Рабочая программа по предмету " Изобразительное искусство" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
рабочая программа

Борщева Наталья Валерьевна

Программа на 2022-2023 учебный год, разработанна на зз учебные недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа»

Любинского муниципального района Омской области

                     Рассмотрено на заседании методического совета

                     Заместитель директора по УВР  

                     ___________________ С.Н.Горбачева      

                     Протокол №    4 от 27.05.2022 г.                                                                                                                                                                                                      

Утверждаю

       Директор МБОУ

                           «Любино-Малоросская СОШ»

                                _____________ Е.С. Бондаренко  

                               Приказ №  146 от 31.05.2022 г.

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

для  1 класса

                                                                                                                                            Составитель:

                                                                                                                                                                                     Борщева Наталья Валерьевна,

                                                                                                                                                                                     учитель адаптивного класса

2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении заданий.

Адаптированная общеобразовательная  программа по изобразительному искусству   1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

  • Федерального закона  от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 17.07.2015г № 734);
  • Заявления родителей
  • Устава МБОУ «Любино-Малоросская СОШ»,2016
  • Учебного плана  по адаптированным общеобразовательным программам МБОУ «Любино-Малоросская СОШ» на 2022-2023 уч. г
  • Примерной программы по изобразительному искусству для  3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

        Рабочая программа реализуется через УМК:

Методическое пособие для учителя (Программа для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Гуманитар.Изд.центр  ВЛАДОС,2011.-224с.).

Цель программы: является творческое развитие личности ребенка на основе приоритета интересов, потребностей, формирования общей культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе через изучение и приобщение к изобразительной деятельности.

Школьный курс по изобразительному искусству в начальных классах ставит следующие основные 

задачи:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности, учащиеся осваивают на всём протяжении обучения.

3.Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Изобразительное искусство.  1 класс М.Ю. Рау, М.А. Зыкова  издательство « Просвещение» 2018 г.

Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного учреждения.

Система оценки результатов:

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета изобразительного искусства в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного опроса и выставки рисунков.

В 1 классе продолжительность учебного года составляет 34 недели. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 34 часов за учебный год.

В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью успешной и полной реализации программы.

Количество часов по программе 34

Количество часов в неделю 1

Количество учебных недель 34

4. Описание ценностных ориентиров, содержание учебного предмета

Развитие познавательной деятельности обучающихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами. Развитие у младших школьников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать.

Разделы и темы

Кол-во часов

Обучение композиционной деятельности                

9 ч

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию                                                            

10 ч

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи                                                          

10 ч

Обучение восприятию произведений искусства    

5 ч

Итого

 34 ч

5. Личностные и предметные результаты учебного предмета, коррекционного курса

Личностные результаты

  1. ) Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
  2. ) Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
  3. ) Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. ) Отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
  5. ) Умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
  6. ) Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
  7. ) Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
  8. ) Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось,/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
  9. ) Проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
  10. ) Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
  11. ) Стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
  12. )Стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой  деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала

Минимальный уровень

  • знать назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе;
  • названия выразительных средств изобразительного искусства: "линия", "цвет"; названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда;
  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий;
  • элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом;        
  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
  • порядок расположения одного или нескольких изображений на
    листе бумаги.

Достаточный уровень

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками - кисть;
  • ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги);
  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
  • проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки;
  • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

_- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;

  • узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом;
  • подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней

-до образования "палочки", сплющивания полученного образования,
ощипывания и т.д.; примазывать отдельные части при составлении целой формы;

  • в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания;
  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.

6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»

Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа".

Формирование умения учитывать:

  • горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;
  • размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При
    объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений.

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.

Примерные задания.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Грибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки  аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (особенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего по величине.

Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.

Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).

Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение).

Примерные задания

Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.

Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").

Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).

Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.

Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?").

Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»

Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов.

Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.

Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»

Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымково и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.

Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.

Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).

Примерные задания.

Рисование сразу кистью - "Радуга".

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).

Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги.

Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".

Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.

Речевой материал

Слова, словосочетания, фразы:

Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;

рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина;

рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,

(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.

Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми  словами, словосочетаниями и  фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс).

вымыть, вытереть;

красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине)

туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.

Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?

Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация приемов. Скачала, нарисую..., потом нарисую.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема урока

Количество

часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация.

1

изучения нового материала

2.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование.

1

изучения нового материала

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

1

изучения нового материала

4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование.

1

обобщения и систематизации знаний

5.

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

1

изучения нового материала

6.

Изображаем лист сирени. Рисование.

1

изучения нового материала

7.

Лепим лист сирени.

1

изучения нового материала

8.

Лепим. Матрешка.

1

изучения нового материала

9.

Рисуем куклу-неваляшку

1

изучения нового материала

10.

Деревянный дом в деревне. Лепка

1

изучения нового материала

11.

Изобрази деревянный  дом из бревен. Аппликация.

1

изучения нового материала

12.

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

обобщения и систематизации знаний

13.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.

1

изучения нового материала

14.

Новогодняя ёлка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация.

1

изучения нового материала

15.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.

1

изучения нового материала

16.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй.

1

изучения нового материала

17.

Рассматривание картин художников.

1

изучения нового материала

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация.

1

изучения нового материала

19.

Ваза с цветами. Аппликация.

1

изучения нового материала

20.

Колобок. Нарисуй картинку.

1

обобщения и систематизации знаний

21.

Дома в городе. Аппликация.

1

изучения нового материала

22.

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка.

1

изучения нового материала

23.

Многоэтажный дом. Аппликация.

1

изучения нового материала

24.

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ.

1

изучения нового материала

25.

Весна. Почки на деревьях. Рисование.

1

изучения нового материала

26.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

изучения нового материала

27.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

изучения нового материала

28.

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

обобщения и систематизации знаний

29.

Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация

1

изучения нового материала

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

1

изучения нового материала

31.

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация.

1

изучения нового материала

32-33

Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование.

2

изучения нового материала

33.

Обобщающий урок.

1

Повторение

8. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы:  учебник  авторы – составители  Рау М.Ю., Зыкова М.А. « Изобразительное искусство»  2 класс ( для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) А: « Просвещение»

Альбомы для рисования.

Наборы гуаши.

Акварельные краски.

Кисти. Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук.

Непроливайки для воды. Трафареты для обводки и рисования.

Магнитная доска. Картины, иллюстрации из сказок.

Наборы цветных карандашей.

Ластики для стирания. Шаблоны – заготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......