Методические рекомендации по использованию слов-антонимов при формировании системной лексики
методическая разработка

Формирование системной лексики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации113 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию слов-антонимов

при формировании системной лексики

у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

Содержание:

1. Значение слов-антонимов в речи.

2. Последовательность работы над словами-антонимами.

3. Использование слов-антонимов при изучении лексических тем:

-        овощи

-        деревья

-        грибы

-        одежда

-        перелетные птицы

-        зимующие птицы

-        животные жарких стран

-        семья

-        транспорт

-        наш город

-        День защитника Отечества

-        Женский день - 8 Марта

-        зима

  • дружба

4. Нахождение слов-антонимов в пословицах и поговорках.

5. Использование слов-антонимов при автоматизации звуков: с – с, з – з, ш - ж, л – л, р - р’.

АНТОНИМЫ - это слова противоположного значения.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает детей к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.

Антонимы являются средством выразительности речи, они обогащают нашу речь, делают ее точнее, содержательнее и интереснее, развивают внимание, память, мышление.

На занятиях с детьми-речевиками - это один из приемов коррекционной работы, способствующий: формированию лексики, развитию грамстроя речи, совершенствованию звукопроизношения и являющийся интересным видом работ в направлении развития навыков связной речи.

Подбор антонимов вначале следует производить на наглядном материале (предметы, картинки):

Большое и маленькое яблоко

Высокий и низкий дом

Короткий и длинный карандаш

Черный и белый лист бумаги

Можно использовать упражнения и без применения наглядности:

Камень тяжелый, а пух ...

Река широкая, а ручей ...

Ночью темно, а днем ...

Земля черная, а снег ...

Для уточнения смысла слов противоположного значения полезно спросить:

Что бывает горьким, а что сладким?

Что тяжелым, а что легким?

Что старым, а что новым?

        Дальше   можно   использовать   пары   предметов   и   пары   предметных
картинок, имеющих противоположные свойства (характеристики, описание):
                    Две ленты:        Длинная - короткая

Широкая – узкая

Черная - белая

Два карандаша: Большой - маленький

    Длинный - короткий

    Толстый - тонкий

    Тяжелый - легкий

    Светлый - темный

    Тупой – острый

Медведь и медвежонок:
Большой- маленький
Высокий - невысокий
Тяжелый- легкий
Сильный- слабый

       Ловкий — неуклюжий        
      Старый - молодой
     Умный - глупый
    Хмурый - веселый

Следующий этап — это подбор антонимов при изучении лексических тем.

1.ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

ТЕМА «ОВОЩИ»

Логопед называет слово — признак, а ребенок слово признак наоборот с названием и показом овоща:

Грязные - чистые овощи ( огурцы, помидоры)

Сладкий — горький лук (чеснок, перец)

Сырая - вареная картошка (свекла)

Легкий - тяжелый кабачок (арбуз)

Большая - маленькая помидорка (редиска)

Мелкая - крупная редька (репка)

Тонкая- толстая морковка

Длинный — короткий огурец

Твердая — мягкая капуста (помидорка)

Мокрая - сухая картошка

Соленый- свежий огурец (лук)

Неспелые - спелые овощи помидоры)

Вредные — полезные овощи

        ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

Логопед называет признак дерева, а ребенок слово-признак наоборот с названием того дерева, на которое укажет логопед.

Тополь большой - березка маленькая

Кедр высокий — елочка низкая

Дуб толстый - осинка тонкая

Сосна прямая - березка кривая (изогнутая)

У сосны шишки легкие - у кедра тяжелые

У осины сок горький — у березы сладкий

У ели ветви растут вниз — у березы вверх

У деревьев ствол есть - у кустов нет

У березы листочки маленькие - у тополя большие

Ягоды малины сладкие - у рябины горькие

Хвойные леса темные — березовые светлые

Хвойные деревья зимой одеты - лиственные раздеты (голые)

Срубить дерево быстро - растить долго

          ТЕМА «ГРИБЫ»

Логопед   называет   сочетание   слов,   ребенок   называет   сочетание   наоборот   и показывает на картинке.

Съедобные грузди - несъедобные мухоморы

Толстые белые грибы — тонкие опята

Высокие подберезовики - низкие рыжики

Светлые белые грузди - темные опята

Чистые волнушки - грязные грузди

Ядовитые поганки — неядовитые сыроежки

Полезные белые грибы - вредные (опасные поганки)

Безопасные подосиновики - опасные мухоморы

Сырые грузди - сухие грузди

Сырые сыроежки - вареные (жареные)

Свежие белые грибы - сушеные (старые, соленые)

Хорошие грибы - плохие (гнилые)

Собирать грибы - вываливать

Замачивать грибы - сушить грибы

          ТЕМА «ОДЕЖДА»

Летняя - зимняя шуба

Взрослая - детская рубашка

Мужской - женский пиджак

Домашний - рабочий халат

Повседневная — праздничная одежда

Маленькая — большая куртка

Толстая — тонкая рубашка

Легкое - тяжелое пальто

Длинные - короткие шорты

Узкий - широкий шарф

Светлый - темный свитер

Дорогой - дешевый костюм

Высокая - низкая шляпа

Черная - белая футболка

Чистое — грязное платье

Старые - новые джинсы

Целые - порванные носки

Сухой — мокрый костюм

Мягкие - твердые джинсы

Мал - велик сарафан

Широка — узка юбка

Легка - тяжела шуба

Коротки - длинны брюки

Маловат — великоват жилет (большеват)

Длинновато - коротковато пальто

Широковатая - узковатая юбка

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Как поют птицы, какие у них голоса. Использовать грамзапись голосов птиц, дети имитируют их голоса.

Тихий голос у лебедя - громкий у гуся :га-га-га

Спокойный у кукушки- возбужденный (настойчивый) у утки: кря-кря

Серьезно кричит грач - беззаботно кукует кукушка :ку-ку, ку-ку

Медленно кукует - быстро свистит скворец: фью-фью

Глухо кукует - звонко гогочет гусь? Га-га-га

Громче курлычут весной - тише курлычут журавли осенью: курлы-курлы

Печальнее поют осенью - веселее (радостнее) весной: га-, кря-, фью-, курлы-, кра..

Кроме кукушки, почему?)

Данный прием можно использовать и по теме «Зимующие птицы»

ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Голубь тихий - воробей шумный

Воробей глупый - голубь умный (почтовый), галка

Ворона спокойная - воробей шустрый, юркий, подвижный        

Галка серьезная - сорока болтливая

Сова хищная - голубь доброжелательный

Филин большущий - синичка малюсенькая

Воробей меньше - ворона больше

Сова крупнее — синичка мельче

Филин толще - свиристель тоньше        

Сорока светлее — галка чернее (темнее)

Сова старая - совенок молодой

Сова и филин днем спят - а ночью не спят

•    никто из них зимой не высиживает яйца - а клесты высиживают (выводят птенцов)

•    часть птиц весной не улетают - а снегири, свиристели, клесты весной улетают на север. Почему?

ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Один ребенок описывает слона, используя карточки-символы, а другой сравнивает его с другими животными.

Слон большой - обезьяна маленькая

Слон высокий - бегемот низкий

Слон толстый - кенгуру тонкая         

Слон тяжелый- обезьяна легкая

Слон сильный — черепаха слабая

Слон добрый - лев злой

Слон серьезный - обезьяна веселая (смешная)

Слон неуклюжий - тигр ловкий

ТЕМА «СЕМЬЯ»

Логопед говорит половину предложения, а ребенок добавляя, проговаривает все
сложное предложение.        

1. Мама молодая, а (бабушка пожилая (старая).

2. Папа выше ростом, а (мама ниже).

3. Мама идет слева, а (папа справа)

4. Мама приходит рано, а (папа поздно).

5. Папа спускается по лестнице, а (мама поднимается).

6. У мамы длинные волосы, а (у папы короткие).

7. Бабушка идет впереди, а (дедушка сзади).

8. Мы проводили дедушку, а (встретили бабушку).

9. Ты младший в семье, а сестра (брат), Оля (Коля) старший.        
10.Сестра ушла, а (брат пришел).                                                                                            

11.Брат прячется, а (сестра ищет).        

12.Дочка старше, а (сын младше)        

13.Сын снял грязную рубашку, а (надел чистую).

14. Папа выиграл в шахматы, а сын (мама) проиграл).        

15.Ночью семья спит, а (утром встает).        

ТЕМА «ТРАНСПОРТ». ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ.

Ребенок отвечая наоборот, сопровождает свою речь действиями.

Использовать: предметы, макеты или соответствующие сюжетные картинки.        

1. Машина заехала в гараж. (Машина выехала из гаража)

2. Машина не поехала по дороге. (Машина поехала по дороге).        

3. Машина съехала с моста. (Машина въехала на мост).

4. Машина въехала на горку (Машина съехала с горки).

5. Машина наехала на светофор. (Машина не доехала до светофора).

6. Машина отъехала от дома. (Машина приехала к дому).

7. Машина отъехала от ворот. (Машина въехала в ворота).

8. Машина выехала со двора. (Машина заехала во двор).

9. Машина уехала от гаража. ( Машина приехала к гаражу).

10.Машина выехала из гаража. (Машина въехала в гараж).

11.Я уехал из дома. (Я приехала домой).

12.Я зашел в машину. (Я вышел из машины).

13.Я сказал: «До свидания». (Я сказал «Здравствуйте»).        

ТЕМА «НАШ ГОРОД».
Что делают жители нашего города.

Трудятся (отдыхают), празднуют (работают), болеют (лечатся), молодеют (стареют), умирают (рождаются, живут), разрушают (строят), убирают (сорят), бросают (подбирают), увозят (привозят), приезжают (уезжают), радуются (печалятся, грустят), плачут (смеются), охраняют, сторожат (воруют), дружат (ссорятся), вредят (помогают), трудятся (ленятся), покупают (продают), грузят (разгружают), учат (учатся), зажигают (гасят), выключают (включают), поджигают (тушат), горюют (веселятся), прощаются (здороваются), толстеют (худеют), хмурятся (улыбаются), скучают (радуются), забывают (вспоминают), находят (теряют), бледнеют (краснеют, ненавидят (любят), хвалят (ругают), выходят (заходят), спят (встают), застегивают (расстегивают), снимают (надевают), завязывают (развязывают), ломают (делают), разрешают (запрещают), говорят (молчат), обижают (защищают).

ТЕМА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Мальчики отвечают от имени воинов.

1. Ночью мы спим. (А мы - пограничники не спим, охраняем нашу землю).

2. Мы встаем утром поздно. (А мы - солдаты встаем утром рано).

3. Мы живем с мамой и папой. (А мы - воины в армии без родителей).

4. В саду мы много отдыхаем. (А мы в армии много работаем).

5. У мальчиков игрушечное оружие. (А у нас, солдат, настоящие автоматы).

6. В армию не берут слабых и больных. (В армию берут здоровых и сильных).

7. Юношей в армию провожают с грустью. (А встречают нас из армии с радостью, весело).

8. Солдаты защищают не чужую страну. (Мы охраняем родную страну).

9. Нам не нужна война. (Нам нужен мир!)

ТЕМА «ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ - 8 МАРТА»

А. Дети сравнивают маму и бабушку. Использовать фотографии, нарисованные детьми портреты мам. Логопед использует сведения о мамах и бабушках детей.

1. Людмила Ивановна - (это моя мама), Ольга Петровна - (это моя бабушка).

2. Ольга Петровна пожилая - (Людмила Ивановна молодая)

3. Бабушка старше - (мама младше, моложе).

4. Мама выше ростом - (бабушка ниже мамы).

5. У бабушки седые белые волосы - (у мамы черные).

6. У мамы длинные волосы - (у бабы короткие).

7.   У мамы прямые волосы — (у бабы кудрявые).

8. У бабули глаза светлые - (у мамы темные).

9. У мамы голос громкий - (у бабы тихий).

10.Мама ходит быстро - (баба ходит медленно).

11.Бабушке нравится длинная одежда - (короткая).

12.Бабушка сейчас не работает, на пенсии - (мама работает на заводе).

13.Бабушка раньше работала учителем - (мама сейчас работает врачом).

14.Мама живет с нами вместе — (бабушка живет не с нами, отдельно, одна).

15. Баба пришла в гости — ( мама ушла в гости).

16. Вчера мама работала- (сегодня мама отдыхает).

17.Баба сняла пальто — (мама надела пальто).

18. Бабе открыли дверь — (за мамой закрыли дверь).

19.Бабу встретили - (маму проводили).

20.Бабе обрадовался - (по маме загрустил).

21.Баба уедет завтра - (мама придет сегодня).

В. Рассказ о бабушке. Ребенок проговаривает обе части предложения.

1. Бабушка приехала сегодня - (а уедет завтра).

2. Завтра будут проводы бабушки - (а сегодня у нас встреча).

3. Сегодня будем отмечать приезд - (а завтра отъезд).

4. Мне мало лет - (а бабе много).        

5. Я еще ребенок - (а бабушка - взрослый человек)

6. Я у бабы старший внук - (а Рома - младший внук).

7. С бабушкой играли: я прятался - (баба искала меня).

8. Я нечаянно сломал машинку - (баба сделала, починила ее).

9. Баба любит теплое молоко - (я холодное).

10.Баба первая съела кашу - (я съел последний).

11.Мы гуляли на улице: сначала я был бледный - (потом я стал румяным).

12.Я потерял варежку - (баба нашла ее).

13.Я люблю, чтобы в комнате было прохладно - (баба любит, чтобы было тепло).

14.Я иногда бываю грубым — (баба всегда ласковая).

15.Когда я начинаю хмуриться - (баба улыбается).

16.Без бабы мне скучно - (с бабой мне весело).

17. Когда меня кто-то обижает — (баба меня жалеет).

18.Я бабушку никогда не обижу - (я ее всегда защищу).

ТЕМА «ЗИМА».

Сравнение зимы и  лета.

1. Летом солнце и светит и греет - (зимой светит, но не греет).

2. Летом дни длинные - (зимой дни короткие).

3. Летом ночи короче - (зимой ночи длиннее).

4. Летом идет дождь - (зимой снег).

5. Летом от дождя грязно - (зимой от снега бело, чисто).

6. Летом от дождя лужи - (зимой из снега сугробы)

7. Летом дует теплый ветер - (зимой холодный).

8. Летом   перелетные  птицы   никуда  не  улетают -  (зимой  перелетные  птицы улетают на юг).

9. Летом дикие животные не в спячке - (зимой ежи и медведи спят). 10.Летом деревья и кусты зеленые, одетые - (зимой они голые).

11.Летом люди носят тонкую легкую одежду - (зимой люди одевают толстую тяжелую одежду).

12.Летом много времени проводим на улице - (зимой мало, т.к. холодно и рано темнеет).

ТЕМА «ДРУЖБА»

I. Дети рассказывают о своих друзьях.

1. Есть враг - а у меня есть друг Саша.

2. Он светловолосый? (Он темноволосый).

3. Он темноглазый? (У меня друг светлоглазый).

4. Он светлобровый? (Рома темнобровый).

5. Он бледный? (Мой друг румяный).

6. Он больной? (Нет, он здоровый).

7. Он неуклюжий? (Он ловкий).

8. Он спокойный? (Друг бывает шустрый, подвижный)

9. Он молчаливый? (Рома говорливый)

10.Он неряшливый? (Друг аккуратный, опрятный).

11.Он слабый? (Мой товарищ сильный, здоровый).

12.Он грубый? (Алеша вежливый, ласковый)

13.Он равнодушный? (Нет друг внимательный, отзывчивый)

14.Он скрытный? ( Рома откровенный).

15.Он печальный? ( Мой друг веселый, жизнерадостный).

16.Он лживый? (Нет, он честный, правдивый)

17.Он робкий? (Антон неробкий, смелый)

18.Он злой? ( Нет, он добрый, ласковый)

19.Он непоседливый? (Мой друг спокойный, усидчивый)

20.Он глупый? (Нет он умный, начитанный)

21.Между вами вражда? (нет, у нас с Сашей настоящая дружба).

II . Дети рассказывают друг о друге, давая в конце советы, с кого надо брать пример.

1. Слава на занятиях отвечает громко, а... (тихо)

2. Алеша обычно первый поднимает руку, а... (последний)

3. Настя всегда отвечает быстро, а... (медленно).

4. Ваня на занятиях внимательный, а ... (рассеянный).

5. Поля всегда усидчивая, а... (непоседливая).

6. У Оли прическа аккуратная, а ... (небрежная).

7. Женя и Рома одеваются быстро, а ... (медленно).

8. Владик кушает с аппетитом, а ... (без аппетита).

Антонимы встречаются в пословицах и поговорках.

-        Произнеси пословицу

-        Найди слова - наоборот (антонимы)

-        Объясни значение пословицы.

1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

2. На голове густо, а в голове пусто.

3. Велик телом, да мал делом.

4. На черной земле белый хлеб родится.

5. Меньше говори, а больше делай.

6. Иди вперед, а оглядывайся назад.

7. Маленькое дело лучше большого безделья.

8. Родная сторона- мать, чужая мачеха.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Черная земля белых рук не любит.

11. У мудрого человека длинные уши, а язык короткий.

12. От умного научишься, от глупого разучишься.

13.Труд кормит, а лень портит.

14.Ученье - свет, не ученье - тьма.

15. Пока ленивый разомнется, трудолюбивый с работы вернется.

16.3емля зимой силу копит, а летом отдает.

17.Кто мало говорит, тот больше делает.

18.Усердный все получит, а ленивый потеряет.

19.Мир строит, а война разрушает.

20.Летом не соберешь, зимой не найдешь.

21. Сожмешь - кулак, разожмешь -ладонь.

22.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

23. Враг побежит, если ты не побежишь.

24.Дождь вымочит, солнце высушит.

25.Как аукнется, так и откликнется.

26.Не смейся чужой беде - своя на гряде.

27.3има без снега, лето без хлеба.

28.Все за одного, один за всех.

29.Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

30.Одежда лучше новая, а друзья лучше старые.

31.Готовь сани летом, а телегу зимой.

32.Кто летом жары боится, тот зимой голодным насидится.

33.Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Антонимы используются при формировании произносительной стороны речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

ДЛЯ ЗВУКА-С-.

Темный - светлый,         

Широкий - узкий,

Грубый - ласковый,

Просторный - тесный,

Первый - последний,

Игрушечный — настоящий,

Мокрый- сухой,

Редкий - густой,

Сильный - слабый,

Низкий - высокий,

Горький — сладкий,

Грязный- чистый,

Трусливый- смелый,

Высокий - низкий,

Веселый - грустный,

Молодой - старый,

Грустный - радостный,

Храбрый- трусливый,

Вражеский- дружеский,

Провожающий - встречающий,

Тупой- острый,

Тесный - просторный,

Младший - старший,

Дружеский- вражеский,

Скучный - веселый,

Медленный — быстрый,

Далекий — близкий,

Застегнутый- расстегнутый,

Запечатанный - распечатанный        

разгладить - смять,

темнеет- светлеет,

заходит - восходит,

надеть - снять,

мочить - сушить,

идти — стоять,

встать-сесть,

лечь - встать,

бежать—стоять,

сесть- встать,

грубить - ласкать,

прятать - искать,

провожать - встречать,

худеть - толстеть,

печалиться - смеяться,

слева - справа,

сыро - сухо,

далеко- близко,

высоко- низко,

темно- светло,

вверх - вниз,

редко - густо,

широко - узко,

грязно - чисто,

осень - весна,

сила - слабость,

проводы - встреча, темнота - свет,

заход - восход.

ДЛЯ ЗВУКА-СЬ-

Грустный - веселый

Слабый - сильный

Завтрашний - сегодняшний

Надеть - снять

Поднять- опустить

Встать – сесть

Лежать - сидеть

Отнеси- принеси

Застегнуть - расстегнуть

Принести - унести

Грустить - веселиться

Поднять - опустить

Трава - сено.

весна- осень

грусть - веселье

любовь - ненависть

брат- сестра

слабость - сила

жизнь - смерть

вчера - сегодня

справа - слева

чистота - грязь

улыбка- грусть

проводы - встреча

трус- смельчак

ДЛЯ ЗВУКОВ: 3- ЗЬ

Добрый -злой

Летний - зимний

Ранний - поздний

Чистый - грязный

Больной — здоровый

Сегодняшний -завтрашний

Восходит - заходит

Тушить- зажигать

Выходить- заходить

Расстегнуть — застегнуть

Скомкать — разгладить

Открыть- закрыть

Разрешить- запретить

Отъезжать- приезжать

Порвать - зашить

смерть - жизнь

восход - закат

добро - зло

враги - друзья

сегодня - завтра

отъезд - приезд

доброта-злость

спереди - сзади

рано - поздно

снаружи - изнутри

до свидания - здравствуйте

работа - безделье

холод - зной

слепой - зрячий

скромность - зазнайство

ДЛЯ ЗВУКОВ: Ш- Ж

Маленький - большой

Старший - младший

Узкий — широкий

Зажигать- тушить

Вышел - зашел

Потерял - нашел

Намочил- высушил

Идешь — стоишь

Ниже - выше

Ближе - дальше

Дороже - дешевле

Больше - меньше

Уже — шире

Старт – финиш

мертвый - живой

мятый - глаженый

ловкий - неуклюжий

легкий - тяжелый

верхний - нижний

холодный - жаркий

худой - жирный

густой - жидкий

мягкий - жесткий

внутренний - наружный

люблю - ненавижу

тушить - зажигать

выше - ниже

дальше - ближе

ДЛЯ ЗВУКА:-ЛЬ-

Слабый - сильный

Ловкий - неуклюжий

Первый - последний

Короткий - длинный

Румяный - бледный

Здоровый - больной

Радостный — печальный

Большой - маленький

Трудолюбивый - ленивый

Меньше - больше

Далеко — близко

Можно - нельзя

Ближе — дальше

Короче - длиннее

Тяжело - легко

Глубина- мель

зимний - летний

тяжелый - легкий

далекий – близкий

слабый - выносливый

темнеет - светлеет

ругать - хвалить

справа - слева

близко - далеко

быстро - медленно

грусть - веселье

зима - лето

труд — лень

радость - печаль

ненависть - любовь

скука- веселье

труженик - лентяй

ДЛЯ ЗВУКА;-Л-

Добрый - злой

Грустный - веселый

Трусливый- смелый

Горький - сладкий

Сильный - слабый

Старый - молодой

Жаркий - холодный

Неуклюжий - ловкий

Черный - белый

Старший - младший

Грубый -ласковый

Противный - милый

Умный - глупый

Мелкий –глубокий

Плакать - улыбаться

Ломать - делать

Темно - светло

Сила-слабость

Жара - холод

ум - глупость

смех - плач

мель - глубина

старость - молодость

слабость - сила

доброта - злость

холод - тепло

горько - сладко

плач - улыбка

грубость - ласка

тонко -толсто

тонкий - толстый

скучный - веселый

мять – гладить

говорить - молчать

улыбаться - плакать

много - мало

добро - зло

конец - начало

ДЛЯ ЗВУКА-Р-

Злой - добрый

Веселый - грустный

Смелый — трусливый

Храбрый - трусливый

Молодой - старый

Узкий - широкий

Холодный - жаркий

Живой - мертвый

Последний — первый

Тупой — острый

Трусливый - геройский

Ленивый — трудолюбивый

Длинный - короткий

Белый  - черный

Бледный - румяный

Плохой - хороший

Сладкий — горький

Больной - здоровый

Младший — старший

Мягкий - твердый

Тесный - просторный

Новый - старый

Твердый - хрупкий

Поздний - ранний

Открытый — закрытый

Тихий — громкий

Мягкий - твердый

Медленный — быстрый

Милый - противный

Печальный — радостный

Вражеский — дружеский

Горестный - радостный

Ласковый - грубый

Худой - жирный

Сухой - мокрый

Внутренний — наружный Сегодняшний – завтрашний

Мелкий – крупный

Дети – родители

Жизнь – смерть

Веселье – грусть

Молодость – старость

Ребенок - взрослый

лениться - трудиться

отдыхать - работать

скомкать - разгладить

выиграть - проиграть

застегнуть - расстегнуть

открыть - закрыть

встречать - провожать

грустить - радоваться

встречать - провожать

давать - брать

хвалить - ругать

внизу- вверху

холодно - жарко

слева - справа

сухо - сыро

приятно-противно

медленно- быстро

тихо- громко

плохо - хорошо

узко- широко

длинно -коротко

храбро - трусливо

дешево - дорого

сегодня - завтра

война - мир

вечер - утро

лентяй - труженик

друг - враг

утро-вечер

финиш - старт

горе - радость

лень - труд

холод - жара

веселье - грусть

отдых - работа

сестра - брат

враг - товарищ

храбрец – трус

сестры – братья

трус – герой

низ – верх

встреча - проводы

ДЛЯ ЗВУКА-РЬ-

Чистый - грязный                          

Сладкий - горький                          

Густой - редкий                                  

Холодный- горячий

Вечерний - утренний                          

Прямой - кривой                  

Наружный - внутренний                  

Провожающий - встречающий        

Ищущий — прячущий                          

Нашедший - потерявший                  

Улыбается - ревет                         

Провожает - встречает                  

Молчит - говорит                          

Разрешать - запрещать                  

Найти - потерять                          

Ушел – пришел                        

сзади - спереди

чисто - грязно

сладко - горько

густо - редко

уже - шире

прямо - криво

жизнь - смерть

враг - товарищ

трус - храбрец

радость - горе

чистота - грязь                        

находка - потеря

отъезд - приезд

проводы - встреча

искать -прятать

отъезжать - приезжать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Методические рекомендации по использованию материалов ООР «Аудиохрестоматия. РФ. Мировая литература голосами мастеров сцены»

Сегодня, на мой взгляд, необходимо использовать аудиозаписи чтения произведений мастеров слова. Ребенку вдруг раскрываются возможности известного артиста. Он видел его по телевизору и запомнил...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Методические рекомендации по использованию коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся

В статье представлены основные варианты коллективных форм обучения студентов для формирования их мотивации к знаниям...

Методические рекомендации по использованию разработанной системы оценивания рецептивных лексико-грамматических навыков учащихся

Практическая значимость состоит в том, что предлагается конкретный материал по контролю сформированности языковых навыков в виде разработанного комплекса тестовых заданий , который в дальнейшем может ...