Программа логопедической работы 5-7 лет
рабочая программа

Программа логопедической работы для детей с нарушениями речи 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx340.74 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\MedBlok\Pictures\2023-02-27 22\22 001.jpg

        В основе данной программы использованы:

Программа  логопедической  работы  по  преодолению  фонетико- фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н. Лиманская.

а также разработки отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы – Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной  образовательной  программы  дошкольного  образования, сформированность навыков учебной деятельности и успешную социализацию в обществе.

В  процессе  коррекционного  обучения  детей-логопатов  решаются следующие задачи:

Образовательные:

 формировать навыков учебной деятельности;

 подготовить детей к обучению грамоте;

 расширять представления детей об окружающем мире, формирование

целостной картины мира;

Коррекционно – развивающие:

 раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

 устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных

навыков,  звукопроизношения,  слоговой  структуры)  и  развитие

фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

 развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

 уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;

формирование грамматического строя речи; развитие связной речи

дошкольников;

 осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ.

Воспитательные:

 воспитание коммуникативности, успешности в общении;

 воспитание интереса к родному языку;

 воспитание  гармоничной  личности,  обеспечение  эмоционального благополучия ребёнка.

Кроме того, Программа ставит задачи, без решения которых невозможно в полном объеме добиться каких-либо результатов, это:

 Повысить  компетентность  педагогов  ДОУ  в  сфере  эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

 Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей повопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы : целевые ориентиры.

             Планируемые  результаты  освоения  детьми  общеобразовательной программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного воспитания, описывают целевые ориентиры (п.4.1. ФГОС ДО).

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение  каждым  ребенком  уровня  речевого  развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи,

и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

При успешном освоении логопедической Программы достигаются следующие показатели развития целевых ориентиров:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:
  • умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии

с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже.

Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ

по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую

фразу;

  • педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-

образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате этого у ребенка сформированы первичные представления о семье, себе, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

 выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

 осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи  детям  с  нарушениями  речи  с  учетом  особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

 возможность  освоения  детьми  с  нарушениями  речи  основной общеобразовательной  программы  ДОУ  и  их  интеграции  в образовательном учреждении.

       В  соответствии  со  спецификой  логопедического  пункта  ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН.

6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю

(звукопроизношение + связная речь)

Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР.

7 года жизни разделено на 2 периода обучения

I период – сентябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия – 2 занятия в неделю

(звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

Всего 68 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

        Так как на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие

речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры

слов

- Коррекция звукопроизношения

Планирование коррекционной работы

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития

психических процессов, уровня речевого развития.

Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.

• Исследование неречевых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование

сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,

готовности к обучению.

• развитие органов артикуляции;

•развитие слухового внимания и слухового контроля;

•развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

•коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•активизация и расширение словарного запаса;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Общее количество часов – 36

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в

зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Постановка

произношения

звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика

речевых и неречевых

функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических

сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Громовой О.Е., по

Серебряковой, по Стребелевой.

Формирование

артикуляторной базы

.

II этап

Формирование  и  развитие  артикуляторной  базы,

развитие и совершенствование сенсомоторных функций,

психологических предпосылок и коммуникабельности,

готовности к обучению

Артикуляционные упражнения.

Упражнения и задания для

развития психических процессов.

Постановка звуков

III этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и

синтеза.

Составляется из правильно

произносимых звуков

Продолжение

постановки звука,

отработка звука

IV этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах,

фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным

звуком. Из упражнений

исключаются звуки близкие к

поставленному (например

закрепляется л исключаются л',

если ребенок не произносит р, р',

то и они)

Дифференциация

звуков сходных по

звучанию

V этап

Дифференциация изученного и поставленных раннее

звуков.

Насыщается дифференцируемыми

звуками и закрепляемым звуком.

Из упражнений исключаются

близкие, еще не отработанные звуки

          Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуковбудет все больше и больше расширяться.

         В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

логопедических занятий для детей с ФФНР: нарушение звукопроизношения

Недели

Занятия

Темы коррекционно-

развивающей

работы

Содержание коррекционно-

развивающей работы

Программное содержание

коррекционно-развивающей

работы

Сентябрь

I

                                      Фронтальное обследование

II

                                                         1 этап (диагностический)

III

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения.

Анатомическое  строение  артикуляционного  аппарата.  Речевая  моторика.  Состояние дыхательной  и  голосовой  функций.  Особенности  динамической  стороны  речи.

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.  Исследование  понимания  речи  (импрессивной).  Исследование  лексики  и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

2

II этап (подготовительный)

IV

3

Развитие внимания

Игровые упражнения: «Найди

отличия», «Корректор»,

«Чего не хватает» , «Найди

спрятанные предметы

Развивать внимательность,

Формировать у детей

усидчивость, стремление доводить

начатое до конца. Вызвать интерес к

занятиям воображение.

4

Развитие операций

сравнения и вывода.

Игровые упражнения:

«Сравни геометрические

фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения.

Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей.

Активизировать речь детей.

                                                                  Октябрь

I

5

Формирование

артикуляционной базы

звуков

.

Пальчиковая гимнастика Артикуляционная

гимнастика: «Сказка о

веселом язычке».

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

6

Формирование

артикуляционной базы

звуков

.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика: «Сказка о

ветерке».

Мимическая гимнастика

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Общее развитие речевого аппарата.

Развивать мелкую моторику рук.

Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции.

Вызвать интерес к логопедическим

занятиям.

II

7

Формирование

артикуляционной базы

звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра:

«Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику.

Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения.

Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к

Логопедическим занятиям.

8

Формирование

артикуляционной базы

звуков

.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Общее развитие речевого аппарата.

Развивать мелкую моторику рук.

Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки

правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

                                                    III этап (постановка звука)

III

9

Постановка звука (по

подражанию)

.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Учить детей следить за правильным

положением органов

артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание,

память. Воспитывать правильное поведение на занятиях

10

Постановка звука (по

подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

11

.

Постановка звука (по

подражанию

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать внимание, память.

Воспитывать правильное поведение на занятиях

12

Постановка звука

(механическим или

смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать внимание, память.

Воспитывать правильное поведение на занятиях

Ноябрь

IVэтап (автоматизация звука)

1

                                                            Каникулы

II

13

Закрепление звука

(изолировано)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным

положением органов артикуляции.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать правильное поведение на занятиях.

14

Закрепление звука в

слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать

артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать

мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

III

15

Закрепление звука в

слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и

упражнения

Закрепление звука в слогах

Отработка навыков правильного

звукопроизношения.

Развивать

воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать

отзывчивость.

16

Закрепление звука в

словах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать

собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного

аппарата. Воспитание усердия

IV

17

Закрепление звука в

словах

Учить детей контролировать

собственную речь.

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Закрепить

артикуляцию звука.

Развивать

подвижность артикуляционного

аппарата. Воспитание усердия

18

Закрепление звука в

словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в

словосочетаниях.

Учить детей контролировать

собственную речь. Закрепить

артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать

доброту

        Декабрь

I

19

Закрепление звука в

словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать

собственную речь. Закрепить

артикуляцию звука. Развивать

слуховое внимание. Воспитывать

доброту

20

Закрепление звука в

предложениях

Игры на развитие слухового

внимания.

Закрепление звука в предложениях

Учить детей контролировать

собственную речь. Закрепить

артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать

доброту.

II

21

Закрепление звука в

чистоговорках.

Игры на развитие слухового

внимания.

Закрепление звука в чистоговорках.

Учить детей контролировать

собственную речь. Закрепить

артикуляцию звука. Развивать

слуховое внимание. Воспитывать

уверенность в своих силах

22

Составление

предложений с

использованием

изучаемого звука

.

.

Пальчиковая гимнастика

Составление предложений.

Проговаривание

составленных предложений

Закрепить правильное произношение

звука в предложениях

Развитие

мелкой моторики. Развитие связной

речи. Формирование умения строить

предложения. Воспитывать

доброжелательность

III

23

Закрепление звука во

фразовой речи

Игры на развитие слухового

внимания, памяти.

Закрепление звука в

чистоговорках

Закрепить правильное произношение

звука в предложениях.

Развитие

мелкой моторики. Развитие

внимания, памяти. Развитие связной

речи. Воспитывать правильное

поведение на занятиях

24

Закрепление звука во фразовой речи

.

Игры на развитие слухового

внимания, памяти.

Закрепление звука в

чистоговорках

Закрепить правильное произношение

звука в предложениях

Развитие

мелкой моторики. Развитие

внимания, памяти. Развитие связной

речи. Воспитывать правильное

поведение на занятиях.

IV

25

Закрепление звука во

фразовой речи

.

.

Игры на развитие слухового

внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение

звука в предложениях

Развитие

мелкой моторики. Развитие

внимания, памяти. Развитие связной

речи. Воспитывать правильное

поведение на занятиях

26

Закрепление звука в

стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с

изучаемым звуком.

Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение

звука в стихах.

Развитие мелкой

моторики. Развитие связной речи.

Воспитание умения внимательно

слушать

Январь

I

        Каникулы

II

III

27

Закрепление звука в

стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с

изучаемым звуком.

Разучивание стихов с

изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение

звука в стихах.

Развитие мелкой

моторики. Развитие связной речи.

Воспитание умения внимательно

слушать

                                                    V этап (дифференциации)

28

Игры на развитие

речеслухового

анализатора

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения:

«Повтори за мной»,

«Испорченный телефон»,

«Угадай звук»

Учить различать звуки сходные по

звучанию. Учить дифференцировать

звуки. Развивать мелкую моторику

рук.

IV

29

Звуки […., ….´]

(изучаемые) в нашей

жизни.

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения:

«Послушай и скажи

правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь

меня»

Учить различать звуки сходные по

звучанию. Учить дифференцировать

звуки. Развивать мелкую моторику

рук.

30

Дифференциация

звуков […., ….´]

(изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения:

«Отгадай слово», «Придумай

пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по

звучанию. Учить дифференцировать

звуки

I

31

Дифференциация

звуков […., ….´]

(изучаемые) в

предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание

предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение :

«Потерянная буква»

Учить детей составлять

предложения, рассказ. Развивать

воображение, мелкую моторику рук

32

Дифференциация

звуков […., ….´] в

фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по

картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять

предложения, рассказ. Развивать

воображение

II

33

Дифференциация

звуков [….,

….´](изучаемые) в

фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по

картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять

предложения, рассказ. Развивать

воображение.

34

Дифференциация

звуков […., ….´]

(изучаемые) в стихах и

загадках

Заучивание стихов, песен,

загадок.

Продолжать учить детей

контролировать свою речь.

Формировать интерес к литературе.

Воспитывать отзывчивость.

III

35

Дифференциация

звуков […., ….´]

(изучаемые) в стихах и

загадках

.

Заучивание стихов, песен,

загадок.

Продолжать учить детей

контролировать свою речь.

Формировать интерес к литературе.

Воспитывать отзывчивость

IV

36

Повторение

изученного.

Подведение итогов.

Игры и упражнения на

развитие речеслухового

анализатора

Формировать уверенность в себе.

Развивать артикуляцию.

Формировать навыки правильной и

грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы с детьми с двуязычием

В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 класс

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых...

Коррекционно-развивающая программа логопедической работы с детьми в микрошколе.

Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей 6-7 лет, посещающих микрошколу....

«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»

Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...