Коррекционно-развивающая среда на уроках социально-бытовой ориентировки.
статья

Терлецкая Светлана Григорьевна

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование активной позиции обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование активной позиции обучающихся.

Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка с ОВЗ.

То, что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.  

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать  школьника с  интеллектуальными нарушениями  к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может  включиться  в  трудовую  и  общественную  жизнь. Поэтому  необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу,  жить, по  возможности, в  семье  и  в  трудовом  коллективе. Социально-бытовая ориентировка относится к числу  специальных  коррекционных  занятий,  которые  проводятся  с  учетом возрастных и специфических особенностей умственно отсталых  детей.

Цель  курса  уже  сама  по  себе является  коррекционной -содействовать социальной адаптации  ребенка  с интеллектуальными нарушениями через подготовку его к самостоятельной жизни и труду, самообслуживанию, формирование бытовой ориентации. Выделение такой цели связано с тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах,  не  имеют  навыков  общения  и  в  результате  этого,  как  правило, несамостоятельны,  беспомощны  в  практической  жизни. Коррекционная направленность курса состоит в том, что дети получают первоначальные навыки экономического  воспитания,  бытовой  ориентировки,    погружаются  в  первые ситуации делового общения, которые для таких детей могут быть созданы пока только искусственно, в школе, на уроках СБО. Расскажу о том, каким образом мне удается обеспечивать коррекционную направленность данного курса. Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда  и  обувь»,  «Питание»,  «Семья»,  «Культура  поведения»,  «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

На занятиях по теме «Личная гигиена» я работаю с детьми над умениями и навыками  гигиены,  охраны  зрения,  осязания,  ухода  за  кожей,  сохранения и укрепления своего здоровья. На занятиях по теме «Питание» я предусматриваю ознакомление детей с основными  продуктами  питания,  способами  приготовления  и хранения  пищи, сервировки стола. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». В них я включаю материал о повседневном уходе за одеждой, обувью и жилищем. Пути  и  средства  установления  личных  взаимоотношений  в  семье,  группе, классе,  общественных  местах я  раскрывают в  темах  «Семья»  и  «Культура поведения».  Здесь  я  обучаю  детей правилам  поведения  за  столом,  в  музее, библиотеке, кинотеатре, клубе. Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользоваться средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются мною у детей при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь». Для  формирования  знаний,  умений  и  навыков  по  социально-бытовой ориентировке мною применяются  различные методы  и  приемы: наряду  с традиционными (объяснение, показ, экскурсии, практические работы) я использую нетрадиционные  и  имеющие  коррекционный  характер  (сюжетно-ролевые  игры, моделирование реальных ситуаций, разбор воображаемых ситуаций).

Уровень социально-бытовых навыков у большинства обучающихся находится на очень низком уровне, в  связи с этим многие из них далеко не всегда владеют различными  видами  бытового  труда.  Причем  они  затрудняются  не  только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Я ставлю перед собой задачу, чтобы ученик, независимо от его  интеллектуальных  и  физических  возможностей, все-таки овладел основными способами ухода за одеждой, навыками приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами даже в рамках своих психофизических возможностей.

Также при подготовке к практическим работам на уроках СБО приучаю детей организовывать свою деятельность в быту при помощи простого плана:

1) Какие этапы работы?

2) Какими способами мы будем это делать?

3) Определите нужные нам для этого инструменты и материалы.  

Также постоянно обращаю внимание на технику безопасности при обращении с различными бытовыми инструментами и приборами. Обучая  школьника общетрудовым  умениям, я  не  только  формирую их самостоятельность в домашнем труде, но и решает сложнейшую задачу -коррекцию недостатков умственной деятельности: развиваю умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Для этого мною используются пооперационные карты, предварительное планирование с проговариванием всех этапов работы, последующий словесный отчет о проделанной работе, в случаях затруднений предлагаю  детям  разложить  карточки  с  описанием  операций  в правильной последовательности. Также эффективными считаю такие приемы, как сравнение готового изделия (достигнутого результата) с образцом (желаемым результатом), пошаговое или пооперационное  выполнение  заданий  с различной  степенью помощью  учителя, напоминание цели и этапов работы. С помощью практических упражнений формируют двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных  работ  в  быту. Здесь  помогают  такие  приемы,  как  повторное инструктирование, повторный показ того или иного приема или действия, контроль за  руками  и  действиями  учащегося  при  выполнении  бытовой  операции, подготовительные  упражнения,  направленные  на  расчленение  и  отработку отдельных компонентов действия. Для формирования навыков контроля и саморегуляции на уроках СБО мною используются следующие дидактические приемы: прием взаимопомощи (контроль со  стороны  товарища,  обмен  изделиями),  обучение  текущему (в  процессе выполнения задания осуществляет учитель) и итоговому самоконтролю(ученик, с помощью  учителя,  инструкционной  карты  или  самостоятельно), объяснение причинно-следственных связей при выполнении бытового задания (Почему нужно сделать  так,  а  не  иначе?), выделение  критериев  оценки  задания  (например, аккуратность,   экономичность   расходования   материалов,   правильная последовательность, скорость и пр.).

Формированию  необходимых  в  быту  знаний  способствуют  виды работ, позволяющие не только закреплять полученные знания и умения в аналогичных ситуациях, но и применять их в новых ситуациях, приобретать новые навыки. Для этого  я,  например,  использую стандартные,  неадаптированные  для  наших  детей бытовые  инструкции,  чтобы  с  их  помощью приготовить  то  или  иное  блюдо, выполнить какие-либо работы бытового характера. Многим умственно отсталым учащимся не приходится бывать в учреждениях, оказывающих различные бытовые услуги населению.  Организация  условий,  побуждающих  школьников  обращаться  в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать – это  важные  задачи  коррекционной  работы. Важной  формой  работы в  данном направлении  является экскурсия.  Если  проведение  экскурсии  в  ту  или  иную организацию  или  учреждение  сферы  обслуживания  затруднено,  я  применяю сюжетно-ролевые игры или моделирование реальных ситуаций. Значение таких видов работ значительно повышается, если мы во время посещения или в процессе моделирования создаем ситуации делового общения с работниками этих служб, осуществляя простые операции: заполнение бланка, получение чека; пользование инструкцией по заполнению того или иного документа, пользование объявлением, извлечение нужной информации.

 Обучающиеся нашей школы обладают ограниченным запасом социально-бытовых знаний, необходимых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственнoe высказывание. Особые сложности возникают, если следует использовать полученные сведения на практике, например, действовать соответственно инструкции, особенно если она поступает от незнакомых им людей. Поэтому в ходе занятий по СБО и в повседневной жизни у школьников я обращаю внимание на развитие таких качеств, как доброжелательность,  уверенность,  умение  анализировать  ситуацию,  выделять мотивы для делового общения, умения вступать в контакт, поддерживать разговор, правильно  использовать  полученную  информацию.  

Кроме  экскурсий,   используются в данном направлении разыгрывание различных моделей реальных ситуаций, например, по  таким  темам:  «Посещение  школьной библиотеки», «День рождения», «На железнодорожном вокзале».  Весьма полезным считаю специально организованное общение с работниками школы при проведении режимных моментов, например, посещение различных служб школы (столовой, кабинета врача, мастерских и т.д.). При этом стараюсь дать обучающимся  выполнение разного рода практических заданий и поручений, которые требуют  контактов  с  незнакомыми  или  знакомыми  людьми,  реализации  умения действовать по полученной инструкции (как со стороны учителя СБО, так и со стороны  работников  школы).  Для  закрепления  и  отработки  различных коммуникативных  навыков  и  расширения  поведенческого  репертуара  детей использую  также  коллективное  (парами,  тройками,  в  несколько  человек) выполнение  тех  ли  иных  видов  деятельности,  тем  самым  ставя  их  перед необходимостью договариваться друг с другом; таким образом закрепляются умения соблюдать  правила  культуры  поведения  в  различных  ситуациях,  формируется вежливость, доброжелательность, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

 Также широко используются межпредметные связи при изучении различных тем, для этого выделяю немного времени на повторение необходимого  материала,  указывая  ещё  раз  его  практическую  направленность  и ценность  для  выполнения  предстоящей  работы. Наибольшим  потенциалом  в осуществлении  межпредметных  связей  обладают  такие  виды  работ,  как уроки-практикумы  по  вопросам  семейного  бюджета,  по  вопросам  распределения обязанностей в семье, ознакомление со стоимостью товара, решение задач-расчетов, определение массы различных веществ, практические упражнения по закреплению умения рационального выбора продуктов. В данном случае повторяются сведения по обществознанию,  математике, трудовому  обучению,  развитию  речи,  географии, естествознанию, чтению и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....