках музыки....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки для детей с ОВЗ"

В докладе говорится о том какие методы можно использовать на уроках музыки:это вокалотерапия,звуковая гимнастика,музыкатерапия,ритмикотерапия,фольклорная терапия,улыбкотерапия...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...