Логопедическое занятие с обучающимися 2 класса. Тема "Дифференциация букв ш-щ по кинетическому сходству"
план-конспект

Луденкова Светлана Сергеевна

Представляю вашему вниманию конспект  логопедического занятия с обучающимися второго класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи. Тема занятия « Дифференциация букв Ш-Щ по кинетическому сходству».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация букв Ш и Щ на письме.

Цель: Дифференциация букв Ш и Щ по кинетическому сходству.

Задачи:

  • закрепить знания обучающихся о буквах Ш и Щ;
  • учить находить сходство и различие в элементах графически сходных букв, соотносить буквы со звуками и символами, не смешивать при чтении и письме;
  • развивать функции программирования и контроля действий;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, графо-моторные навыки;
  • совершенствовать навык словообразования существительных;
  • упражнять в составлении словосочетаний;
  • развивать орфографическую зоркость;
  •  расширять словарный запас по теме: «Флора и фауна Камчатки»;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, рефлексивных умений.

Оборудование: интерактивная доска, карта полуострова Камчатки, символы букв Ш, Щ, картинка с изображением шамана, предметные картинки-опоры с изображением букв Ш, Щ, маркеры, слайды для выполнения самопроверки, слайды с изображением насекомых, растений, мяч;

материал для подгрупповой работы: разрезные картинки шамана из 9-ти частей - 2 комплекта;

материал для индивидуальной работы: карточки с изображением растений в названии которых пропущены изучаемые буквы - 8 шт., слоговые карточки для выкладывания слов - названий рыб по 2 комплекта на слово, ручки зеленого, синего и красного цветов, мешочки-рукавички по количеству обучающихся, комплекты письменных плоскостных буквы Ш, Щ,.Ц, И, Ы, Й по количеству обучающихся, элементы письменных букв Ш, Щ из бумаги по количеству обучающихся, карточки № 1, 2, 3 для выполнения письменных заданий, карточка с текстом по количеству обучающихся.

Словарная работа. Активизация словаря по теме «Флора и фауна Камчатки».

Обогащение словаря: обряды, целитель, сородичи, проводник.

Методы и приёмы: наглядные - рассматривание предметных картинок, картин-опор, показ написания букв; словесные – объяснение, вопросы, рассказ; игровые – дидактические игры; нейропсихологические приёмы- письмо букв в воздухе отдельно указательным пальцем и одновременно указательным пальцем правой и левой руки, письмо по памяти.

Предварительная работа: отработка упражнений в нейропсихологической игре «Попробуй повтори», экскурсия в краеведческий музей.

Ход занятия

I. Организационный момент. Введение в тему занятия: уточнение характеристик звуков [ш], [щ]; соотнесение данных звуков с буквами Ш и Щ, определение количества элементов букв Ш и Щ.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие. Посмотрите на карту и скажите, где мы будем путешествовать (По родному краю. По полуострову Камчатка). Соберите картинку и узнайте, кто нас будет сопровождать в путешествии (обучающиеся собирают изображение из разрезных картинок по подгруппам).

- Назовите, кто изображён на картинке (Шаман).

Шаман – это человек, который достиг необычайных возможностей. Раньше, его называли колдуном, потому что считали, что он обладал волшебной силой. С помощью бубна проводил разные обряды. Его называли целителем: он излечивал людей и животных. Шаман хранил традиции своего народа, охранял от врагов и, проводя свои обряды, помогал сородичам, чтобы охота или рыбалка были удачными. Шаман очень хорошо знал природу своего края.

- Назовите первый звук в слове «шаман» ([ш]).

- Охарактеризуйте звук [ш] (согласный, глухой, всегда твёрдый).

- Какой буквой обозначаем звук [ш]? (ша).

- Сколько элементов у буквы Ш? (учитель-логопед пишет на доске букву Ш синим маркером, дети считают элементы буквы).

- Запомнить поможет рисунок-опора «Три наших домашних вулкана». У вулкана есть вершина, каждую можно сравнить с элементом буквы Ш. (учитель-логопед вывешивает рисунок с изображением вершин вулканов и с графическим образом буквы Ш). Сколько вершин? (три вершины).

- На какую букву похожа буква Ш? (ща).

- Какой звук обозначает буква Щ? Дайте характеристику звуку [щ] (согласный, глухой, всегда мягкий)

- Посчитаем, сколько элементов у буквы Щ (учитель-логопед пишет на доске букву Щ синим маркером, обучающиеся хором считают количество элементов буквы). Сколько элементов у буквы Щ?

- Запомнить это поможет рисунок-опора «Хвощ» (учитель-логопед вывешивает на доску рисунок с изображением хвоща и графического образа буквы Щ).

Хвощ - это распространенное растение нашего края. Растет на влажных почвах. Его корешками любят лакомиться медведи, хотя растение очень жесткое.

- Чем похожи буквы Ш и Щ? (одинаковыми элементами)

- Сколько одинаковых элементов у букв Ш и Щ? (три). Назовите общие элементы.

- Каким элементом отличаются буква Щ от Ш? («петелькой»).

- Где находится «петелька» у буквы Щ? (внизу, с правой стороны). (Учитель-логопед подчёркивает элемент «петелька» ручкой зеленого цвета).

- Кто догадался, с какими буквами будем сегодня работать? ( Ш, Щ)

- Сегодня будем учиться правильно писать буквы Ш, Щ, не смешивать их на письме. У вас есть ручки разного цвета. Буквы будем писать ручкой синего цвета, а элемент «петельку» у буквы Щ подчёркивать ручкой зелёного цвета. Запомнили?

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Путешествие с шаманом начинается. Но прежде надо выполнить задание нашего проводника. Шаман приготовил рукавицы. Возьмите рукавицы, потрогайте. Как вы думаете, что положил шаман в рукавицы? Кто догадался? (буквы).

- Закройте глаза и левой рукой на ощупь определите букву Ш и положите её на парту.

-Правой рукой найдите букву Щ. Положите её справа от буквы Ш.

-Напишите букву Ш указательным пальцем левой руки в воздухе.

- Напишите букву Щ указательным пальцем правой руки в воздухе.

- Теперь одновременно напишите эти буквы указательными пальцами левой и правой руки.

2. Дидактическая игра «Буквенный конструктор».

- Выложите букву Ш из элементов. Превратите букву Ш в букву Щ. Какой элемент вы добавили? («петельку»). Обведите этот элемент.

 С какой стороны вы добавили «петельку»? В каком месте буквы? (снизу). Уберите буквы.

- Вы правильно выполнили задание шамана, и он предлагает продолжать наше путешествие.

3. Дидактическая игра «Удивительные превращения». Работа обучающихся за столами с карточкой № 1.

- Возьмите верхнюю карточку (карточка 1). Шаман начертил на песке чёрточки. Он предлагает превратить их в буквы. Я произношу звуки, вы обозначаете их буквами. Не забывайте подчёркивать элемент «петельку» у буквы Щ ручкой зеленого цвета ([ш], [щ’], [щ’], [ш], [щ’])

На доске появляется слайд № 1.

- Ребята, посмотрите внимательно на образец и проверьте, в таком порядке вы написали буквы? (самопроверка). Кто правильно выполнил задание, поднимите руки, кто ошибся - исправьте. Что вы подчеркивали ручкой зеленого цвета? (элемент «петелька») Назовите букву, у которой вы подчеркивали этот элемент?

- Шаман приготовил следующее задание. Я называю количество элементов букв, вы записываете нужную букву. Не забывайте подчеркивать отличительный элемент ручкой зеленого цвета. Будьте внимательны. Три, четыре, четыре, четыре, три, три, четыре, три, четыре, четыре.

- Я называю буквы, вы проверяете свою работу: Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ.

- Вы успешно выполнили задание. Продолжаем дальше. Я буду называть слоги, вы их записываете. Что подчеркиваем ручкой зелёного цвета? (элемент «петельку» у буквы Щ). ШУ, ЩА, ШИ, ЩУ.

- Прочитай по цепочке слоги, и объясните, какое правило вы применили на письме?

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга (взаимопроверка).

- Сейчас будете записывать слоги. При выполнении этого задания увеличиваем темп - пишем быстрее: ащ, ущ, ош, ищ, ещ, аш, иш, ущ.

- Прочитайте слоги по цепочке и назовите число, которое соответствует количеству элементов буквы и называйте элемент, который подчеркивали у Щ («Четыре, подчеркнул элемент «петельку»; «Четыре, подчеркнул «петельку»; «Три» и т. д).

4. Дидактическая игра «Разложи по туескам».

- Вы ни разу не ошиблись. Шамана приглашает нас в тундру, собирать растения. Посмотрите вокруг и найдите по 2 картинки. Вставьте пропущенные буквы в названия растений (картинки с изображением растений, в названиях которых пропущена буква Ш или Щ: ба..мачок, гру…анка, пу…ица, ли…айник, бор…евик, …авель, хво…, ..ик..а). Во время  выполнения задания обучающимися, учитель-логопед вывешивает туески с графическим изображением букв Ш и Щ на доску.

- Посмотрите внимательно и разложите растения по туескам.

 - Назовите растения из первого туеска. Почему эти растения оказались в одном туеске? (в названии этих растений есть буква Ш).

 - Напишите букву Ш у товарища на спине.

 - Назовите растения, которые положили во второй туесок? Объясните почему? (в названии этих растений есть буква Щ). Напишите букву Щ на своей ладони.

5. Дидактическая игра «Зашифруй слово». Работа обучающихся за столами с карточкой № 2. На доске появляется слайд № 2 (изображения насекомых - клеща, щелкуна, щитника, гладыша).

- Шаман хочет познакомить вас другими обитателями тундры (Слайд 2).

 - Посмотрите внимательно и назовите одним словом. Кто это? (насекомые)

 - Возьмите следующую карточку. Я называю насекомое, вы записываете только слог с буквами Ш и Щ. (Слайды № 3,4,5,6 с изображением каждого насекомого).

Дети записывают на доске слоги: клещ, дыш, щит, щел.

- Сравните свою работу с образцом на доске, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если выполнили правильно, поднимите руку. Если ошиблись, исправьте. Уберите карточку.

6. Дидактическая игра «Составь слово». Работа обучающихся за столами со слоговыми  карточками.

- Шаман приглашает нас отправиться на берег Тихого океана. Он там рыбачил. Он предлагает узнать, какую рыбу он выловил. Посмотрите внимательно на стол и определите, какой материал поможет выполнить задание? (слоговые карточки). Верно. Составьте слово. Что поймал шаман? (горбушу, корюшку). Назовите одним словом (рыбу).

 - Уберите слоговые карточки. Запишите название пойманных рыб по памяти.

- Если шаман поймает огромную рыбу, как мы её назовём? (рыбища). Запишите это слово. Не забывайте подчеркивать элемент «петелька» у буквы Щ. (Во время выполнения задания, учитель-логопед вывешивает карточку со словами - горбуша, корюшка, рыбища).

 - Поменяйтесь с карточками и проверьте по образцу (взаимопроверка).

7. Дидактическая игра. «Вспомни и назови слово».

- Вы были внимательны и выполнили задание. Теперь шаман хочет узнать, как вы запомнили названия растений, насекомых, которые обитают в тундре. К доске выйдет тот, кто вспомнит и назовет растение. Сейчас выйдет тот кто назовет насекомое (Обучающиеся называют названия растений, насекомых).

8. Составление словосочетаний. Дидактическая игра с мячом «Подбери слово к названному».

- Вы вспомнили все слова. Следующее задание шамана. Он предлагает нам вместе описать растения тундры. Я называю слово-признак, вы подбираете к нему слово-предмет. Называет тот, кому я брошу мяч. Приготовились. Кислый (щавель), сочная (шикша), высокий (борщевик), жесткий (хвощ), красивый (башмачок).

9. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные буквы и слова. Работа с карточкой №3.

Для обучающихся первой подгруппы задание - вставить пропущенные буквы.

Для обучающихся второй подгруппы предлагается вставить в тексте пропущенные буквы и слова.

- Ребята, что вы будете подчеркивать у буквы Щ? (элемент «петелька») Ручкой какого цвета будете подчеркивать элемент? (зеленого цвета)

 - По цепочке читаем текст. О ком говорится в тексте? Что делал шаман в тундре? Какие слова вставили? Назовите слова, в которые вставили букву Ш.

Назовите слова, в которых подчеркивали элемент «петелька»

III. Итог.

- С какими буквами работали?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Назовите правила, которые применяли?

- Какие слова вы услышали впервые? (новые для вас)

- Какое правило выполняли в течение всего занятия?

- Шаману хочется узнать, что нового вы узнали сегодня?

- Что вас заинтересовало, и вы хотели об этом узнать больше?

Шаман благодарит вас за работу. Вы были внимательны, дружны. Помогали друг другу. И поэтому справились со всеми заданиями.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        Жил на севере Камчатки  ___________________   . Однажды шаман пошёл  в тундру промышлять. Растения для пищи собирать. Набрал ___________________ , ___________________  и ягоды шиповника. Залюбовался шаман растущими рядом пушицей и                                                ____________________  . Не заметил, как солнышко садиться стало. Поспешил шаман домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".

Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...

Интегрированное логопедическое занятие в 1 классе «Звук и буква Ж. Насекомые»

Представленное открытое интегрированное логопедическое занятие "Звук и буква Ж. Насекомые" было проведено с учащимися 1 класса коррекционной школы для учителей-логопедов г. Радужного....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»

Конспект логопедического занятия  в 1 классе «Звуки и буквы»...

Презентация "Один-много" (к логопедическому занятию в 1 классе "Звук [ы] буква ы" для обучающихся с ОНР 3 уровня)

Презентация направлена на развитие лексико-грамматического строя речи в ключе раскрытия темы "Звук [ы]  буква ы" (отработка единственного и множественного числа имен существительны...

Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) "Звук [ы] буква ы".

:  развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через восприятие звука [ы]; формировать умение дифференцировать понятия «звук [ы]» и «буква Ы&raq...