Диагностическая карта ребенка с РАС
учебно-методический материал

Яшина Яна Михайловна

 К.С. Лебединская, О.С. Никольская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_obsledovaniya_autista.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта аутичного ребенка

(по К.С. Лебединской, О.С. Никольской)

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речевой анамнез

1. Развитие предречевых функций: а) гуление с 6 месяцев; б) лепет с ____________ месяцев.

2. Первые слова

а) до года ___________________________________________________________________________

б) в 1-2 года _________________________________________________________________________

в) в 2-3 года _________________________________________________________________________

3. Фразовая речь

до 2-х лет с 1 г.1 мес. __________________________________________________________________

в 2-3 года ___________________________________________________________________________

после 3-х лет _________________________________________________________________________

Необычные первые слова ______________________________________________________________

Фразовая речь без этапа слова __________________________________________________________

Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно _____________________________________

Отказы от пользования речью после 2-х лет _______________________________________________

Полностью некоммуникативная речь _____________________________________________________

Недостаточность коммуникативной речи __________________________________________________

Отсутствие звукоизобразительных слов ___________________________________________________

«Взрослая» речь _______________________________________________________________________

Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы взрослого _____________________

Нарушение интонирования и модулирования. Речь монотонна ________________________________

«Попугайная» речь, неадекватная ситуации ________________________________________________

Избирательное отношение к словам ______________________________________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам __________________________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» после 5 лет __________________________________________

Когда стал узнавать близких _____________________________________________________________

Когда стал реагировать на звук, на свое имя ________________________________________________

Когда и как протекал период лепета ______________________________________________________

Был ли он? ____________________________________________________________________________

Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года) ______________________________

Что понимает из речи взрослых в настоящее время __________________________________________

Задает ли вопросы? ____________________________________________________________________

Где воспитывался ребенок? ______________________________________________________________

Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье ________________________

Получал ли логопедическую помощь (какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ______________________________________________________________________________________

Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития? ______________________________________________________________________________________

Не находился ли длительное время в больнице? ____________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1. ВЫЯСНЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Реакция ребенка на обращенную к нему речь _______________________________________________

(если ребенок с сохранным слухом не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на свое имя – уровень «нулевой»).

2. ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1. Исследование наличия номинативной функции слова

Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку;

а) на картинке одно и тоже лицо совершает разные действия

б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу – девочка умывается)

в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку:

ПО ВЕЛИЧИНЕ: (большой – маленький, толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.).

ПО ФОРМЕ:

ПО ЦВЕТУ:

г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)

Из чего ты пьешь?

Что ты надеваешь на ножки?

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

2. Выяснение понимания грамматических форм слова

а) Различение единственного и множественного числа имен существительных __________________

б) Различение единственного и множественного числа глаголов _______________________________

в)  Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов ____________________________

г) Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов ______________________________________________________________________________________

3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама – мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье).

4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова).

5. Понимание развернутых грамматических конструкций (например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети. кто ушел? кто остался дома? Девочка причесалась после того, как умылась. что она сделала раньше? и т.д.).

ДЛЯ АНАЛИЗА. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

«Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на  

                       свое имя, реже на интонации, запрещения или поощрения.

«Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена

                        близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у  

                         куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек,

                         хорошо известных ему в быту.

«Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных

                        картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на

                        сюжетных картинках (идет, сидит, читает).

«Расчлененный» - различает имена значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями,

                        суффиксами, приставками).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

а) Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т.д.

б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб? и т.д.

в) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

а) Названия действий предметов (по картинкам)

б) Согласование глаголов с существительными (в числе, роде)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой и т.д.). Согласование прилагательных с существитеьными.

4. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетным картинкам.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ

1. Повторение изолированных звуков и слогов (с целью выяснить, насколько четко ребенок различает отдельные звуки и насколько он находит для них артикуляцию).

2. Повторение близких фонем (типа: ба-па, да-та). Проба на наличие четкого речевого слуха; трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха).

3. исследование способности сохранять серийные ряды звуков. Повторение серии слогов типа: би-ба-бо, бо-ба, бо-ба-би.

4. Выявление способности воспроизводить модели слогов с наглядной опорой (трехсложные: лопата, ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха, пирамида, надевает и т.д., пятисложные: умывается, одевается и т.д.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Наличие фразовой речи _____________________________________________________________

2. Объем и типы предложений _________________________________________________________

3. Свободное пользование фразовой речью _______________________________________________

4. Составление рассказа по серии картинок _______________________________________________

5. Способность к пересказу ____________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

1 ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть.

ГУБЫ (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные)

ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние).

ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

ЧЕЛЮСТИ (верхняя выдвинута вперед – прогнатия, нижняя выдвинута вперед - прогения)

НЕБО (узкое; высокое, плоское низкое)

ЯЗЫК (массивный, маленький, укороченная уздечка).

б) Подвижность органов артикуляционного аппарата

Выполнение заданий по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции:

  • облизать губы языком;
  • постараться дотянуться языком до носа;
  • отведение вытянутого языка направо-влево;
  • пощелкать языком;
  • поцокать;
  • сделать язык широким, распластанным;
  • сделать язык узким;
  • поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;
  • вытянуть губы вперед трубочкой;
  • растянуть губы в улыбку;
  • делать попеременно эти движения, меняя ритм;
  • вытянуть назад нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад;
  • раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад;
  • раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти.

(При этом отметить своду и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому).

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОЗНОШЕНИЯ

        При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов)

В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.

        Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается.

3. РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ. Заключение логопеда

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФИО________________________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________________

Телефон _____________________________________________________________________________

Программа обучения __________________________________________________________________

Посещение ребенком ранее дошкольного учреждения или школы ____________________________

Краткие сведения из анамнеза:

Особенности раннего развития и лечения

                                                                        __________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________  

______________________________________________________________________________________  

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Жалобы:

1. ____________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________________

Общие данные

 

I

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы

1

Визуальный контакт:

1.1

Устанавливает

1.2

Не устанавливает

2

Коммуникативные отношения:

2.1

Вступает

2.2

Не вступает

3

Контроль за поведением:

3.1

Осуществляет самостоятельный контроль

3.2

Импульсивен, но возможен внешний контроль

3.3

Стереотипное поведение

3.4

Полевое поведение

3.5

Инактивен

3.6

Аспонтанен

3.7

Нуждается в дополнительном поощрении

4

Общение (с взрослыми и детьми):

4.1

Общается

4.2

Не общается

4.3

Избирателен в общении

4.4

Общение формальное

4.5

Наблюдает со стороны

4.6

Не интересуется

4.7

Проявляет агрессивные вспышки

4.8

Копирует поведение других

4.9

Общения избегает

5

Особенности поведения в общественных местах:

5.1

На прогулке

5.2

В транспорте

6

Испытывает ли страхи:

6.1

Мотивированные

6.2

Немотивированные

II

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Целенаправленность:

1.1

Деятельность целенаправленна

1.2

Деятельность хаотична

2

Сосредоточенность:

2.1

Сосредотачивается на конкретном задании

2.2

Кратковременно сосредотачивается на конкретном задании

2.3

На конкретном задании не сосредотачивается

3

Отношение к инструкциям педагога:

3.1

Принимает

3.2

Не принимает

3.3

Выполняет по своему

4

Наиболее продуктивные виды деятельности:

4.1

Игровая

4.2

Учебная

III

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

1

Вербальное общение:

1.1

Полностью доступно

1.2

Способность вести диалог в стандартных ситуациях (как тебя зовут,

сколько тебе лет и пр.)

1.3

Отсутствие способности к ведению диалога (использование

речевых штампов, стереотипий без связи с ситуацией)

2

Невербальное общение:

2.1

Визуальный контакт

2.1.1

Адекватный

2.1.2

Неадекватный

2.1.3

Следит за взором собеседника

2.1.4

Показывает глазами

2.1.5

Эпизодический

2.1.6

Избегает

2.1.7

Отсутствует

2.2

Жесты:

2.2.1

Указательный жест

2.2.2

Другие формы использования жестов

2.3

Мимика:

2.3.1

Адекватная

2.3.2

Неадекватная

2.3.3

Отсутствует

2.4

Интонация:

2.4.1

Адекватная

2.4.2

Неадекватная

2.4.3

Плохо модулированная

3

Знание о других людях:

3.1

Об учащихся (имена, фамилии, пол)

3.2

Об учителях (имя, отчество учителя, других специалистов)

3.3

Имеет ли друзей

3.4

Есть ли предпочтения в общении

3.4

Имеет ли представление о том, что «любит» или «не любит» другой

человек

IV

СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

1

Навыки самообслуживания (мытье рук, вытирание рук

полотенцем, самостоятельный туалет, одевание и раздевание,

застегивание и шнуровка):

1.1

Сформированы

1.2

Частично сформированы

1.3

Не сформированы

2

Прием пищи:

2.1

Ест самостоятельно

2.2

Ест с помощью взрослого

2.3

Ест только определенную пищу

V

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Предметные действия:

1.1

Осуществляет

1.2

Не осуществляет

1.3

Предпочитает манипуляцию с предметами

1.4

Предпочитает упорядоченные действия с предметами

2

Предназначение игрушек:

2.1

Понимает

2.2

Не понимает

3

Самостоятельные игровые действия:

3.1

Осуществляет

3.2

Не осуществляет

4

Совместные игровые действия:

4.1

Осуществляет

4.2

Не осуществляет

5

Использование предметов-заменителей:

5.1

Очень широко использует

5.2

Иногда использует (в какой ситуации)

5.3

Не использует

6

Ролевая игра (не сформирована; сформирована – на какой стадии):

6.1

Сюжетная игра

6.2

Символическая игра

6.3

Игра с правилами

7

Что предпочитает делать в свободное время (рисует, читает, лепит,

увлечен компьютером, поет и т.д. или бездействует):

8

Поведение во время игры:

8.1

Как себя ведет во время игры (стереотипно, гибко)

8.2

Как общается во время игры (вступает в контакт; берет на себя

роль ведущего; является ведомым в игре; легко выходит из игры;

 на определенном этапе происходит «застревание»; при выводе из

игры происходит аффективная вспышка)

VI

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка

1.1

Представления о «себе»

1.1.1

Правильно использует личное местоимение и притяжательные формы

(«я», «я-ты», «я-мы», «я-вы» и т.д.)

1.1.2

Путает

1.1.3

Говорит о себе в «третьем лице»

1.2

Знание собственного имени, фамилии, адреса, имен родителей и т.д.

1.2.1

Сформированы

1.2.2

Не сформированы

2

Восприятие сенсорных эталонов:

2.1

Представление о цвете

2.1.1

Основные цвета:

2.1.1.1

Соотносит

2.1.1.2

Показывает

2.1.1.3

Называет

2.1.2

Оттеночные цвета:

2.1.2.1

Соотносит

2.1.2.2

Показывает

2.1.2.3

Называет

2.2

Представления о форме:

2.2.1

Соотносит

2.2.2

Показывает

2.2.3

Называет

2.3

Представление о величине

2.3.1

Соотносит

2.3.2

Показывает

2.3.3

Называет

2.3.4

Строит сериационные ряды из 3 элементов

2.3.5

Строит сериационные ряды из 10 элементов

2.4

Избирательность восприятия (н-р знает все цвета и их оттенки,

 но предпочитает некоторые особенно; или некоторые формы и т.д.)

3

Восприятие пространственных соотношений

3.1

Ведущая рука:

3.1.1

Правая

3.1.2

Левая

3.2

Ориентировка в сторонах собственного тела:

3.2.1

Ориентируется

3.2.2

Не ориентируется

3.3

Дифференциация пространственных понятий:

3.3.1

Выше-ниже

3.3.2

Дальше-ближе

3.3.3

Справа-слева

3.3.4

Впереди-сзади

3.3.5

В центре

3.4

Ориентировка на плоскости:

3.4.1

Ориентируется

3.4.2

Не ориентируется

3.5

Ориентировка в пространстве:

3.5.1

Ориентируется

3.5.2

Не ориентируется

3.6

Целостный образ предмета:

3.6.1

Складывание разрезных картинок из частей

3.6.2

Разрез по вертикали

3.6.3

Разрез по горизонтали

3.6.4

Разрез по диагонали

3.6.5

Разрез по ломаной линии

3.7

Временные представления:

3.7.1

Календарь

3.7.2

Дни недели

3.7.3

Времена года и их характеристики

4

Конструктивный праксис

4.1

Складывание фигур из палочек:

4.1.1

По подражанию

4.1.2

По образцу

4.1.3

По представлению

4.2

Конструирование из строительного материала:

4.2.1

По подражанию

4.2.2

По образцу

4.2.3

По представлению

5

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость,

 переключение)

5.1

Плохо сосредоточивается:

5.1.1

С трудом удерживает внимание на объекте

5.1.2

Низкая концентрация

5.2

Внимание поверхностное, недостаточно устойчивое:

5.2.1

Быстро истощается

5.2.2

Требует переключения на другой вид деятельности

5.2.3

Плохое переключение внимания

5.3

Внимание достаточно устойчивое:

5.3.1

Длительность сосредоточения и переключения

внимания удовлетворительная

6

Память:

6.1

Преобладает зрительная

6.2

Преобладает слуховая

6.3

Преобладает ассоциативная (опосредованное запоминание)

6.4

Запоминание материала:

6.4.1

Запоминает хорошо, быстро

6.4.2

Удерживает в памяти долго

6.4.3

Запоминает плохо

6.4.4

Быстро теряет

6.5

Избирательность памяти:

6.5.1

Зависит от материала

6.5.2

Зависит от анализатора

7

Пресыщение:

7.1

Ярко выражено

7.2

Возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности

7.3

Практически отсутствует

8

Утомление:

8.1

Ярко выражено

8.2

Возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности

8.3

Практически отсутствует

VII

МОТОРИКА

1

Общая моторика

1.1

Координация движений (неуклюжий, ловкий и пр.)

1.2

Выполнение движений по инструкции (физические упражнения)

1.3

Ходьба (прямохождение, ходьба по лестнице и т.д.)

1.4

Прыжки (на 2 ногах, на 1 ноге)

1.5

Бег

2

Мимические движения лица:

2.1

Улыбка

2.2

Плач

2.3

Серьезное выражение лица

2.4

Полное отсутствие мимических движений

3

Мелкая моторика:

3.1

Координированность движений пальцев рук

3.2

Выполнение двигательных актов пальцами рук:

3.2.1

Застегивание

3.2.2

Завязывание

3.2.3

Шнуровка

3.2.4

Вдевание

3.3

Манипуляция с мелкими предметами (пуговицы, мелкий конструктор):

3.3.1

Осуществляет

3.3.2

Не осуществляет

3.4

Трехпальцевый захват:

3.4.1

Сформирован

3.4.2

Не сформирован

4

Имитация двигательных нарушений:

4.1

Пониженный тонус

4.2

Псевдогиперкинезы

4.3

Наличие двигательных стереотипий (их связи с ситуацией)

5

Графическая деятельность:

5.1

Обводка

5.2

Соединение по точкам

5.3

Штриховка

5.4

Закрашивание

5.5

Прорисовывание

5.6

Твердость прописываемых линий

5.7

Аккуратность линий

5.8

Рисунок (срисовывание, спонтанное рисование)

VIII

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1

Общая характеристика речи:

1.1

Мутизм

1.2

Наличие эхолалий

1.3

Наличие речевых штампов (указать какие)

2

Звукопроизношение:

2.1

Правильное

2.2

Нарушенное

3

Объем словаря

3.1

Активного:

3.1.1

Достаточный

3.1.2

Малый

3.1.3

Недостаточный

3.2

Пассивного:

3.2.1

Достаточный

3.2.2

Малый

3.2.3

Недостаточный

3.2.4

Наличие неологизмов

4

Интонация:

4.1

Речь интонирует

4.2

Речь не интонирует

4.3

Наличие специфических интонаций

5

Фразовая речь:

5.1

Присутствует

5.2

Отсутствует

6

Грамматический строй речи:

6.1

Правильный

6.2

Неправильный

7

Составление рассказа:

7.1

Составляет (по картинке, по плану, самостоятельно)

7.2

Особенности составления пересказа

7.3

Не составляет

IX

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1

Уровень развития мышления:

1.1

Предметно-действенное

1.2

Наглядно-образное

1.3

Абстрактно-логическое

2

Причинно-следственные отношения:

2.1

Устанавливает

2.2

Устанавливает, но искажает (с опорой на латентные признаки)

2.3

Не сформированы

4

Понимание рассказа со скрытым смыслом:

4.1

Устанавливает скрытый смысл

4.2

Частично улавливает скрытый смысл

4.3

Не улавливает скрытый смысл

5

Проба «4-й лишний»:

5.1

Выделяет

5.2

Выделяет с опорой на латентные признаки (указать, какие)

5.3

Не выделяет

6

Существенные признаки предметов и явлений:

6.1

Выделяет

6.2

Избирательно выделяет (с опорой на латентные признаки)

6.3

Не выделяет

X

СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

Предполагаемая программа обучения:

1

Программа для детей с умственной отсталостью

2

Математика

2.1

Владение счетными операциями:

2.1.1

Формальный счет

2.1.2

Осмысленный счет в пределах возрастной нормы

2.1.3

Отсутствие счета (снижение уровня мыслительных операций)

2.2

Решение задач:

2.2.1

Задачи не решает

2.2.2

Решает задачи формально

2.2.3

Решает простые задачи осмысленно

2.2.4

Решает задачи осмысленно в соответствии с возрастной нормой

2.2.5

Задачи решает осмысленно в соответствии с программными

требованиями

3

Чтение

3.1

Навык чтения:

3.1.1

Владеет навыками глобального чтения

3.1.2

Владеет навыками послогового чтения

3.1.3

Владеет навыками побуквенного чтения

3.1.4

Читает бегло

3.2

 Техника чтения:

3.2.1

Соответствует требованиям школьной программы

3.2.2

Ниже требований школьной программы

3.3

Понимание смысла прочитанного:

3.3.1

Смысл прочитанного понимает

3.3.2

Смысл прочитанного понимает частично

3.3.3

Смысл прочитанного не понимает

4

Письмо

4.1

Навык письма:

4.1.1

Письмо элементов букв

4.1.2

Письмо печатными буквами

4.1.3

Письмо прописными буквами

4.2

Списывание:

4.2.1

Списывает печатные буквы

4.2.2

Списывает печатные слова

4.2.3

Списывает печатный текст

4.2.4

Списывает прописные буквы

4.2.5

Списывает прописные слова

4.2.6

Списывает текст прописными буквами

Заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

Форма и программа обучения ребенка:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-педагогическая характеристика по результатам обследования

Мелеховой Марины___________________ г.р.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

С момента начала занятий (январь 2010 г.) на сегодняшний день наблюдается в целом положительная динамика. Девочка вступает в контакт с педагогом, ситуацию занятий принимает, инструкции выполняет при условии подкрепления их жестами.

Визуальный контакт с педагогом установлен, просьбу: «Посмотри на меня» удовлетворяет не всегда, на критичный взгляд не реагирует. Наблюдаются элементы аутоагрессии (стучит руками по коленям или столу)

Наблюдаются элементы «полевого» поведения (после окончания занятия, в игровой ситуации)

С близкими людьми (мамой) контакт устойчив, реагирует на инструкции и замечания, хотя часто требует выполнения собственного желания, не зависимо от ситуации.  

На занятиях принимает правила педагога. При нежелании выполнять задание или пресыщении им наблюдается негативизм, частичный отказ от выполнения задания. Во время игровых занятий эмоциональный фон более стабилен, однако предпочитает самостоятельные действия-манипуляции   (вертит в руках веревочку или пояс). Основным препятствием в усвоении знаний является отсутствие речи.

ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

Показывает по просьбе фотографии мамы, папы, младшей сестры. Навыки самообслуживания сформированы частично. Может самостоятельно одеться, помыть руки.  Ест самостоятельно, но не всегда аккуратно, к пище относится избирательно, требовательна к внешнему виду некоторых продуктов и сервировке стола (обращает внимание на то, как порезаны некоторые продукты, например, хлеб или колбаса), в случае отступления от привычных  моментов за столом  проявляет недовольство. К внешнему виду относится равнодушно.

ХАРАКТЕР ДЕТЕЛЬНОСТИ

Деятельность целенаправленна при условии организации ее взрослым, часто требует контроля со стороны взрослого. На занятиях не проявляет инициативы, в основном учебные действия носят формальный характер. Самостоятельная деятельность стереотипна. Для привлечения внимания на занятиях используется материал лично значимый для ребенка (картинки из любимых мультфильмов). К расписанию занятий жестко не привязана, хотя его составление позволяет организовать и упорядочить деятельность девочки, что ей частично принимается. Для стимулирования продуктивной деятельности используется поощрение.

ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ

Моторно достаточно ловка, но сложное координаторное действие доступно не всегда. Умеет прыгать, бегать. Выполнение упражнений по инструкции не доступно. Мелкая моторика не достаточно развита. Графическая деятельность хаотична. Ведущая рука – правая.

ИГРА И ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Не избегает общения с детьми и с взрослыми, но при этом безинициативна. Играет под руководством взрослого. Правила игры принимает частично.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

Произношению доступны некоторые звуки, звукокомплексы , простые слова (ма-ма, на, па). Самостоятельная речь отсутствует, выражает просьбу мимикой, жестами. Обращенную простую инструкцию понимает и принимает при условии подкрепления инструкции жестом.  

Определение объема пассивного словаря на данном этапе затруднено, т.к. ребенок не выполняет задания по инструкции. Соотносит геометрические фигуры по цвету, форме, величине. Под руководством взрослого доступны простые виды аппликации. Все задания ребенок выполняет после предварительного показа педагогом последовательности действий. При ошибках выполнения все чаще стала исправлять их самостоятельно. Стала внимательнее относиться к анализу результата работы.

У ребенка имеется потенциал для дальнейшего развития при условии реализации специальных  психолого-педагогических форм и методов работы.

                        Психолог:                                                                                       О.В. Суманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностическая карта ученика

диагностическая карта ученика-это отражение его степени обучаемости, обученности и результатов.По данным, отраженным в диагностической карте учитель должен отслеживать умения приобретенные учащимися и...

Диагностическая карта Лебедевой И.В.

Исправленный и верный вариант диагностической карты....

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка 4=5 лет

Диагностическое обследование проводиться учителем-дефектологом 3 раза в год для отслеживания эффективности коррекционной работы, на основе тифлопедагогического обследования составляется индивидуальная...

Диагностическая карта тифлопедагогического обследования ребенка старшей группы

Проводимое диагностическое обследование позволяет тифлопедагогу разработать индивидуальную коррекционную программу, отслеживать ее эффективность и осуществлять взаимосвязанную работу со всеми специали...

Диагностические карты слабоуспевающие

Диагностические карты 7-9 классы...

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

Диагностическая карта для обследования ребенка.

Диагностический материал обследования (задания) ребенка :* Анкетные данные* Анамнез* Психофизическое развитие*Сенсорное развитие*Развитие ВПФРазвитие мелкой моторики*развитие крупной моторики....