Методическая разработка занятия "Экология"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_ekologiya.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

Конспект по уроку ГПД

Тема: Что такое экология?

Выполнила:

 

Летенкова Л.О.

Санкт-Петербург 2016

Тема урока: Что такое экология?

Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, расширять знания учащихся об экологических проблемах, познакомить детей с красотой природы.

Задачи:

образовательные:  

  • конкретизировать знания о природе,
  • расширить круг знаний детей о загрязнении природы и познакомить детей с термином «экология».

развивающие:  

  • развивать стремление глубже познавать окружающий мир, беречь его,  
  • развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.

воспитательные:  

  • воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе,
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, презентация, фотографии красивых мест природы на Земле.

Ход занятия.

1. Вводная часть:

Учитель: Здравствуйте! По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с   наукой занимающейся охраной природы, выясним какие же действия человека вредят природе и как помочь нашей планете.

2. Беседа с учащимися:

Тема урока связана с новым для нас понятием – «Экология».

(учительница задает вопросы):

 - Кто из вас знаком с этим словом?

- Как вы думаете, что оно обозначает?

Молодцы! Правильно: Понятие экология - это природа. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

3. Основная часть.  Рассказ учителя.

Учитель: На самом деле «Экология» - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии, с которыми вы будете знакомиться в старших классах. Предлагаю Вам, ребята, послушать сказку про то, как человек может навредить своему дому- природе и о том, как мы можем помочь ей. (учитель читает сказку «В гостях у дедушки»)

Сказка: В гостях у дедушки

В одном большом лесу жил лесничий. Он жил в избушке посреди леса. Редко к нему приходили гости, так как деревня от леса находилась очень далеко.

Вот однажды приехала на летние каникулы его внучка Машенька. Она была очень непоседливой девочкой, ей было все интересно. Её дедушка лесничий очень часто брал ее с собой в лес, рассказывал о животных: как они живут, чем питаются. Всё Машеньке было интересно, много она узнала про жизнь в лесу.

Когда Маше нужно было возвращаться в город, она попросилась у дедушки пойти за ягодами. За домом была красивая и большая полянка, на ней росло много земляники, и дедушка отпустил её, только сказал, чтобы она никуда не уходила с полянки, а то может заблудиться в лесу.

Когда Маша нарвала ягод, на поляну прилетела красивая пестрая бабочка, она кружилась над цветком, и Маше очень захотелось ее поймать. Она бегала за бабочкой, забыв про ягоды и про наказ дедушки. Но вдруг бабочка улетела и Маша увидела, что она оказалась на другой поляне среди необычных и красочных цветов. Девочка очень испугалась и заплакала. Вдруг она услышала, что её кто-то зовет. Маша посмотрела по сторонам и никого не увидела, тогда она пошла на голос и увидела в траве бельчонка. Он сидел и плакал, и просил девочку, чтобы она ему помогла залезть на дерево, так как он еще маленький и сам залезть на дерево не может. Маша очень удивилась, что она понимает язык зверей. Бельчонок сказал ей:

– Ты попала в волшебный лес, где звери и птицы могут общаться между собой человеческим языком.

Девочка посадила бельчонка на дерево, и пошла искать дорогу домой. Вдруг она услышала жалобный стон. Маша увидела волка. Его лапа попала в капкан. Девочка подошла поближе, волк попросил помочь ему. Маша с трудом разжала капкан, и волк выдернул лапу. Он поблагодарил девочку за помощь. Маше стало стыдно за тех людей, которые поставили капкан. Она своим платком перевязала волку лапу и рассказала ему, как она хотела поймать бабочку и, побежав за ней, заблудилась, и теперь не знает куда идти.

Волк ответил ей:

– Иди по этой тропинке и никуда не сворачивай.

Когда девочка пошла по тропинке, то увидела небольшой домика, а на крыльце сидела старушка, которая держала на руках маленького серенького зайчонка и гладила его, а вокруг них мирно порхали бабочки, звонко распевали на ветвях деревьев птицы, и было так красиво и спокойно, что девочка обо всем и забыла. Старушка улыбнулась девочке и сказала, что знает, кто она такая и зачем пришла. Это была добрая лесная фея. Когда девочка рассказала, что в лесу живет ее дедушка лесничий, и она приехала к нему в гости. Фея ответила, что она хорошо знает ее дедушку, так как он помогает животным и птицам, а еще она сказала, что не любит тех людей, которые охотятся на зверей, рубят деревья и засоряют лес. При этих словах девочке стало стыдно за то, что она хотела поймать бабочку. Когда она сказала об этом фее, то фея ответила, что это она была той бабочкой и специально привела ее в свой лес.

– Я хотела, чтобы ты сама увидела, как животные попадают в беду по вине человека. Этот маленький бельчонок, которому ты помогла, по вине мальчишек остался сиротой. Волк по вине охотников попал в капкан и повредил лапу. Так необдуманно люди уничтожают ту красоту, которая их окружает.

Потом фея встала и девочку за руку и подвела к крыльцу, где стояла ее корзинка с ягодами, а рядом сидел маленький бельчонок. Девочка улыбнулась ему, и взяла его на руки. Маленький рыжий комочек оказался у нее на плече и своим мокрым носиком уткнулся ей в щеку. Тут Маша вздрогнула и открыла глаза, а рядом с ней сидела дедова собака Дозор и виляла хвостиком. Дедушка стоял рядом и улыбался. Маша не могла понять, где она находится, дедушка сказал, что нашел её спящей на полянке и рядом корзинку с ягодой. Девочка очень обрадовалась, что она снова с дедушкой. По дороге домой она рассказала, какой ей снился сон. Дедушка внимательно выслушал, а затем сказал, чтобы она наказ феи беречь и защищать лес запомнила и рассказала другим ребятам. Когда Маша приехала домой в город, то стала помогать взрослым сажать растения, весной на улицах подбирать мусор, зимой кормить птиц и делать для них скворечники. Она всем ребятам говорила, что нельзя ломать деревья и рвать без надобности цветы. Маша больше никогда не ловила бабочек, а увидев её, она смотрела, как она порхает с цветка на цветок и вспоминала свой сон.

– Может это не сон? – думала Маша и при этой мысли она загадочно улыбалась. (учитель после прочтения сказки проверяет вопросами, как дети поняли смысл сказки)

Учитель: Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету. Природа, окружающая нас, украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе.

Учитель: Настало время, когда нам пора отправляться в путешествие в страну Смешариков. Вы готовы?

Дети: Да!! (Учитель запускает мультик «Смешарики. Море большое и маленькое».)

Учитель: Ребята, правильно ли поступили Кроша и ежик, когда мусор, который они собрали отправили в море? Как должны были поступить герои? О каких видах загрязнений рассказывается в мультфильме? Что вы узнали после просмотра мультика? (Ученики отвечают на вопросы. )

Учитель: Благодаря Крошу и Ежику мы познакомились с такими видами загрязнения, как загрязнение воды: именно морей и загрязнение мусором пляжей. А теперь давайте посмотрим на картинки попытаемся определить, какие виды загрязнения еще существуют. (Учитель демонстрирует фотографии, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «какой вид загрязнения изображен? Какой вред наносится природе на этой картинке» Затем учитель и учащиеся делают вывод).

Картинка № 1. (изображены на фотографии горы мусора в лесу) - Загрязнение природы отходами. Учитель: Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных. Горы отходов, которых становятся все больше и больше, приносят вред обитателям лесов, лугов и рек. Решение проблемы лежит в том, что человек выбрасывал мусор только в специальные контейнеры и сортировал его. Картинка № 2. (на фотографии изображен горящий лес) – Пожары. Учитель: Много лесов погибает из-за пожаров. С каждым годом пожаров по вине человека становится все больше и больше: брошенная незапущенная сигарета, непотушенный костер, случайно брошенная зажжённая спичка и т.д.

Картинка № 3. (на фотографии изображен вырубленный лес) - Вырубка лесов.

Учитель: Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

Картинка № 4. (на фотографии изображены вырванные с корнем цветы) -Истребление цветов.

Учитель: Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

Картинка № 5 (на фотографии изображена пробка из автомобилей и выхлопные газы, которые они выпускают). Загрязнение воздуха.

Учитель: На сегодняшний день чистый воздух -  это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.  Загрязненный воздух-причина многих болезней.

Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.

4. Заключительная часть

Учитель: Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд на тему «Что даёт природа человеку?» и посмотреть, как вы усвоили материал. (учитель вывод на экран кроссворд и дети все вместе разгадывают его)

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

В

 

 

2

 

 

4

О

1

 

Ж

 

3

О

Д

П

Р

И

Р

О

Д

А

И

 

Л

 

Т

Е

 

Щ

 

И

 

Д

Ж

 

А

 

Щ

 

Ы

Д

 

 

 

Е

 

Х

А

 

 

1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).

2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).

3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).

4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)

5. Загадка:

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая?

(Вода)

Учитель: Вы отлично потрудились и усвоили весь пройденный материал. Молодцы! А теперь давайте все хором повторим правила, которые нам помогут сохранить нашу планету зеленой. Я буду называть правило, а вы, если неправильно топайте своими ножками и так начинаем:

  1. Сажать деревья        
  2. Рвать цветы  
  3. Строить очистительные сооружения    
  4. Выбрасывать мусор в лесу
  5. Разводить вымирающих животных      
  6. Убивать животных
  7. Придумывать упаковочные материалы
  8. Оставлять костёр в лесу из не вредных веществ                            
  9. Убирать мусор в лесу    
  10. Вырубать леса.

Учитель: Умницы. За хорошую работу вы получаете зеленый значок эколога. И я надеюсь, что вы будете после этого урока, бережней относится к природе и не забудете золотые правила.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...