Разнообразие категорий обучающихся с ОВЗ
статья

В докладе приведено  разграничение  понятий "дети-инвалиды" и "дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)",  перечислены все категории детей с ОВЗ, представлены организационные условия обучения данных категорий обучающихся в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_kategoriy_obuchayushchihsya_s_ovz.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Доклад на педсовете

учителя-дефектолога  

Лобзовой Любови Александровны

«Разнообразие категорий  обучающихся с ОВЗ»

Москва, 2020.


Дети с ОВЗ – дети с особыми познавательными интересами и образовательными потребностями, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого–медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения без создания специальных условий воспитания и обучения.

На современном этапе концепция равного доступа к образованию для всех обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (инклюзия) является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

Законодательно закреплены две категории детей: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) и дети-инвалиды (Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).

К группе лиц с ОВЗ относятся:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание);
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • расстройствами аутистического спектра (РАС);
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Перечень образовательных организаций представлен в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41). Образование детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, организуют:

• в дошкольных ОО — в группах компенсирующей направленности, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ.

• в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможности здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее — АОП);

• медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает администрация. Необходимым условием реализации является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники или использование ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

  1. Создание адекватной возможностям ребёнка среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов учебной деятельности
  2. Широкое варьирование разных форм организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
  3. Оснащение специальным оборудованием:

- для детей с нарушениями ОДА: спец.столы, наличие пандуса, кресла с подлокотниками

- для детей с нарушением зрения: оптические средства (лупы, очки, линзы), тактильные панели, рациональное освещение помещения и рабочего места

- для детей с нарушением слуха: слуховые аппараты, пиктограммы, система жестов

4. Подбор специального дидактического материала (цвет, размер, поверхность).

5. Используются наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения.

6. В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы обучения и воспитания.

7. Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы (восполнение в элементарной форме недостающих знаний об окружающем мире).

8. Включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов.

9. Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

10. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами (обучение педагогическим технологиям).

Условия воспитания и обучения для детей с нарушениями речи:

Большую группу детей с ОВЗ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Общее недоразвитие речи - это тяжелая речевая патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при которой страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико-грамматический строй. Разнообразие степеней выраженности речевого недоразвития в современной логопедии, согласно Р.Е. Левиной, принято делить на три уровня: - первый уровень - отсутствие употребительной речи; - второй уровень - начатки общеупотребительной речи; - третий уровень - развернутая речь с выраженными элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического недоразвития. Классификация Р.Е. Левиной была дополнена Т.Б. Филичевой. Так, Т.Б. Филичева вылила четвёртый уровень речевого развития детей с ОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

Особые образовательные потребности воспитывающихся с нарушениями речи определяют специфику коррекционной работы. Выделяют следующие направления коррекционно – логопедической работы:

- Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

- Преодоление фонологического дефицита;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;

- Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Условия обучения и воспитания умственно – отсталых детей

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень выраженности интеллектуальной неполноценности относится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких воспитывающихся в образовательных организациях.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции

Условия обучения и воспитания детей с ЗПР.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

- в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- в наглядно-действенном характере содержания образования;

-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:

  1. Организационное обеспечение.
  2. Материально-техническое обеспечение.
  3. Организационно-педагогические условия.
  4. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном учреждении.
  6. Кадровое обеспечение.

Условия обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями.

Термин-понятие «комплексное (сложное) нарушение» отражает сочетание двух первичных нарушений, каждое из которых является ведущим, так как обусловливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений.

Среди комплексных нарушений развития традиционно выделяются множественные нарушения. К ним, по сложившейся в коррекционной педагогике традиции, принято относить такие случаи нарушений развития, когда у ребенка сочетаются три и более первичных нарушения (например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети и др.).

Согласно государственному стандарту общего образования лиц с ОВЗ, дети с комплексными нарушениями развития учатся в образовательных учреждениях, соответствующих тому или иному ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.

В программно-методических материалах предусмотрена комплексная коррекционная помощь по трем основным направлениям:

  • Лечебно-профилактическая и восстановительная работа.
  • Коррекционная психолого-педагогическая помощь.
  • Социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка.

Условия обучения и воспитания детей с расстройствами аутического спектра.

Расстройства аутического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Для таких детей важно:

  1. Длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Сопровождение его тьютором может стать основным и необходимым компонентом социализации.
  2. Индивидуализированная подготовка к обучению.
  3. Работа по развитию эмоционально – волевой сферы.
  4. Создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребёнка
  5. Чёткое соблюдение режима дня, упорядоченная предметно – пространственная среда
  6. Работа по формированию навыков коммуникации
  7. Создание адаптированной образовательной программы
  8. Работа со специалистами (дефектолог, логопед, психолог)
  9. Взаимодействие семьи и ОО и с родителями нормально развивающихся детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Организация работы с различными категориями обучающихся

Еприна Т.Л.  организует воспитательную работу с различными категориями обучающихся, согласно муниципальной  «Программе  развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организа...

Описание опыта работы с различными категориями обучающихся.

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально -  неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей м...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...