Программа логопедической работы 5-7 лет
рабочая программа
Программа логопедической работы для детей с нарушениями речи 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 340.74 КБ |
Предварительный просмотр:
В основе данной программы использованы:
Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н. Лиманская.
а также разработки отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы – Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования, сформированность навыков учебной деятельности и успешную социализацию в обществе.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
Образовательные:
формировать навыков учебной деятельности;
подготовить детей к обучению грамоте;
расширять представления детей об окружающем мире, формирование
целостной картины мира;
Коррекционно – развивающие:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных
навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие
фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи; развитие связной речи
дошкольников;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,
сотрудниками ДОУ.
Воспитательные:
воспитание коммуникативности, успешности в общении;
воспитание интереса к родному языку;
воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Кроме того, Программа ставит задачи, без решения которых невозможно в полном объеме добиться каких-либо результатов, это:
Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей повопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы : целевые ориентиры.
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного воспитания, описывают целевые ориентиры (п.4.1. ФГОС ДО).
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи,
и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
При успешном освоении логопедической Программы достигаются следующие показатели развития целевых ориентиров:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:
- умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии
с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже.
Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ
по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую
фразу;
- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-
образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.
II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.
III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю
(звукопроизношение + связная речь)
Всего 66 занятий в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР.
7 года жизни разделено на 2 периода обучения
I период – сентябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю.
II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия – 2 занятия в неделю
(звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)
Всего 68 занятий в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Так как на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - Коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
Планирование коррекционной работы
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития
психических процессов, уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование
сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Общее количество часов – 36
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка | I этап Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. | Диагностика по Громовой О.Е., по Серебряковой, по Стребелевой. |
Формирование артикуляторной базы . | II этап Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
Постановка звуков | III этап Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков |
Продолжение постановки звука, отработка звука | IV этап Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) |
Дифференциация звуков сходных по звучанию | V этап Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуковбудет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
логопедических занятий для детей с ФФНР: нарушение звукопроизношения
Недели | Занятия | Темы коррекционно- развивающей работы | Содержание коррекционно- развивающей работы | Программное содержание коррекционно-развивающей работы | ||||
Сентябрь | ||||||||
I | Фронтальное обследование | |||||||
II | ||||||||
1 этап (диагностический) | ||||||||
III | 1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. | ||||||
2 | ||||||||
II этап (подготовительный) | ||||||||
IV | 3 | Развитие внимания | Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы | Развивать внимательность, Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям воображение. | ||||
4 | Развитие операций сравнения и вывода. | Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары» | Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей. | |||||
Октябрь | ||||||||
I | 5 | Формирование артикуляционной базы звуков . | Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | ||||
6 | Формирование артикуляционной базы звуков . | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | |||||
II | 7 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к Логопедическим занятиям. | ||||
8 | Формирование артикуляционной базы звуков . | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | |||||
III этап (постановка звука) | ||||||||
III | 9 | Постановка звука (по подражанию) . | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях | ||||
10 | Постановка звука (по подражанию) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
11 . | Постановка звука (по подражанию | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях | |||||
12 | Постановка звука (механическим или смешанным способом) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях | |||||
Ноябрь IVэтап (автоматизация звука) | ||||||||
1 | Каникулы | |||||||
II | 13 | Закрепление звука (изолировано) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Закрепление звука Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | ||||
14 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Закрепление звука в слогах Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. | |||||
III | 15 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах Отработка навыков правильного звукопроизношения. | Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. | ||||
16 | Закрепление звука в словах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия | |||||
IV | 17 | Закрепление звука в словах Учить детей контролировать собственную речь. | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах Закрепить артикуляцию звука. | Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия | ||||
18 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту | |||||
Декабрь | ||||||||
I | 19 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту | ||||
20 | Закрепление звука в предложениях | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту. | |||||
II | 21 | Закрепление звука в чистоговорках. | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чистоговорках. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах | ||||
22 | Составление предложений с использованием изучаемого звука . . | Пальчиковая гимнастика Составление предложений. Проговаривание составленных предложений Закрепить правильное произношение звука в предложениях | Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность | |||||
III | 23 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках Закрепить правильное произношение звука в предложениях. | Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях | ||||
24 | Закрепление звука во фразовой речи . | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках Закрепить правильное произношение звука в предложениях | Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. | |||||
IV | 25 | Закрепление звука во фразовой речи . . | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках Закрепить правильное произношение звука в предложениях | Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях | ||||
26 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. Закрепить правильное произношение звука в стихах. | Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать | |||||
Январь | ||||||||
I | Каникулы | |||||||
II | ||||||||
III | 27 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. Закрепить правильное произношение звука в стихах. | Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать | ||||
V этап (дифференциации) | ||||||||
28 | Игры на развитие речеслухового анализатора | Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. | |||||
IV | 29 | Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. | Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. | ||||
30 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. | Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки | |||||
I | 31 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. | Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква» | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук | ||||
32 | Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение | |||||
II | 33 | Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. | ||||
34 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. | |||||
III | 35 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках . | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость | ||||
IV | 36 | Повторение изученного. Подведение итогов. | Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора | Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедической работы с детьми с двуязычием
В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...
Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...
Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)
Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...
Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 класс
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых...
Коррекционно-развивающая программа логопедической работы с детьми в микрошколе.
Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей 6-7 лет, посещающих микрошколу....
«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»
Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы...
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...