Развитие межполушарного взаимодействия
методическая разработка

Cтатеева Ирина Алексеевна
Опыт работы на развитие межполушарного взаимодействия с помощью нейропсихологических методов. Нейропсихологи  утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма. Воспитанники нашего детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями речи испытывают затруднения в речевом развитии. Поэтому разработали и реализуем проект "Умелые руки-чистая речь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_konferentsiya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской республики

Познавательное направление:

Развитие межполушарного взаимодействия

                        Составители:

учитель-логопед

                        Статеева И. А.;

учитель-логопед

                        Статеева Т. Б.

Чебоксары, 2021


Статеева Ирина Алексеевна, учитель-логопед Детского сада №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи

Представляем вашему вниманию наш опыт работы на развитие межполушарного взаимодействия с помощью нейропсихологических методов. Нейропсихологи  утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма. Воспитанники нашего детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями речи испытывают затруднения в речевом развитии. Поэтому разработали и реализуем проект «Умелые руки-чистая речь».

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое. Выигрывают же те, у кого их работа синхронна. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Важно развивать гармоничную работу головного мозга.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

•        зеркальное написание букв и цифр;

•        речевые нарушения;

•        неловкость движений;

•        агрессия;

•        плохая память;

•        отсутствие познавательной мотивации;

•        инфантильность.

Развиваем у ребят межполушарное взаимодействие с помощью кинезеологических упражнений и нейроупражений.

Для продуктивной работы мозгу нужны впечатления, новые задачи, новая информация. Как для детей, так и для взрослых нашему мозгу необходима разнообразная физзарядка. Наш мозг нуждается в упражнениях. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, у детей развивает оба полушария.

Ребята с удовольствием принимают участие в играх, результат приходит не сразу, а путем многократного повторения. По мере освоения упражнение усложняется или вводится новое.

Статеева Татьяна Борисовна
На коррекционных занятиях использую авторские нейрокарточки Оксаны Канаевой по автоматизации, дифференциации и моторному планированию слогов, слов раннего и позднего онтогенеза. Суть нейрокарточек в том, что участник воспроизводит положения рук, которую он видит на картинке и одновременно произносит соответствующий слог или слово. Карточки активизируют речь детей, многократно повторяет звуковые сочетания, совмещая их с движением.

Предлагаем вашему вниманию работу с неговорящими детьми.

Пособие используется как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. Благодаря межполушарному взаимодействию осуществляется переход информации из одного полушария в другое. Обеспечивается целостность и координация работы мозга. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскадом нейроных связей между полушариями, отделами мозга.

Статеева Ирина

Для того, чтобы мы могли определить уровень развития межполушарного взаимодействия можно пройти тест «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос – хлопок». А еще один способ тестирования такой: ребенок заводит одну руку за спину. Большим пальцем другой руки показывает, к какому месту на коже было прикосновение.  Кисточкой прикасаемся к 1 или 3 фаланге любого пальца, кроме большого. Детям дается 10 попыток. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

Для развития чувства ритма и межполушарного взаимодействия используется музыкальная игра. Берем любые предметы и любую ритмичную музыку. Каждый предмет означает различные действия: хлопки или стук по столу, или щелчки пальцами. Педагог выполняет движения, а ребенок повторяет.

Игра с грецкими орехами или карандашами. В каждую руку ребенок берет по два грецких ореха, сжимает их в кисти и начинает перекатывать, вращая то в одну, то в другую сторону, перемещая по ладони. Если выполнять это упражнение в течение трех минут снижается напряжение и увеличивается  заряд жизненных сил. Можно вращать карандаш вокруг пальцев, сначала выполняют одной рукой, затем другой, и двумя сразу.

Любимая игра «Не ошибись!» перекрестить руки с руками рядом сидящих и положить на колени соседа.  Необходимо не только хлопнуть по коленям соседа, но и передать фрукты или мяч из рук в руки. Задача — как можно быстрее передавать предмет. Количество предметов может постепенно увеличиваться (2,3 и т.д.).

Игры «Путанка» и «Змейка», цель игры- запутать и распутать круг не расцепляя рук.

Тренажер «Назови цвет» используем для тренировки полушарий головного мозга. Посмотрите на список и назовите цвет каждого слова, главное назвать цвет, не слово.  Первая половинка вашего мозга пробует сказать слово, в то время как левая сомневается его читать.

Татьяна 

В результате систематического использование неропсихологических методов и разнообразного игрового материала на развитие межполушарных связей у ребенка повышается стрессоустойчивость, улучшается память и внимание, мышление, совершенствуются графомоторные навыки, облегчается процесс чтения и письма, коррекция речевых нарушений осуществляется быстрее, снижается риск дисграфии и дислексии, повышается познавательная мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия

      Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...

Развитие межполушарного взаимодействия

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...

Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".

"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....