"Зима в лесу"
план-конспект

Прилипко Юлия Сергеевна

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa_zima_v_lesu.docx666.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники

Тема: «Зима в лесу»

 C:\Users\1\Desktop\НА САЙТ 2021\20220309_125745.jpg

                                                                                                                                     

                                                                                                                     Провела:

     учитель-логопед Прилипко Ю.С.

д.Вышегород, 2022

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу о зиме с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме.

2.  Продолжать развивать умение отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки, составлять предложения, короткий рассказ по опорным схемам.

3. Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; числительные с существительными; 

4. Упражнять в подборе слов-родственников.

5. Продолжать развивать умение  преобразованию  абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

6. Упражнять в образовании относительных и притяжательных  прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2. Развивать связную речь, речевой слух.

3. Развивать артикуляцию, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку.

4. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми,  желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе.

2.Формировать умение  слушать и слышать  друг друга,  воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников,  работать в коллективе; создавать радостную и теплую атмосферу в группе.

Здоровьесберегающие:  укрепление опорно-двигательной системы мышц глаз, развитие общей моторики.

Техническое обеспечение занятия

• телевизор, ПК

• конверт с электронным письмом

презентация -  мнемотаблица «Зима»

• музыкальная презентация А. Вивальди  «Времена года. Зима»

Оборудование:

• 3 стола

• задания - мнемотаблицы

• простые карандаши

• цветные карандаши

магниты

 сюжетная картина «Зима в лесу»

• мнемотаблица «Снежная куча»

• конфеты

• мяч

• настольная игра

Предварительная работа:

1.Лексико-грамматическая работа по теме «Зима»;

2.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе и её изменениях в

   разное время года;

3.Составление рассказов по образцу и с опорой на мнемотаблицы;

4.Разучивание координации речи с движением «Зима», гимнастики для

   глаз «Елка»;

5.Работа с мнемотаблицами по теме «Зима»;

6.Работа с мнемодорожками по пословицам по теме «Зима»;

7.Беседы с детьми о природе, о зимних  приметах.

Ход и содержание занятия, деятельность учителя-логопеда и детей.

1.Вводная часть. Постановка цели, мотивация образовательной деятельности.

Логопед входит с детьми в зал и обращается к детям:

Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день. А хотите узнать, почему? (предположения детей)

Логопед: Проходите. Садитесь. ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА

Электронный образовательный ресурс — презентация 1 слайд 

Дети смотрят на экран, а  логопед читает:

Нам сегодня утром рано

Электронное пришло письмо,

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Интересно, от кого же это письмо?

(предположения детей)

Логопед: Ребята! Давайте прочитаем: от кого пришло письмо и кому. Логопед: Кто прочитает? Кому и куда адресовано это письмо?

Логопед: А от кого – не написано.  Что нам надо сделать с письмом, чтобы узнать от кого оно пришло? (предположения детей)

Логопед: Наверное надо  открыть  письмо и прочитать.

Отгадывание загадки с помощью мнемотаблицы. 

Электронный образовательный ресурс — презентация 2 слайд

Логопед: Ребята, да здесь загадка. Как мы ее отгадаем? Правильно отгадать загадку с помощью мнемотаблицы.

Логопед вместе с детьми читает загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром!

Логопед: О какой царице говорится в этом стихотворении? (о зиме). 

2. Объявление темы.

Логопед:  Ребята, вы догадались от кого мы получили письмо? (предположения детей).

Логопед: Письмо мы получили  от самой царицы Зимы

Электронный образовательный ресурс — презентация 3 слайд

Логопед: 

Белоснежная Зима

В этот зал нас привела.

Ей мы будем любоваться,

Веселиться, развлекаться.

Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в зимнее путешествие к Зимушке-зиме.  (Да). Приготовились…

Электронный образовательный ресурс — презентация 4 слайд

Ответьте, что это за тройка скакунов, на которых мчится Царица-Зима? Тройка белых скакунов - это действительно зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. А зима - это царица, сидящая в тройке и посыпающая все снегом - белым серебром.      

А подайте-ка нам сюда тройку! Мы отправляемся в путешествие!

Электронный образовательный ресурс — презентация 5 слайд.

Звучит музыка «Три белых коня»

Дети берут снежинки  и садятся за стол.

3.Основная часть. Введение в тему. Реализация основных обучающих, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

3.1.Составление рассказа-описания “Зима в лесу” по мнемотаблице.

Логопед: Вот ребята вам первое задание. Нарисовала нам Зима картину. Что здесь нарисовано? Давайте расскажем о признаках и явлениях зимы  с помощью мнемодорожек.

1. Рассматривание мнемодорожек.

2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

3.2.Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц.

Логопед: Ребята, подойдите к волшебному экрану, давайте присядем. Слушайте  внимательно. 

1. Рассматривание картины.

2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

Электронный образовательный ресурс — презентация 7 -13 слайд

Педагог  дает образец рассказа с одновременным показом на слайд картинки.

3.3. Ответы на вопросы по содержанию.

Логопед: Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. Отвечайте полным предложением.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Какие вы знаете зимние месяца?
  • Какое небо? Чем оно закрыто?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Что делали животные?
  • Как выглядят животные зимой?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3.4. Зарисовка в тетради.

3.5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед:  Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

(Перед тем как начать чтение, логопед рекомендует детям внимательно смотреть на мнемотаблицу.)

3.6. Пересказ детьми.

Логопед: А теперь  вы расскажите рассказ о зиме в лесу. Давайте перескажем текст, используя мнемотаблицу.

(Дети  пересказывают  текст, используя мнемотаблицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей.) 

4.Динамическая пауза.

Координация речи с движением «Зима».

Логопед: Ребята, давайте немного отдохнём и выполним нашу любимую физкультминутку.

Логопед:                               Дети все в кружок вставайте,

                                                   Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

Логопед: Давайте покажем Зиме как мы на улице зимой развлекаемся. Помните стихотворение «Зима»? Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:

Наконец пришла зима,                     (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,                        (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,                         (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,                     (Имитируют)

Мы катаемся на санках,                 (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,       (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,                 (Имитируют)

И играем все в снежки.                  (Лепят и бросают снежки)

5.Игра с мячом. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Набегались, а теперь поиграем в мячик и расскажем о погоде.

Логопед кидает мяч и начинает фразу, ребенок продолжает и возвращает мяч.

Если холодно на улице, то погода какая?  –                                (холодная)

Если  на улице солнце, то погода, какая?  –                                (солнечная)

Если на улице идёт снег, то погода…                                           (снежная)

Если сильный мороз, то погода, какая?                                        (морозная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая?                                     (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, то погода, какая?  (ветреная)

6. Игра на образование родственных слов “Снежная куча”.

 Слова-родственники.

Логопед: Ребята, чем покрыта земля зимой?

Дети: Снегом.

Логопед: У меня для вас новое задание. Посмотрите на картинку “Снежная куча”.

Электронный образовательный ресурс — презентация 15 слайд.

Зима. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

Логопед: У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас

мы узнаем. Мы помним, что это те слова,  которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ»

Зима. Я думаю, что вы сможете мне их назвать, давайте поиграем со словом «снег». Рассмотрите картинку и называйте слова родственники.

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю.                                   (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые.                                      (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее.                                            (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился.                                               (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —.                                           (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой.                                        (Снегири.)

Логопед: Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их и рассказать какие слова-родственники есть у слова «снег».

(Дети называют слова и складывают снежинки в кучу-корзинку). Электронный образовательный ресурс — презентация 16 слайд.

7. Гимнастика для глаз «Снежинка».

Логопед: Глазки ваши устали – надо им передохнуть.

Логопед: Какое главное правило?  (Двигаются глаза, а голова и тело не двигаются.)

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом)

Ветер снег вверх поднимал,

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

8.Итог занятия.  Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Логопед: Вот подходит к концу наше путешествие. 

Рефлексия деятельности на занятии.

Логопед: Я думаю, мы справились со всеми заданиями.

Логопед: А в конце ребята мы с вами поиграем в настольную игру. Но она не простая, с сюрпризами.

Заключительная часть. Сюрпризный момент.

C:\Users\1\Desktop\НА САЙТ 2021\20220309_124409.jpg

C:\Users\1\Desktop\НА САЙТ 2021\20220311_112307.jpg

C:\Users\1\Desktop\НА САЙТ 2021\20220309_130115.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зима в лесу"

Урок изобразительного искусства для 6 класса...

Внеклассное чтение с учащимися 5 класса "Зима в лесу"

Составление устного рассказа, умение составлять ответы на вопросы, используя опорные слова....

конспект открытого занятия "Зима в лесу"

Конспект открытого занятия "Зима в лесу" с презентацией...

презентация к конспекту "Зима в лесу"

презентация к конспекту открытого занятия "Зима в лесу"...

конспект занятия "Зимой в лесу нет тайн"

Данный урок «Зимой в лесу нет тайн» - структурный элемент дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности «Экомир», разработанной для обучающихся 8-12 лет....

интегрированный урок по теме "Зима в лесу". 3 класс школы 2 вида

интегрированный урок по теме "Зима в лесу". 3 класс школы 2 вида...

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...