«Использование нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии»
презентация к уроку

Ирина Владимировна Терешина
«Использование нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии»
                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neyropsihologicheskiy_podhod.ppt736 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат №2 основного общего образования» «Использование нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии» Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №2» Терешина Ирина Владимировна г. Норильск – 2020 г. tereshina1975@mail.ru

Слайд 2

Актуальность: нередко логопедам встречаются сложные случаи нарушений письма, механизмы которых непонятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. Научные публикации Т. В. Ахтуниной, А. Н. Корнеева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Л. С. Цветковой дополняют знания логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления

Слайд 3

Дисграфия рассматривается как специфическое нарушение, отражающее в большей мере недостаточность фонологических способностей, дефицит зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа наряду с проявлением ряда моторных трудностей

Слайд 4

Варианты трудностей письма у обучающихся по Т. В. Ахтуниной Регуляторная дисграфия, обусловленная несформированностью произвольной регуляцией действий (функции планирования и контроля) Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу

Слайд 5

Регуляторная дисграфия У детей отмечаются проблемы: с удержанием произвольного внимания; с ориентировкой в задании; включения в задание; с переключением с одного задания на другое

Слайд 6

Регуляторная дисграфия У детей отмечаются ошибки: инертное повторение букв, слогов, слов; пропуски букв, слогов, слов; предвосхищение букв и контаминации слов; трудности языкового анализа;

Слайд 7

У детей отмечаются ошибки: устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; пропуски и замены гласных; нарушение порядка букв в слове; слитное написание слов Регуляторная дисграфия

Слайд 8

У детей наблюдается: повышенная утомляемость, уровень работоспособности меняется в течение недели, дня, урока; величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга

Слайд 9

У учащихся наблюдаются сложности: В ориентировке на тетрадном листе; В нахождении начала строки и ее удержании; У детей отмечаются ошибки: наклона и высоты букв; несоответствия букв по размеру; раздельное написание букв в слове; замена зрительно похожих и близких по написанию букв (к-н) Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу

Слайд 10

Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаимосвязи с другими психическими функциями и во взаимодействии с определенными зонами мозга

Слайд 11

Нейропсихологические приемы при коррекции дисграфии Упражнения при смешивании букв по зрительнопространственному сходству «Зеркальные рисунки»: написание букв, сопровождается их иллюстрациями; воспроизведение картинки, соответствующей исходной; написание «волшебного диктанта» , в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные черточками: шуба – ш _ _ _

Слайд 12

Упражнения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству игра «Хлопни и топни»: Звонкие звуки – прохлопать, глухие протопать. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат игра «Плюс-минус» Работа с карточками. На одной написан знак «+», на другой знак «-». Произнося слова с начальными звонкими и глухими согласными звуками, учащийся должен поднимать соответствующую карточку

Слайд 13

Работа с материалом Учащийся ощупывает материал и одновременно называет звуки: Упражнения при пропусках букв в словах: «Арабское письмо» Ученик должен записать слова, диктуемые с правой стороны строчки и наоборот, т. е. задом на перед: б – бархат, и – пенопласт, т – тесьма, в – вельвет и т д. «В океане живет рыба ёж». Ребенок пишет: «же абыр тёвиж енаеко В».

Слайд 14

Упражнение «Древнерусское письмо» Ребенок записывает слова только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями, затем только гласными по такому же принципу: Упражнение «Неудачный робот» Ребенок - робот, взрослый-конструктор. Робот пишет слова не полностью, а только определенную часть. Недописанную часть слова робот отмечает черточками: «Отважный Миша бежит от мыши». Ребенок пишет: «…тв…жн…й М…ш... б…ж…т …т м…ш…». Затем: «О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и». слово понедельник будет написано: по _ _ де _ _ _ ик.

Слайд 15

Упражнение «Волшебный диктант» Вводятся символы обозначения слов. Например, слова с буквой с обозначаются как «Х», слова с гласной е – «+», все остальные – «/»: «Мы смотрим на птичьи стаи на небе». Ребенок пишет: «/ Х / / / / +».

Слайд 16

ВЫВОД: В представленных методах предусматривается развитие всех необходимых функций и одновременно достигается развивающая цель; Вырабатывается умение следовать правилам, развивается речь, воображение, пространственные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком

Слайд 17

ВЫВОД: Представленные игры повышают грамотность обучающихся, оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент в процесс обучения, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

«Использование нейропсихологических приёмов при коррекции дисграфии»

Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи у ребенка, ибо они влияют на его учебные успехи. Это дисграфия и дислексия. Причина их возникновения - общее недоразвития речи. То...

"Использование игровых упражнений для коррекции дисграфии на уроках русского языка".

В данной статье содержится практический материал, используемый для коррекции письменной речи, который учителя начальной школы м...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»

   Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия. [[{"t...

Тема « Использование нейропсихологических приёмов при коррекции дисграфии»

Тема « Использование нейропсихологических приёмов при коррекции дисграфии»...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....